Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Неурегулированная паспортизация

«В отношении множественного гражданства государство тридцать лет делало вид, что оно ничего не замечает. В результате мы имели целых министров с российским гражданством, работавших на государство агрессора», – народный депутат Олег ДУНДА
14 декабря, 16:00
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1998 г.

В Украине нередкими стали скандалы с наличием паспорта страны-агрессора у чиновников. После начала российско-украинской войны, оккупации части территории Украины вопрос наличия гражданства РФ у высших должностных лиц должен был вроде бы остаться в прошлом. До 2014-го действительно даже министры, непосредственно связанные с оборонным сектором, держали при себе паспорта России, куда в конце концов они и сбежали. Но, оказывается, и сейчас не только чиновники среднего звена, но и в министерствах есть лица, у которых с Владимиром Путиным много общего, в частности гражданство. Более того, вся страна могла наблюдать, как глава государства демонстративно мог лично вручить и отнять паспорт у граждан других государств из собственных предпочтений или разочарований.

Что уж тогда говорить о фактически бесправных гражданах Украины, которые не по своей воле остались на своих родных, но оккупированных землях? Напомним, что в этом году перед выборами в Государственную Думу РФ оккупационные администрации так называемых ЛНР и ДНР провели массовую паспортизацию местного населения, предоставив гражданство страны-агрессора жителям оккупированных территорий. Таким образом паспорта Российской Федерации на этих землях позволили правящей путинской партии «Единая Россия», которая организовывала избирательный процесс, обеспечить себе дополнительный процент голосов. Доказательством прямой принадлежности упомянутых оккупационных администраций к правящей кремлевской партии является недавнее вступление в нее главарей «ЛНР» и «ДНР» – Леонида Пасечника и Дениса Пушилина.

Можно много дискутировать о самом институте гражданства, правах и обязанностях лица, имеющего украинский паспорт, но очевиден факт правовой путаницы и манипуляций на эту тему. В частности, открытым остается вопрос идентификации наличия гражданства другой страны у гражданина, умышленно скрывающего этот факт. В нашей стране для такой идентификации фактически нуеобходимо либо расследование спецслужб, либо случайность, когда такой гражданин официально «засветит» второй паспорт в официальной жизни (например, вынужденно обратится к соответствующему консулу за рубежом), что будет зафиксировано украинскими органами. Не будем также забывать, что фактически на территории Украины есть много лиц, у которых есть и фейковые «паспорта» упомянутых псевдореспублик. Эти «документы», безусловно, не имеют никакого значения ни в Украине, ни в мире. Более того, они даже в России далеко не всегда признаются как полноценный Ausweis. Но уже много людей, которые достигли совершеннолетия и которые другого документа, подтверждающего их личность и гражданскую принадлежность, не имеют.

Следовательно, вопрос урегулирования этой ситуации в нашей стране безотлагательный. Более того, оказывается, что наличие паспорта других стран у некоторых государственных чиновников – секрет полишинеля. Поэтому тема множественного гражданства в стенах парламента «буксовала» все годы восстановленной независимости.

Недавно Владимир Зеленский внес в Верховную Раду 5 законопроектов, связанных с гражданством. В частности, в парламент подан проект закона «О внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины», призванный обеспечить правовую определенность отношения государства к украинским гражданам, имеющим гражданство (подданство) других государств. В своих инициативах Президент предлагает, чтобы гражданство Украины предоставляли в случаях рождения в Украине, вследствие принятия или восстановления в гражданстве, усыновления и на других основаниях, предусмотренных международными договорами. В гражданство Украины не принимают тех, кто совершил преступление против человечества, осужденных за совершение тяжкого преступления, и тех, чьи действия создают угрозу национальной безопасности Украины. Народные избранники, политики, претенденты на должности с доступом к гостайне и руководители стратегических гособъектов отмечали в декларации наличие гражданства других стран, а за сокрытие этой информации несли уголовную ответственность. В русле последних событий, когда высшие должностные лица имеют не просто гражданство других стран, а гражданство страны-агрессора, последняя инициатива звучит особенно актуально.


ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«Таким образом, мы урегулируем вопросы, касающиеся двойного гражданства, – сказал Владимир Зеленский. – Ценность гражданства Украины должна расти: украинский паспорт должен быть залогом свободного и безопасного передвижения по миру, а украинец должен чувствовать себя защищенным в любой стране и знать, что на страже его прав и интересов стоит его государство».

Вместе с тем, на минувшей неделе депутаты Олег Дунда (член депутатской фракции политической партии «Слуга народу») и Владислав Поляк (член депутатской группы «Довіра») зарегистрировали альтернативные президентским законопроекты «О внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины» об основаниях и порядке приобретения и прекращения гражданства Украины» (№ 6368-1) и «О предотвращении и противодействии угрозам национальной безопасности Украины в сфере гражданства» (6369-1). Авторы депутатской инициативы считают президентские законопроекты достаточно категоричными, что усложнит голосование за них.

