Зарплата между «тенью» и «светом»
Принятие парламентом во втором чтении законопроекта о налоге на доходы физических лиц по единой ставке 13% послужило сигналом к началу пересмотра нагрузки на фонд оплаты труда, поскольку это взаимосвязанные процессы. Сегодня все признают, что общая сумма взносов в Пенсионный и три социальных фонда, достигающая 38,7%, является тяжелым бременем для работодателей. Это основная причина, заставляющая их уводить зарплату в «тень». Министр экономики Украины Валерий Хорошковский считает, что если затраты предприятий на социальные сборы не уменьшатся, то и заработная плата не будет легализована, а следовательно бюджет не получит дополнительной базы налогообложения.
Аргументы в пользу немедленного снижения «социального налога», на первый взгляд, достаточно весомы: произойдет детенизация заработной платы, увеличится фонд оплаты труда и, соответственно, возрастут объемы отчислений в фонды социального страхования. А что будет в том случае, если зарплата все- таки не выйдет из «тени»? И где та черта, за которой ставки взносов на социальное страхование перевесят искушение работодателя выдавать зарплату «в конвертах»? В департаменте человеческого развития Минэкономики исходят из того, что сокращение давления на фонд оплаты труда актуально, но приоритет должен быть за поддержанием социальных стандартов. Они сегодня не выдерживают сравнения даже с установленным прожиточным минимумом. По словам председателя парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда Василия Хары, размер помощи на случай безработицы составляет 24,7%, пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет — 21,9%, минимальной пенсии — 51% от прожиточного минимума. Для того, чтобы в следующем году выйти на уровень прожиточного минимума, отметил В.Хара, потребовалось бы увеличить начисления в соцстрах по безработице до 8,9% (сейчас 1,9%), а в фонд страхования от временной потери трудоспособности — до 5,9% (2,9%).
Между тем существует опасность утратить даже нынешний уровень поддержки, если социальные бюджеты недосчитаются средств. Расчеты экономистов показывают, что для компенсации снижения «социального налога» только на 5 процентных пунктов необходимо перевести из «тени» на «свет» свыше 12 млрд. грн. По свидетельству заместителя директора департамента человеческого развития Руслана Дорошкевича, предложения по уменьшению «социального налога» сегодня не выглядят достаточно обоснованными. Неприемлемо, по его мнению, и другое предложение — перенести часть нагрузки с работодателей на наемных работников: по данным Госкомстата, около 80% населения имеют совокупные доходы ниже прожиточного минимума, и такая мера негативно отразилась бы на их уровне жизни. Вот и получается замкнутый круг: зарплату невозможно легализовать, потому что это может негативно отразиться на системе соцстраха, а повышение социальной помощи невозможно без увеличения фонда оплаты труда... Возможно, стоит прислушаться и к мнению председателя Ассоциации работодателей Украины Алексея Мирошниченко, который предлагает серьезно усовершенствовать систему социального страхования, упорядочив количество фондов и их управление. Несмотря на опасения в отношении социальных гарантий, вопрос снижения нагрузки на фонд оплаты труда и его детенизации не снимается с повестки дня. Просто проблема оказалась намного сложнее, чем это могло показаться поначалу, но поиск решений продолжается.