Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Мы сто процентов кого-то будем терять»

О чем свидетельствует замена руководителя Офиса Президента и в каком состоянии кадровая политика новой власти?
11 февраля, 18:18
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Слухи о кадровых перестановках в Офисе Президента, которые продолжались в последние недели, получили развязку во вторник. Андрея Богдана на должности руководителя ОП заменил помощник Президента Украины Андрей Ермак. Сам Богдан никакой должности взамен пока не получил. Еще в канун «офисной» рокировки, Владимир Зеленский подтвердил, что в его команде есть конфликты.

«Есть конфликты. Они мешают работать. Я всегда против таких конфликтов, потому что в них нет победителей и не бывает ничьей. К сожалению. Поэтому мы теряем или время, или теряем людей. А все, кто работает в Офисе, они все — профессиональные люди. То есть мы сто процентов кого-то будем терять. Потому что ты не можешь жить в постоянном конфликте. Вот и все», — сказал Президент (interfax.kiev.ua).

Борьба групп влияния в окружении Президента началась фактически сразу с победой Владимира Зеленского. Об этом много писали в СМИ, в частности телеграм-каналах, которые в последние месяцы растут как грибы после дождя, выступая не просто источником информации, но и инструментом борьбы одних кланов против других. Кроме фамилий Богдана и Ермака, еще после инаугурации Зеленского (и в настоящее время), называлась еще одна фамилия претендента на должность руководителя президентского офиса (действующий глава СБУ Иван Баканов), однако ни тогда, ни сейчас звезды не сошлись в его пользу.

Аппаратную борьбу выиграл Андрей Ермак, который фактически не отходил от Зеленского, в чем можно было убедиться во время разных публичных мероприятий. В то время как Богдан занимался внутренними вопросами и выстраивал работу Офиса Президента, Ермак работал на внешнем направлении. Переговоры с россиянами по обмену пленными и вообще «донбассовский кейс» — это было его делом. И, судя по повышению в должности, это направление будет лишь усиливаться, что вызывает предостережение и критику у сторонников предыдущего президента Петра Порошенко, которые обвиняют Зеленского и Ермака в замирении с агрессором за счет украинских интересов. Не будем останавливаться подробно — это отдельная тема, где есть свои плюсы и минусы. 

ФОТО РЕЙТЕР

Теперь Ермаку придется вести не только внешнее направление, но и курировать внутреннюю политику. Андрея Борисовича называют приближенной фигурой к самому Зеленского, хотя кое-кто критикует его и за избыточную близость к россиянам. Богдана, как известно, относили к группе влияния Игоря Коломойского. Пока рановато говорить об усилении позиций так называемой «группы квартала», как принято называть людей Зеленского, однако можем констатировать извечную проблему украинской политики — кадровый голод властных команд, когда делается ставка не на лучших, а на «своих».

Следовательно, как вы оцениваете кадровую политику новой власти, в частности президента Владимира Зеленского? Насколько привнесены новые правила, или у нас все остается в рамках старой системы? Как оцениваете замену руководителя Офиса Президента, что вам известно о будущих перестановках и борьбе «групп влияния»? Выиграет/проиграет ли страна от кадровых изменений во власти?

«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ БЫТЬ СИНЕКУРАМИ И КОРМОВОЙ БАЗОЙ ДЛЯ КЛАНОВО-ОЛИГАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

Олег ПОСТЕРНАК, политтехнолог:

— Кадровую политику шестого Президента, откровенно говоря, оценить чрезвычайно сложно, поскольку, по большому счету, она имеет несистемный и противоречивый характер. Что имею в виду? Кадровая шахматная доска вроде бы заполнена новыми прогрессивными на вид лицами, но большинство из них понятия не имеет, как администрировать процессы государственного уровня. Институционная память нарушена сознательно, поскольку заявка на излом системы автоматически ассоциировалась с личностью Зеленского. Но, оказывается, ломать систему автоматически означает снижение управляемости и может стать угрозой государственности в условиях агрессии на востоке страны.

Совсем неэффективный момент кадровой политики — сделать ставку на людей с западным образованием. Практически, каждый новый министр имеет оттенки западного образования, стажировка и тому подобное. Безусловно, западное образование — это ценности, нормы и все такое, но этого маловато, чтобы решать актуальные вызовы и ориентироваться в украинских условиях. Старая система жива как никогда. На уровне областных и районных администраций, на уровне государственных агентств, комитетов, на уровне менеджмента государственных корпораций. Государственные структуры продолжают быть синекурами и кормовой базой для кланово— олигархической системы.

Андрей Богдан избавиться от своей должности главы Офиса Президента, что будет связано с сокращением влияния Коломойского. Богдан проиграл аппаратную войну за подавляющее влияние на Зеленского. Но и назначение Ермака не означает усиления влияния «российского лобби».  Для Зеленского важно, чтобы на должности главы Офиса был его человек. Ведь на нем контроль внутренней повестки, голосования в Раде, коммуникации с олигархами и стейкхолдерами. Ермак, Баканов, Шефир такими «своими людьми» и являются. То, что Зеленский остановился на Ермаке, говорит в интересах внешнеполитической повестки и приоритете мирного урегулирования на Донбассе как базового направления курса Зеленского. Богдан свою функцию выполнил — выстроил бюрократический аппарат под Зеленского. Но теперь нужно будет его оптимизировать, и мы увидим много «людей Ермака» в системе региональной, например, власти.

«НАЗНАЧЕНИЕ ЕРМАКА ОЗНАЧАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ УСИЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ВЛИЯНИЯ В УКРАИНЕ»

Евгений ДИКИЙ,  ученый, ветеран АТО/ООС, публицист:

— Оценивать кадровую политику сейчас довольно сложно, потому что целостной кадровой политики нет. Ее как не было с момента, когда неожиданно для многих и частично для себя победил Зеленский, так не сложилось с качественной, целостной и продуманной кадровой политикой и сейчас. Конечно, апофеозом был набор людей во фракцию «Слуга народа», который можно охарактеризовать как «поездку в маршрутке». Но с тех пор мало что изменилось: нынешний Кабмин очень пестрый и мозаичный, и кажется, что во время частичных перестановок, которые планируются, принципиально ситуация не изменится. В целом кадровая политика очень хаотичная и несистемная, это, по большому счету, политика затыкания дыр и очень случайных назначений, среди которых случаются как весьма удачные, так и фантастически неудачные, а также много просто непонятных.

Однако сегодняшняя перестановка в ОП знаковая. В первую очередь она означает значительное усиление российского влияния в Украине. Фактически это легализация этого влияния. Дело в том, что Богдана также много чего связывает с Москвой, он, как известно, был там человеком не чужим, однако это была условно линия «предшественников предшественников», то есть линия, которую одно время проводил Янукович —  очень тесные контакты, сотрудничество с Москвой, но все-таки, в первую очередь, защита своих собственных, пусть даже очень примитивных шкурных финансовых интересов, где Москва рассматривалась как игрок, с которым выгодно или не выгодно осуществлять определенные вещи, а где-то может и обмануть больших московских господ. Линия же Ермака  принципиально иная. Это отказ от субъектности в делах с Россией и выполнение напрямую указаний Кремля. Ермак является органической частью российского бизнеса, в частности кинопроизводства, а это идеологическая сфера, которая в России полностью завязана на государство, и человек из российского, идеологического, регулируемого государством бизнесу, теперь официально возглавляет Офис Президента Украины. До того он был «смотрящим» при Зеленском, именно так следует оценивать его роль, а не как переговорщика с украинской стороны во время историй с обменами пленных и разведением войск. И если ранее его формальный статус ограничивался советником, а сфера влияния — международной политикой, которую он подмял под себя уже достаточно давно, то теперь он уже официально становится руководителем ОП в де-факто на сегодня президентской республике. Он теперь второй человек после Зеленского.

Это однозначно усиление позиции России, хотя внутри фракции СН не все так просто, потому что сейчас существуют напряженные отношения с «группой Коломойского», которая сама тянет под Россию из-за финансовых интересов Игоря Валериевича, которому на Запад теперь дороги нет. То есть на общий вектор усиления российского влияния накладываются внутренние клановые разборки внутри Украины. Здесь линии расходятся и направление Коломойского несколько ослабляется.

Андрей Богдан в свое время смог очень неплохо оседлать старую систему и заставить ее принять новых лиц и частично новые правила. Главная ценность Богдана в команде Зеленского была в том, что он был единственным человеком, который хорошо понимал, как работает старая система. Справится ли с этой задачей Ермак — большой вопрос, и я имею сомнения по этому поводу.

«ЕРМАК НА ДОЛЖНОСТИ ГЛАВЫ ОП СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ОБ УСИЛЕНИИ ГРУППЫ ВЛИЯНИЯ САМОГО ЗЕЛЕНСКОГО»

Олег СААКЯН, политолог:

— Кадровая  политика Зеленского мало чем отличается от политики предшественников. С одной стороны, это вызвано объективными обстоятельствами, а именно слабыми институтами, а с другой — субъективными обстоятельствами: отсутствием политической команды, которую Зеленский должен был бы иметь заранее. Поэтому главной становится такая составляющая, как лояльность. Соответственно, Зеленский, как и все его предшественники, выстраивает команду из тех, кто был рядом с ним на протяжении лет сотрудничества в бизнесе и творческой жизни. Это строительство по принципу доверия — в определенных моментах такая система может проявить себя положительно, но Зеленскому и его команде это точно не добавит системности, политической профессиональности и создаст ряд кризисов внутри команды, что мы наблюдаем в настоящий момент. Таким образом, продолжается процесс выхолащивания специалистов из рядов госслужбы и замены их лояльными к новой власти людьми.

В прошлом во властных командах было больше клановых, криминальных и финансово-промышленных связей между людьми, а сегодня — это больше команда креативщиков, которые пришли из телебизнеса. С другой стороны, в команде Зеленского есть большое количество юристов (некий юридический фетишизм) и людей из грантового сектора (представителей неправительственных организаций).

Если говорить о перестановках в Офисе Президента, то Ермак и Богдан — это два человека с абсолютно разными подходами к политике, целями и мотивацией. До сих пор велась борьба их команд за внимание Президента. В результате, по моему мнению, назначение Ермака произошло под давлением нескольких факторов. Во-первых, Богдану уже было неинтересно на этом посту, потому что он не получил ту власть, которую хотел, из-за усиления «группы влияния» Ермака. Во-вторых, он стал более токсичным в публичном поле, а также в новом витке противостояния с Коломойским, ведь Богдан выступал как представитель команды на перекрестке Коломойского и Зеленского. Скорее всего, после этого назначения произойдет смена в менеджменте Офиса Президента, в частности разных институтах, куда заводил своих людей Богдан. Тогда мы сможем проследить, что стало ценой его отставки, поскольку Богдан успел построить свою систему влияний.

Ермак — это профессиональный человек из ближайшего окружения Зеленского, который имеет от него достаточно большой кредит доверия. Он себя проявил достаточно эффективно в организации лидеров «нормандского формата», куда ему удалось затянуть РФ, с точки же зрения управленческого менеджмента, мы его пока не видели. В ближайшие месяцы мы это увидим, тогда можно будет делать выводы. В любом случае, в связке Зеленский — Ермак, глава ОП будет не «серым кардиналом», как это часто происходило в украинской истории, а скорее «своим человеком».

Это назначение свидетельствует об усилении группы влияния самого Зеленского, в дальнейшем мы увидим, что и в Кабмине также будут появляться люди, назначенные не столько как результат компромисса между группами влияния, сколько пролоббированные самим Президентом. То есть мы в настоящий момент с натяжкой, но можем допустить, что этап сбора кадров из разных групп влияния для занятия управленческих ниш из-за кадрового голода завершается и начинается перезагрузка людей как на региональном уровне (ОГА), так и на центральном, на людей, которых определяют Зеленский и его команда.

Думаю, отставка правительства в ближайшее время не состоится, поскольку в настоящий момент много сил брошено на земельную реформу. К тому же действующий Кабмин еще не собрал на себя весь негатив и не сделал свое дело, чтобы уйти. Нынешнее правительство назначалось как компромисс между разными группами влияния, и я не уверен, что сегодня на Банковой хотят разрушить этот шаткий мир, результатом которого стало назначение Гончарука и его Кабмина. Прогнозирую, что нас ждут точечные кадровые перестановки в течение 24-48 часов после принятия закона о рынке земли, чтобы создать дополнительный инфоповод и оттянуть часть внимания от вопроса земли. Полная отставка правительства предусматривала бы полную перераздачу карт разным политическим игрокам, на что пока никто идти не будет. Наибольшие шансы такого сценария ожидаются осенью, когда должны состояться местные выборы.

Когда мы говорим о кадровой политике в Украине, стоит понимать, что просто после назначения новых фигур — без изменения самой парадигмы, качественных изменений ожидать не стоит.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать