Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тот, кто определял векторы украинской истории

В этом году исполняется 400 лет со времени похода казаков под руководством Петра Конашевича-Сагайдачного на Московию
11 октября, 11:07

Этот поход, во время которого казаки проявили замечательные боевые качества и одержали ряд побед, проходил летом и осенью 1618 г. Казалось бы, в условиях нынешней российско-украинской войны надо было бы вспомнить об этих событиях. Но, к сожалению, гуманитарная политика, в частности «политика памяти», — одна из слабых сторон украинского руководства. Поэтому на это историческое событие у нас не особо обращают внимание.

В целом же, Петру Конашевичу-Сагайдачному как персонажу историческому везло. Везло не только на поле боя. Под его руководством или при его активном участии было одержано несколько важных побед. Он сумел взять Кафу — один из крупнейших городов Европы XVII в., который к тому же был хорошо укреплен.

Имел он шансы взять и Москву. Летом и осенью 1618 г. украинские казаки под его командованием осуществили рейд по землям Московии, которая находилась в состоянии войны с Речью Посполитой. Тогдашний польский королевич Владислав планировал стать московским правителем, устранив царя Алексея Михайловича. 11 октября 1618 г. украинские казаки и войска Речи Посполитой, возглавляемые литовским гетманом Яном Каролем Ходкевичем, штурмовали Москву. Существует даже красивая легенда, что Сагайдачный решил сжалиться над православными московитами и не взял Белокаменную. В действительности ситуация выглядела иначе. Ходкевич допустил ряд ошибок во время штурма. Именно это не дало возможности объединенным польско-украинским войскам взять Москву. Польская сторона пошла на перемирие с московитами. А если бы Москва оказалась в руках польского и казацкого войска, что было вполне реально?.. Но это уже вопрос альтернативной истории.

Благодаря украинским казакам, которых возглавил Сагайдачный, была выиграна войсками Речи Посполитой грандиозная Хотинская битва 1621 г., которая имела цивилизационное значение.

Помимо военных подвигов Сагайдачный прославился и тем, что благодаря его поддержке была восстановлена православная иерархия на украинских и белорусских землях в 1620—1621 гг.

Сагайдачный словно оказывался в точках бифуркации», когда существовал выбор исторического развития. И от деяний этого человека частично зависело, каким этот выбор будет.

В конце 10-х годов XVII в., когда он взял Кафу и продемонстрировал силу казацкого флота, появился план создать казацкое государство в Трапезунде. И через этот город организовать транзитную торговлю восточными товарами через нынешние украинские земли. Если бы этот план удалось реализовать, Украина могла бы стать важной территорией для экономического развития Европы, играть в торговле приблизительно такую же роль, как играли Англия и Голландия. Однако, к сожалению, этот проект так и не был реализован. Не скажем, что это произошло по вине Сагайдачного. Однако он был причастен к этому проекту. Правда, у него не было ресурсов для его реализации. А другие заинтересованные стороны не проявили настойчивость.

Еще одна «точка бифуркации» — Хотинская битва 1621 г. Сагайдачный мог бы не принимать участия в этой битве и отстраниться от мобилизации украинского казачества для войск Речи Посполитой. Тогда военные силы этого государства были бы заметно слабее. Не исключено, что тогда Речь Посполитая потерпела бы поражение от турок-османов. Как бы в таком случае развивалась ситуация? Вероятно, Османская империя взяла бы под контроль украинские земли, возможно, частично и польские. И определяла бы политические и общественные процессы на восточно- и центральноевропейских землях, фактически включив их в состав своего «османського мира». Но такое мнение — альтернативная история. Произошло то, что произошло. И произошло оно при действенном участии Сагайдачного.

Можно также считать «точкой бифуркации» восстановление при активной поддержке Сагайдачного православной иерархии в 1620—1621 гг. Если бы не это восстановление, остатки православия на украинских и белорусских землях через небольшой промежуток времени могли бы вообще исчезнуть. Здесь имела шанс утвердиться уния и, соответственно, религиозная жизнь стала бы более приближенной к католицизму. В конечном итоге определенная часть населения, особенно представители элитарных слоев, приняла бы католицизм. Собственно, такие процессы в XVII—XVIII         вв. произошли на территории Правобережной Украины и Беларуси. Восстановление же православной иерархии в 1620—1621 гг. якобы способствовало сохранению «старой Руси». Но фактически оно вело к созданию раннемодерного этнокультурного сообщества, которое в эпоху национализма «отказалось» от старого этнонима «Русь» и взяло новый этноним — «украинцы».

То есть можно утверждать, что Сагайдачный стоял у истоков новой украинской нации. А его деяния определенным образом повлияли на то, каким должно быть это этническое сообщество. В этом смысле значимость Сагайдачного сопоставима с фигурой Богдана Хмельницкого. Правда, последнего современные украинцы оценили значительно выше. И все же Сагайдачный остается заметным персонажем в исторической памяти украинцев.

Здесь ему тоже повезло. Сагайдачный стал фольклорным персонажем. В третьей части «Энеиды» Ивана Котляревского, где речь идет о том, какие песни пели троянцы, собственно украинские казаки, встречаем такие слова:

«Про Сагайдачного співали,

Либонь співали і про Січ,

Як в пікінери набирали,

Як мандровав козак всю ніч;

Полтавську славили Шведчину,

І неня як свою дитину

З двора провадила в поход...»

Надо отметить, что Котляревский прекрасно знал украинские обычаи, быт, фольклор конца XVIII в. И это нашло отображение в его произведении. Примечательно, что среди казацких глав он вспоминает лишь Сагайдачного. Также об этом деятеле как о популярном фольклорном персонаже говорит Николай Гоголь. В своей повести «Ночь накануне Ивана Купала» он, словно представляя фольклорный репертуар украинцев, писал следующее: «Но ни дивные речи про давнюю старину, про наезды запорожцев, про ляхов, про... Полтора-Кожуха и Сагайдачного не занимали нас так, как рассказы про ...какое-то давнее чудное дело...»

Правда, записанные несколько позже фольклорные произведения (преимущественно начиная с 20-х годов ХІХ в.) не говорят об особой популярности этого деятеля. Возможно, тогда уже песни о Сагайдачном забылись и не были зафиксированы фольклористами. И все же есть одна относительно известная песня, где фигурирует Сагайдачный. Это песня, которая начинается словами «Ой на горі та й женці жнуть...». Правда, в этой песне Сагайдачный предстает не в лучшем свете и именуется «неосмотрительным», поскольку променял жену на табак и трубку. Хотя его можно воспринять и как «типичного запорожца», которого не интересует семейная жизнь. Кстати, именно таким предстает главный герой известной повести Николая Гоголя «Тарас Бульба». Он не очень-то считается со своей женой, но табак и трубка для него много значат. Он даже попал в плен к полякам, потому что решил вернуться за трубкой. Однако исследователи дискутируют, действительно ли Сагайдачный из упомянутой песни является Петром Конашевичем-Сагайдачным. Выражались мнения, что это могли быть другие казацкие предводители, которые носили это имя.

И все же Сагайдачному повезло в высокой литературе, которая была ориентирована на элитарные, образованные слои. На его похоронах были зачитаны скорбные стихи, опубликованные под руководством ректора Киевской братской школы Касияна Саковича. Эти стихи качественно отличались от подобных произведений, распространенных в тогдашней украинской литературе. Их можно считать шедевром, своеобразной драмой, в которой рассматривалась тема жизни и смерти великого человека. И хотя это произведение после его публичного зачитывания через определенное время было забыто, но сохранился его напечатанный текст. В ХІХ в. его заново «открыли», и оно стало популярной лектурой для исследователей. Произведение неоднократно перепечатывалось. И, конечно, на него часто ссылались ученые. Оно даже для них стало основой для реконструкции биографии Сагайдачного.

Упоминали о Сагайдачном в казацких летописях, а также известной «Истории русов». Есть о нем упоминания и в польскоязычных мемуарных текстах, где речь шла о Хотинской битве 1621 г. И это понятно. Ведь Сагайдачный был одним из главных героев этой битвы. Не обошли его вниманием и украинские историки «периода национализма», вписав эту фигуру в украинской национальный исторический наратив. Появился также ряд художественных произведений о Сагайдачном, некоторые из которых были довольно распространенными.

Память о Сагайдачном почитается и в современной Украине. Флагман Военно-морских Сил Украины, фрегат «Гетман Сагайдачный» назван в честь этого полководца. Памятник Сагайдачному был установлен в Севастополе в 2008 г. Это был один из признаков украинского присутствия в Крыму, что вызывало недовольство у российских шовинистов. Не удивительно, что после российской оккупации полуострова в 2014 г. этот монумент демонтировали и передали в Харьков, где он был установлен. А во время российско-украинской войны, в 2017 г. в районном центре Донецкой области Маншгуш полк «Азов» открыл памятник Сагайдачному. Тем самым бойцы этого военного формирования хотели продемонстрировать, что Приазовье, которое хотели захватить пророссийские сепаратисты, является украинской землей. Памятники Сагайдачному в свое время были также открыты в тех местах, которые связаны с деятельностью этого полководца, — в Хотине (1991) и в Киеве на Подоле (2001). Создан был также в 1992 г. музей Сагайдачного в селе Кульчицы Самбирского района Львовской области. Распространена гипотеза, что якобы именно там он родился. Именем Сагайдачного названа Национальная академия сухопутных войск во Львове, Киевский институт водного транспорта, Запорожский институт Межрегиональной академии управления персоналом. Издан ряд книг об этом деятеле. То есть можем сказать, что Сагайдачный — главное лицо в украинском национальном пантеоне. И он является также важной фигурой в украинско-российском идеологическом противостоянии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать