Желающих заплатить 163 миллиона долларов украинского долга пока нет
Как прокомментировала 23 июня сложившуюся ситуацию британская The Financial Times, Украина сейчас оказалась между двух огней. Если Минфин согласится расплатиться с ING Barings за счет ликвидных валютных резервов НБУ (достигших уже 1,2 млрд. долларов), тогда Украина лишится дешевых кредитов МВФ. В противном случае, если желание МВФ будет удовлетворено, а другие источники финансирования долга найдены не будут, тогда внешние финансовые рынки будут для страны закрыты на годы.
Наилучший из возможных выходов состоит в том счастливом стечении обстоятельств, когда и МВФ, и ING Barings получат каждый свое: первый — неприкосновенные резервы (кстати, наполняемые МВФ), второй — погашение долговых обязательств. 9 июля состоялся четвертый перенос «окончательного ответа». На этот раз к переговорам подключился еще и глава НБУ Виктор Ющенко. 12 июля на своей пресс-конференции г.Ющенко сказал, что переговорный процесс в пятницу ночью закончился «достижением промежуточного соглашения» о том, что украинская сторона берет дополнительное время для проведения консультаций с потенциальными внешними кредиторами. Весьма завуалированные ответы Виктора Андреевича на вопросы журналистов можно интерпретировать так, что он лично намеревается заниматься поиском денег для правительства. При этом, очевидно, речь будет идти еще и о выработке общей схемы погашения долгов Минфина. «Вы сами понимаете, речь не идет о суммах, речь идет о принципах», — сказал он. И его вполне можно понять, ведь в будущем году нужно будет погашать около 3 млрд. долларов, по сравнению с которыми нынешний платеж в 163 млн. выглядит смешным.
Несмотря на то, что в Нацбанке и слышать не хотят о «непогашении» внешних долгов, представители коммерческих банков в отказе от выполнения обязательств страной трагедии не видят. По сообщению Интерфакс-Украина, ряд украинских банкиров считает, что даже если переговоры Минфина Украины с банком ING не увенчаются успехом, то возможное объявление дефолта в целом не повлияет на финансовую ситуацию.
Возможность объявления дефолта для Украины «неприятна, но не смертельна», — считает директор казначейства Reifeisenbank- Ukraine Сергей Маноха. «В Украине инвестиционный климат и без того отрицательный. И дефолт лишь подтвердит всем известный факт», — отметил банкир. Кроме того, по словам С.Манохи, «все понимают, что Минфин мог вернуть долг, но против этого выступил Международный валютный фонд. Да и не та это сумма, чтобы объявлять страну банкротом». Последствия для иностранных инвесторов в случае объявления дефолта в связи с непогашением Украиной облигаций ING Bank могут быть самыми негативными, поскольку «денег не получит никто и никогда».
Такое мнение высказал в интервью агентству заместитель председателя правления Укринбанка Юрий Власенко. «Дефолт могут объявить только иррациональные инвесторы. Рациональные не сделают этого никогда», — уверен он. По мнению банкира, на валютный рынок возможное объявление дефолта существенно не повлияет. «Всех инвесторов поставят в очередь и будут разбираться. Однако платить никто никому не будет, а значит, резервы Национального банка не уменьшатся, и все останется по-старому», — сказал Ю. Власенко. При всей неоднозначности и противоречивости переговорного процесса, стоит обратить внимание, что весовые категории у кредитора и заемщика не одинаковы, как бы это кому-то не нравилось: заемщик всегда должен расплачиваться с кредитором. Даже тогда, когда с деньгами у него туго. Банкиры, видимо, лучше других знают, что такое невозврат кредита, поэтому тем более удивительно облегченное отношение к «долговому вопросу» с их стороны. К счастью, банковская общественность в массе своей за дефолт не агитирует. Хотя украинские банкиры еще не испытали на себе все прелести превращения страны в изгоя на мировых рынках, чувство самосохранения заставляет их верить в здравое решение властей. «Минфину удастся договориться с ING», — надеется начальник отдела межбанковского кредитования банка «Надра» Павел Козак. Если иностранные инвесторы в полном объеме начнут юридическую процедуру по объявлению Украине дефолта, то последствия для отечественного финансового рынка могут быть «самые катастрофические», — сказал он в интервью агентству Интерфакс-Украина. По словам банкира, в прошлом году, когда России готовились объявлять дефолт в США, российские банки в срочном порядке переводили свои валютные счета в банки стран СНГ, которые имели счета в европейских банках. «Украинские банки подобными операциями сейчас не занимаются, поскольку вероятность объявления дефолта достаточно незначительна», — сказал П.Козак. В завершение сюжета об опасности легкомысленного отношения к невыполнению своих обязательств сошлемся на авторитетное мнение закаленного всяческими дефолтами главы Банка России Виктора Геращенко, высказанного им украинским журналистам. Так вот, он сказал, что шутить не то что с дефолтами, но даже с реструктуризациями по еврооблигациям (т.е. долгам, проданным разным западным пенсионерам и домохозяйкам) не стоит. Он, конечно, не отрицает, что попытаться реструктуризировать такие бумаги можно. Но он никому не советовал бы этого делать. У Украины, к слову, спор нынче идет (да и в будущем году тоже будет идти) именно о такой процедуре.
Выпуск газеты №:
№125, (1999)Section
Панорама «Дня»