«К сожалению, государство тридцать лет касательно этой темы прятало голову в песок, делало вид, что оно ничего не замечает, и мы теперь имеем серьезную путаницу, – комментирует «Дню» народный депутат Украины Олег ДУНДА. – В результате мы имели целых министров с российскими паспортами, работавших на государство-агрессора. У нас большая практика того, что человек приезжает в Украину, получает украинский паспорт, работает здесь год и покидает нашу территорию с украинским гражданством. Эта проблема состоит в том, что законодательно мы этого не урегулировали и не установили предохранители.

Говоря о проблемах с гражданством, следует признать несколько фактов, от которых нужно отталкиваться. У нас в Украине по экспертным оценкам около 4 млн украинских граждан имеют множественное гражданство. Из них немногим более 2 млн имеют российское гражданство. Из этого мы должны исходить, ведь двойное гражданство у нас не запрещено. Оно у нас не урегулировано. Поэтому каждый человек решал этот вопрос по своему усмотрению. Соответственно, мы не можем запретить, отнять украинское гражданство или налагать санкции на 4 млн наших граждан. Это просто невозможно. Таким образом, мы предлагаем следующее. Урегулировать законодательство, учитывая, что мы имеем вооруженную агрессию РФ против Украины и оккупацию наших территорий, где живут украинские граждане. Второе – мы должны либерализировать законодательство в соответствии с мировой практикой в том виде, что нужно признать уже полученное гражданство других стран, создав учет таких граждан. Кроме того, таким лицам мы должны разрешить избираться, но таким образом, чтобы избиратели знали, за кого они голосуют, знали, что конкретный гражданин имеет двойное или тройное гражданство. Но те, кто имеет двойное гражданство, как минимум на ближайшие десять лет не должны иметь право занимать высшие должности в государстве. Ведь когда речь идет о сессионном зале, то здесь все коллегиально и публично. В конце концов, этих людей избирает народ голосованием. Что касается топовых должностей, то там решения принимаются единолично за закрытыми дверями и народ не может знать истинных мотивов таких назначений.

Отдельная история с российскими паспортами. Российские паспорта используются Москвой в первую очередь для влияния на соседние государства через политическую систему, общественные организации и т.д. Поэтому мы предлагаем признать, что до тех пор, пока у нас Российская Федерация является государством- агрессором, люди, имеющие гражданство еще и этой страны, являются заложниками. Если у тебя есть паспорт РФ, то тебя что-то с ней связывает – либо семья, либо работа, либо имущество. Таким образом, российский паспорт является рычагом влияния на таких граждан. До тех пор, пока такие рычаги влияния существуют, необходимо временно приостановить для них избирательное право. Таким образом, мы выведем их из состояния заложников и Москве не будет смысла выдавать такие паспорта и оказывать давление на таких людей. Но, повторяю, это временный предохранитель до тех пор, пока Российская Федерация является государством-агрессором. Такой опыт есть в мире и предусмотрен Конвенцией ООН о политических правах и свободах. В ней предусматривается, в случае проведения упомянутой либерализации законодательства, к отдельным слоям общества применять соответствующие предохранители.

Даже страны Балтии, у которых всегда была очень жесткая позиция по отношению к двойному гражданству, идут к решению вопроса либерализации законодательства в этой сфере. Замечу, что страны Балтии сразу после восстановления своей независимости, понимая, что Россия является агрессором, ввела жесткие предохранители, чего не сделали мы. Но сейчас государство просто не может не реагировать на объективно существующие вещи и не может не замечать их. Все равно граждане будут сами решать по своему усмотрению, стремятся они получить гражданство той или иной страны или нет. Так что лучше этот процесс фиксировать и регулировать».

По словам инициаторов упомянутых альтернативных президентским законопроектам их философия заключается во введении баланса в вопросах легализации, запретов и безопасности. Упомянутые законопроекты предусматривают, что граждане Украины, имеющие иностранное гражданство (подданство) могут быть избраны в местные рады. любого уровня и в Верховную Раду, однако они обязательно в своих агитационных материалах должны указать свое иностранное гражданство, ведь избиратели должны знать, за кого они голосуют. И принимать решения, зная обо всех иностранных гражданствах кандидатов.

Таким образом, во-первых, следует признать тот факт, что весомый процент украинских граждан уже имеют гражданство других стран. Во-вторых, необходимо сделать максимально открытым доступ к информации о таком гражданстве в отношении лиц, участвующих в процессах государства с соответствующим правовым регулированием степени их влияния на них. Но открытым остается вопрос возможности украинских спецслужб расследовать факты сокрытия наличия гражданства других государств у отдельных лиц и эффективности работы механизма экстрадиции персон, уклоняющихся от украинского правосудия, прикрываясь иностранным подданством.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать