Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Новый поворот

Марши в Киеве, суд над Саакашвили и волна политических скандалов — для кого и кем расчищается дорога в украинском политикуме?
11 декабря, 19:16

Бывший президент Грузии Михеил Саакашвили в зале Печерского суда в понедельник заверил, что не заинтересован в какой-либо конфронтации, и подчеркнул, что не призывает ни «к каким резким действиям». Правда, его недавние призывы к свержению «власти барыг», безусловно, не выглядят половинчатыми. Именно Саакашвили занял наиболее радикальную позицию относительно Президента, что наталкивает на мысль: не используют ли его персону другие силы как «бульдозер протеста»?

В понедельник состоялось заседание по поводу избрания Саакашвили меры пресечения после его задержания в прошлую пятницу. Адвокат задержанного политика Руслан Чернолуцкий заявил, что за Саакашвили готовы поручиться 10 народных депутатов. Сторона Саакашвили отказалась от этого, требуя освободить политика без всевозможных «но». Перед тем в воскресенье в Киеве состоялась массовая акция «за импичмент» Президента и с требованием освободить из-под стражи Михеила Саакашвили. Среди прочих требований протестующие традиционно требовали не препятствовать деятельности НАБУ и не увольнять Артема Сытника с поста главы НАБУ. Темы «политической реформы», антикоррупционного суда как-то растаяли среди транспарантов и флагов.

Напомним, что первое шествие к правительственному кварталу в ряде протестных акций против действующей власти состоялось 17 октября. Тогда флаги партий плотно заслоняли национальные флаги, а участники шествия не всегда могли точно объяснить мотив своего марша. Кое-кто из тех, кто позиционировал себя как лидер протестов, так называемые антикоррупционеры и еврооптимисты, в этот раз не появились на уже специально обустроенной на Майдане сцене. Следует отметить, что количество участников протестов каждый раз растет (в этот раз до 10 тысяч человек), а сама акция оформилась даже в логотипы и другую символику, которая сводится к одному слову — импичмент.

ПРАВОВАЯ СТОРОНА

То, что оппозиционные силы не могут ждать полтора года до следующих выборов и говорят об «импичменте» (не просто о законе об импичменте, а именно об импичменте), уже сегодня доказывает, что дело вовсе не в этой процедуре. Дело исключительно в том, что президентская кампания уже началась. Апеллирования же к «идеалам Майдана», Небесной Сотни и призывов «Киев, вставай!» в то время, как агрессор всячески хочет продемонстрировать миру, что в Украине продолжается «гражданский конфликт», нельзя назвать ответственными. Недавний конфликт ГПУ и НАБУ еще больше подлил масла в огонь, дав повод в который раз говорить о «коррумпированной власти», которая борется с «единственной надеждой на европейское будущее». Именно так называли НАБУ в толпе в воскресенье. Вообще стоит отметить, что протест в головах людей уже обретает формы рефлективных претензий, а это значит, что политикам со сцены все легче апеллировать к толпе. «Нет» политическим репрессиям!», «Борьба с коррупцией!», «Власть убивает патриотов!», «Барыгам тюрьмы!» и уже классическое «Банду геть!» — цензурные лозунги (были и нецензурные), которые тоже нашли свою почву. Зато упомянутые слова «Киев, вставай!» из уст жены Саакашвили, мягко говоря, удивляют. Имеет ли она право на такие призывы?

В свою очередь, действия власти с точки зрения профессионализма нельзя назвать удачными, так как она довольно грубо и примитивно использует правоохранительные органы против оппонентов. Разбитый автобус СБУ, неудачные попытки задержания, Саакашвили на крыше дома сделали для него главное — картинку. Последнее же его задержание (8 декабря) породило еще больше вопросов к правоохранительным органам. Сам Саакашвили в зале суда вообще сказал, что «прокурор, которого послал за ним Луценко, обманул его». По словам задержанного, прокурор уверял его, что никто его задерживать не будет, а приглашают только на беседу.

«В юридической плоскости нужно начинать с того, что обвинение, о котором идет речь в отношении Саакашвили, является абсурдным, — дает комментарий «Дню» адвокат Николай СИРЫЙ. — И статья, которая ему инкриминируется, является специфической (часть 2 статьи 256 Уголовного кодекса (содействие участникам преступных организаций и укрывательство их преступной деятельности) и предусматривает от 5 до 10 лет лишения свободы. — Авт.). Ее специфика состоит в том, что любое обвинение в содействии преступной деятельности по этой статье может инкриминироваться лишь в абсолютно очевидных обстоятельствах преступной деятельности. Подчеркиваю — абсолютно очевидных. То есть то лицо, которое обвиняют, должно видеть, что перед ним действительно банда, которая имеет целью совершать преступления, и, понимая это, человек способствует этой преступной деятельности. Потому что иначе по этой статье можно привлечь к ответственности 40 миллионов украинцев, покупающих в Украине бензин, который, в свою очередь, был завезен в Украину на преступные деньги Януковича, и потому они преступники, что таким образом способствуют преступной организации».

«Таким образом, власть в лице ГПУ и тех консультантов, которые консультируют ГПУ, стала на крайне опасный путь для себя, — отмечает законодатель. — Мы уже неделю слышим о преследовании Саакашвили, а никто в стране четко не может сказать, о какой же преступной деятельности идет речь. Второе обстоятельство. Сам Генпрокурор то ли в результате своей неосведомленности, то ли недостаточной профессиональности фактически прокомментировал все события, которые связаны с так называемым задержанием, и при этом опять же ничего четко не смог сказать. Он сказал, что намеревались задержать и задержали, но при этих обстоятельствах можно лишь по решению суда проводить задержание.

Такого решения суда не было и на данный момент нет. Уже после того как произошли события по задержанию и освобождению Саакашвили из автобуса СБУ, Генпрокурор сказал, что прокуроры направляют в адрес Саакашвили подозрение. Подчеркиваю — после задержания они направляют подозрение. Это за пределами здравого смысла и знания основ юриспруденции. Очень печально, что прокуратура стала на такой путь. С другой стороны, это можно объяснить тем, что мы имеем нереформированную и деградированную еще со времен Януковича прокуратуру. Власть в таком состоянии сохраняла прокуратуру до этого времени лишь для того, чтобы можно было ее использовать в своих узкополитических целях».

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТОРОНА

«Когда Саакашвили переходил границу, там было очень много политиков, — говорит «Дню» руководитель департамента избирательных технологий Агентства моделирования ситуаций Валерий ГОНЧАРУК. — После того как состоялась акция 17 октября, часть из этих политиков отошла в сторону. Не исключаю, что они приобщатся к Саакашвили опять, если у того будет позитивный рейтинговый расклад. Более того, к Саакашвили может приобщиться даже кое-кто из тех, кто в настоящий момент находится в пропрезидентском крыле. С другой стороны, история с Курченко так же уменьшила рейтинг Саакашвили, и, как ни странно, сама власть задержанием последнего опять усилила этот рейтинг. Понятно, что все эти акции стоят достаточно больших денег и политики вкладываются в них не просто так. В этом смысле многие используют волну протеста для того, чтобы о себе напомнить».

Курченко отреагировал на обвинения Генпрокуратуры через свою пресс-службу. В письме он заявил: «Саакашвили не знаю и знать не хочу. А вот с Порошенко мы знакомы и очень хорошо... Я подаю иск о защите чести и достоинства за распространение клеветы на Юрия Луценка». Также стало известно, что оказывается раньше Сергей Курченко подал в суд и на Порошенко.

Появление же лидера Юлии Тимошенко в зале суда дало многим основания допускать, что в будущем списке на парламентских выборах от «Батьківщини» в первой пятерке может появиться и Саакашвили. Ранее она, как известно, уже встречала экс-президента Грузии во время «прорыва» на польской границе. Тимошенко заступилась за Саакашвили в суде и заявила: «Если в Украине есть суд, то сейчас Саакашвили, президента Грузии, должны отпустить из-под стражи прямо в этом зале, домой, без каких-либо домашних арестов. Просто освободить человека, с которым сейчас происходит такое политическое издевательство».

Пока готовился номер, судебное заседание относительно избрания меры пресечения Саакашвили продолжалось.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать