Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Инструкция по использованию «полезных идиотов»

«Даже после откровенной агрессии РФ, оккупации территорий и потерь у многих украинцев так и не выработался соответствующий антиманипулятивный иммунитет», — эксперт
25 октября, 19:17
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

С начала российско-украинской войны газета «День» выходила с целой серией публикаций, где тревожной нитью звучала фраза «атака в тыл». Мощная машина российской пропаганды хотя и становится иногда поводом для анекдотов (распятые мальчики в трусиках, истребленные сине-желтые снегири, изнасилованные эпилептические бабки на блокпостах), но учитывая количество пораженных ею граждан, нам не до смеха. И в этом плане даже для закоренелого националиста из Карпатских гор у россиян оказалась подготовленной циничная формула, где этот же националист становится уже элементом пропаганды. Так Россия и целится в наш тыл, уже не используя ни танков, ни градов, а ряд манипулятивных приемов.

Казалось бы, за два года войны украинцы должны были бы «раскусить» детали таких формул внушения. Но гибель маниакального бандита, ростовского автомойщика, гордившегося тем, что пристрелил более десятка пленных, оказалась тестом именно для патриотически настроенных украинцев. Огромная цепь людей в Донецке, которых свезли к гробу этого поддонка, российскими СМИ было представлено как массовое поклонение. Для подготовленного воспринять за чистую монету такой сюжет российского зрителя из Уфы такая картинка логично укладывается в пропагандистский образ «ополченцев». И это ничего, что «ополченец» этот является гражданином РФ. Рядового жителя Донбасса упомянутая толпа ничем не удивляет.

Во-первых, на оккупированных территориях действительно много пророссийского, еще больше за последних два года омраченного кремлевской пропагандой, элемента. Во-вторых, не будем забывать, что мы имеем дело со средой, которая существует в условиях не просто тоталитарной оккупационной власти, но и беспредела. На территории, где существует лишь власть автомата, мы имеем дело с изолированной колбой, в которой можно совершать как дерзкие и кровавые провокации, так и создавать любые телевизионные картинки. Жителю Львовщины или Киевщины трудно понять состояние, господствующее на территории Донбасса, которая фактически превратилась в концлагерь. Трудно рядовому украинцу осознать, что страх — это не тогда, когда с пронзительным свистом прилетает мина, а тогда, когда к подъезду подъезжает «отжатый» джип с головорезами. Поэтому можно понять рефлексии бывших жителей Донбасса, для которых очереди к трупу оккупанта являются болезненным осознанием того, во что превратилась их родная земля. Но украинцам в целом нельзя играть на боли унижения Донбасса, в то время как необходимо делать выводы относительно причин этой трагедии.

Но в унисон с постановкой российского телевидения в социальных сетях буквально поднялась истерика тех, кто позиционирует себя патриотами. Ключевой тезис вброса — «мы не хотим жить с такими людьми!». И это в дни, когда в Луганске на подвал попали три подростка, фотографировавшиеся с украинским флагом, а в Днипре в опере пророссийская дама разбила молотком голову украинскому воину! Политики, эксперты, журналисты начали с нервом философствовать о том, «что делать с жителями Донбасса», как будто это в их руках существуют рычаги влияния и права на чужие судьбы. Некоторые украинские авторитеты просто «сожглись» на довольно несложном, но показательном, поводе.

Но Путин может быть доволен, ведь по всему видно, что отдельные прослойки в украинском обществе определенной мерой доведены до готовности играть в его игру. То есть, используя вроде бы патриотические императивы, в действительности можно попасть в свою же (!) украинскую государственность, разделяя братьев на своих и чужих, а земли на наши и оставленные на поругание оккупанту. Мечта кремлевского чекиста — задушить жертву ее собственными руками — в действии.

Как здесь не вспомнить истерику в социальных сетях год назад по отношению к харьковчанам, в очередной раз избравших Геннадия Кернеса мэром. Оказывается, для общественности этот факт стал разочарованием и позиция «мой дом с краю» в мозгах определенной прослойки патриотов рефлективно (и кое в чем инфантильно) превратилась в «сгорел сарай — гори и хата». Дом единства и государственности! Эстафету «даунбасов» и «совков» тогда на некоторое время переняли «гепнутые» харьковчане.

То, насколько серьезным является этот вопрос, свидетельствует и недавно преданные широкой огласке материалы из якобы частной переписки Суркова, в частности, из которых, в частности, видно, как, используя украинские же СМИ и украинские силы, РФ делает все для накаливания ситуации уже на Закарпатье. Россия работает методично, цинично и творчески, приспосабливаясь под условия и особенности регионов. Хотя и из самой этой переписки те, кого вроде бы «подставляет» такой компромат (в частности, Левочкин), под конец предстают не такими уж плохими персонажами. Снова манипуляция?

Если украинцы, истекающие кровью тысяч убитых соотечественников, так «покупаются» на кремлевские технологии, то что удивительного в том, что на Западе агрессия РФ против Украины тоже воспринимается неоднозначно. Мы забываем, что Москва никогда не оставляла своего влияния на запад. Лекции Штайнмайера на Урале, поцелуи пенсионеров Саркози и Берлускони с Путиным и многое другое — лишь отдельные камни смальты к общей мозаике присутствия российского влияния в Европе. Отметим — исторического присутствия влияния (еще со времен Коминтерна и наивных прокоммунистических фантазеров начала XX века).

На этой неделе издание Atlantic Council обнародовало статью, где признается, что иностранные СМИ поневоле помогают России и скрывают ведение войны РФ на Донбассе. Действительно, западные СМИ, вспоминая смерть Моторолы, подавали его как предводителя «пророссийских повстанцев». Обозреватель справедливо отметил: «На самом же деле Павлов был больше, чем просто «пророссийским». Он вообще-то был россиянином. И речь идет не о цеплянии за слова, это суть всего конфликта. Павлов был одним из десятков тысяч граждан России, которые приехали в соседнюю Украину для того, чтобы развязать войну». Такая статья на иностранном ресурсе является примером противодействия российскому информационному яду. Это пока эпизодическая попытка разобраться в принципиальных нюансах. Для этого ответственного задания необходима не только априорная позиция, но и профессионализм, который требует от журналиста расставлять точки над «і».

Что же украинцы могут противопоставить формулам российского манипулятивного влияния?

«НАМ ПРОСТО НУЖНО ПРЕКРАТИТЬ МЫСЛИТЬ КАТЕГОРИЯМИ ПРЕДАТЕЛЬСТВА»

Дмитрий КУЛЕБА, посол Украины в Совете Европы:

— Россия может позволить себе бесконечный поток искажений и откровенной лжи в информационном пространстве. В наше время мерилом качества СМИ является скорость донесения информации к аудитории. Соответственно, шансы на то, что какая-то очередная «утка» успешно долетит до своей аудитории, растут. Рецепт для противодействия этому прост — медиаграмотность журналистов и факт-чекинг. Медиаграмотность, в первую очередь, включает анализ достоверности источника и платформы, которая распространяет информацию от источника. Для Украины, где, к сожалению, СМИ склонны подхватывать российские новости, потому что их легче перевести на украинский, это особая проблема. Такая простая вещь, как знание журналистами базовых европейских языков, могла бы существенно помочь в отсеивании российских интерпретаций. Что касается восприятия событий в оккупированных Крыму и на Донбассе, то нам просто нужно прекратить мыслить категориями предательства. Россияне являются мастерами фальсификации реальности, и нам нужно игнорировать эту фальшь. Неважно, какая картинка из Крыма или Донбасса. Важно, что это наша земля и наши люди, за которых нужно бороться.

«В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ ПРОДОЛЖАЮТ ПОИСК ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОПАГАНДЕ»

Сергей СОЛОДКИЙ, первый заместитель директора Института мировой политики:

— Когда мы говорим о западных или внутренне украинских дестабилизирующих реакциях на российские провокации, то нужно осознавать, что они, весьма возможно, являются частью спецопераций. Я бы не стал приуменьшать роль российских спецопераций относительно навязывания своего дискурса в западное общество в том числе через западные масс-медиа. Думаю, что страшны не столько прямые каналы информационного влияния, например, «Рашатудей», как другие непрямые средства влияния, которые запущены Кремлем. К ним относятся отдельные симпатики к Кремлю среди политических кругов как праворадикального, так и левого толка. Существуют некоторые лидеры общественного мнения среди экспертов, журналистов, общественных деятелей, особенно из лагеря бывших советологов, то есть тех, кого принято называть «полезными идиотами». Эффективно ли наше сопротивление подобным тенденциям? Очевидно, что самой Украине с этим не справиться, но так именно очевидно, что у нас есть союзники на Западе, с которыми необходимо сотрудничать и вырабатывать соответствующие контрмеры. Эти люди адекватно понимают угрозы, исходящие от РФ, от российских спецопераций, и называют вещи своими именами, что очень важно, ведь размытость определений дает фон для пророссийских манипуляций.

К сожалению, не всегда такое понимание превращается в действие. И это не потому, что наши сторонники не хотят ничего делать, а потому, что не знают, что делать, поскольку информационная сфера достаточно деликатна, особенно в западных обществах, для которых характерна свобода и уважение к журналисту. Поэтому здесь нужно действовать правительствам, и именно правительства отрабатывают средства противодействия российской пропаганде, чтобы при этом не нанести удар по своей главной ценности — свободе слова. Это действительно сложно для Запада, который требует четкого артикулирования угроз и гражданского единства. Для примера того, что на Западе такие угрозы понимают, могу привести пример — инициативу под названием «Стратегические коммуникации». Представители этой инициативы собирают из всех европейских масс-медиа фейковые новости и дезавуируют их соответствующим образом. Они так именно выпускают инструкционные видеоролики, которые объясняют, как можно распознать российскую пропаганду и российскую манипуляцию фактажом, придумыванием фактов.

Нужно задуматься, почему отдельные провокации и спекуляции имеют популярность в обществе, и о них все знают, а об их опровержении — нет? Это особенность человеческой природы, которая не докапывается до истины, а ведется на что-то громкое и поверхностное. Соответственно, российская пропаганда раскручивает определенные вещи, на которые все обращают внимание, и учитывает специфику и слабости человеческой души. Стоит отметить, что зерна манипуляций российская пропаганда посеяла достаточно давно и теперь нанизывает на подготовленную почву новые сценарии внушений. Досадно, что даже после откровенной агрессии РФ, оккупации территорий и потерь у многих украинцев так и не выработался соответствующий антиманипулятивный иммунитет. Если вернуться к западным СМИ, то я сам был свидетелем неоднократных ошибок даже в уважаемых изданиях, например, в NYT, когда Аксенова называли премьер-министром Крыма. Но западные СМИ чувствительно реагируют на замечание и часто исправляют свои ошибки. И там уже говорится не всегда о манипуляциях Кремля, а об элементарной невнимательности, неаккуратности, неспособности разобраться в глубинных вопросах, а следовательно — о безграмотности журналистов. Конечно, в Украине должны быть те, кто должен соответственно реагировать и посылать замечания редакторам ресурсов. Это и реально, и необходимо делать.

Но должен сказать, что в западных странах все же продолжают поиск инструментария для противодействия российской пропаганде. Хотя это не всегда публично заметно. Они также обращаются и к украинским экспертам, но, опять же, не всегда наши советы годятся для либеральных обществ. И, безусловно, в своем либерализме эти общества уязвимы к российским информационно-манипулятивным токсинам.

Также обращу внимание, что в России есть большой опыт по работе и подкупу ключевых людей на Западе. У меня есть большое исследование на тему, как еще советская Россия работала с западными элитами, начиная с 20-х годов прошлого века. И западные лидеры об этом знают.

К ТЕМЕ

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать