Свежий «выхлоп»,
или Казна превыше производителяПохоже, Украина стоит на пороге новых коллизий на автомобильном рынке. И если раньше государство, выстраивая его «под» конкретные предприятия, было озабочено судьбой отечественного автомобилестроения, то теперь, видимо, ставка сделана на повышение бюджетного «урожая» с роста количества продаваемых автомобилей. При этом, оказывается, уже не так важно, что это за автомобили и как они попали в страну — лишь бы они продавались в условиях рахитичного украинского спроса.
На днях Кабинет Министров Украины принял постановление, согласно которому увеличен до восьми лет предельный возраст ввозимых в Украину транспортных средств, а также отменены минимальные таможенные цены на автомобили, которые применяются при их таможенном оформлении. До выхода этого постановления минимальная таможенная цена составляла не менее 5 тысяч долларов, а предельный возраст ввезенных в Украину автомобилей — не более 5 лет. Теперь минимальная ввозная цена будет колебаться от 2,7 тысяч долларов до 4,5 тысяч долларов. Ранее действующий режим, по информации Гостаможслужбы, повлек за собой рост количества автомобилей, которые были ввезены по так называемым временным схемам — под обязательства об обратном вывозе и без уплаты бюджетных платежей. Если в 1999 году таким способом было ввезено 99,8 тысяч автомобилей, то в течение января— февраля 2000 года — 7772 машины. Таможенники считают, что это постановление приведет к увеличению ввоза автомобилей именно для постоянного пользования и увеличит поступление в бюджет. Кроме того, последовательная отмена минимальных таможенных цен товаров отвечает международным обязательствам Украины перед Европейским Союзом и будет способствовать вступлению Украины в Мировую организацию торговли. Евгений КОСАЧЕВ, руководитель пресс-центра СП «АвтоЗАЗ-DAEWOO» (руководство компании, по его словам, находилось вчера в Киеве, пытаясь найти «разумное и приемлемое решение») высказал «Дню» позицию украинского производителя:
«Вполне понятно желание Украины и нашего правительства в перспективе стать членом европейского сообщества. И не секрет, что такое решение принято под нажимом требований ЕС. Нужно признать, что наше законодательство, регламентирующее эти вопросы, конечно же, несовершенно. И тем не менее даже в таком виде, оно, пусть не полностью и не так, как требуется, но защищало отечественный рынок, о чем свидетельствует то, что на нем появилась наша продукция.
На заседании подкомиссии, которая принимала это решение, были приведены следующие данные: в результате льгот, которые предоставлены законом СП «АвтоЗАЗ-DAEWOO», сократился импорт автомобилей в Украину. Это и стало одним из мотивов принятия известного решения. Но это не совсем так. На наш рынок поступление автомобилей не уменьшилось. В 1999 году обозначился хоть и не большой, но рост продаж новых автомобилей на украинском рынке. Их было продано порядка 80 тысяч. Зато более 300 тысяч — это автомобили, которые попадали в Украину всеми правдами и неправдами. Это очередной раз доказывает, что наше законодательство абсолютно не защищает отечественный рынок. Прежде чем отменять законодательный акт, пусть несовершенный, но все-таки работающий, необходимо предусмотреть принятие других нормативных актов. Которые, с одной стороны, соответствовали бы требованиям Европейского Союза, а, с другой — оставляли бы возможность для развития собственного производства и не разваливали окончательно наш и без того слабый рынок. Причем не нужно «изобретать велосипед». Целый ряд стран по соседству с нами — готовый пример. Так в Польше нет понятия минимальной таможенной стоимости, зато есть продуманная система налогов на импорт автомобилей, которая не допускает засилья на польском рынке импортных автомобилей. В результате, у них в 1999 году продано 640 тыс. новых автомобилей, из них 200 тыс. произведены на СП, где также задействована корпорация DAEWOO. В Польше понимают, что нужно ввозить не готовую технику, а вкладывать деньги в собственное производство.
К тому же постановление об ограничении возраста ввозимых автомобилей было одним из условий создания СП «АвтоЗАЗ- DAEWOO». Принятие в одностороннем порядке решения об отмене такого положения, в принципе, дает нашему инвестору карт-бланш: либо потребовать вернуть ему $300 млн., вложенные в нашу экономику, и «хлопнуть дверью», либо обратиться в суд с требованием выплатить неустойку по недополученной прибыли и возместить моральный ущерб (а это уже может исчисляться миллиардами). Пока инвесторы верят, что будет найдено разумное и приемлемое решение.
Если же этого не случится, то последствия и для нас и для всех легальных импортеров автомобилей известны — упадут объемы продаж. Трудно выдерживать конкуренцию с дешевым, красивым внешне, но все- таки «утилем», попадающим к нам с Запада. Между прочим, те же страны ЕС отгораживаются барьером от подержанных автомобилей, вменяя в обязанность производителей заниматься утилизацией автомобилей старше 5 лет. Мы же добровольно создаем из Украины европейскую автосвалку».
Постановление, с точки зрения продавцов автомобилей, работающих на вторичном рынке, прокоментировал «Дню» директор Киевского городского авторынка «Центральный» Александр БУЧЕР .
— Как может сказаться на количестве продаваемых автомобилей постановление Кабинета Министров о разрешении ввоза автомобилей «старше» пяти лет?
— В принципе, существующий сезонный спрос на автомобили останется постоянным. Он определяется наличием у населения денег, а не тем, как и какие автомобили ввозятся. Конечно, в определенной мере количество проданных автомобилей возрастет, но незначительно.
— А как отразится это на ценах?
— То же самое касается и цен. Однозначно, цены снизятся, но опять же, не намного. В основном снижение цен отразится на поступлениях в бюджет: на мой взгляд, они должны увеличиться — за счет увеличения количества проданных автомобилей.
Кроме того, постановление, в первую очередь, отразится на обновлении парка машин, выставленных на продажу — выбор будет больше, и увеличится поступление «свежих» автомобилей. Это, безусловно, позитив для покупателей, так как понятно, что автомобили, приходящие из-за границы, находились в лучшем состоянии, чем те, которые «бегали» у нас. Сейчас, в основном, сложилась такая тенденция, что машины, имеющие пробег по Украине, просто перепродаются. Поступления из-за границы сократились процентов на 30. Получается замкнутый круг, в котором постоянно перепродаются одни и те же автомобили. Естественно, покупателей это не устраивает. Что же до цен, то те автомобили, которые перепродаются в Украине, конечно подешевеют.
— Будут ли больше покупать новые автомобили отечественного производства? Или же станут отдавать предпочтение подержанным иномаркам?
— Административно никак не повлияешь на желание человека купить машину. Наши же граждане, как правило, располагают суммой денег не для того, чтобы согласиться на DАЕWОО. Дело в том, что градация популярности машин уже давно состоялась — те люди, которые предпочитают АвтоЗАЗ-DАЕWОО и могут «вытянуть» эти автомобили по деньгам, будут их покупать. Вторичного же рынка машин АвтоЗАЗ- DАЕWОО нет. Так как машины этой марки, бывшие в эксплуатации, фактически не подлежат перепродаже.
— Выгодно ли это постановление покупателям, и оживится ли рынок в ближайшее время?
— Думаю, недели две после принятия постановления будет относительное «затишье». Это обусловлено тем, что и покупатели, и продавцы будут ждать. Покупатели — новых автомобилей, чтобы посмотреть как постановление отразится на ассортименте. Но уже сейчас однозначно можно сказать, что вторичный рынок от этого постановления выиграет. Соответственно выиграет и покупатель: на ту сумму, которой он располагает, можно будет купить иномарку, лучше подготовленную и меньше использованную в наших условиях.
По словам одного из немногочисленных покупателей, также хорошо информированного о постановлении Кабинета Министров, с которым корреспонденту «Дня» удалось поговорить, ему абсолютно все равно, какие постановления принимаются. Для него же главное — иметь право выбора. С этой точки зрения, он, безусловно, одобрил постановление и сказал, что если в результате его принятия увеличится ассортимент, то это хорошо. Сколько же лет машине — никого не должно интересовать, кроме него самого: если человеку захотелось купить машину десятилетней давности, то почему бы и нет. В конце-то концов демократия — это ведь и право свободного выбора. Даже при покупке автомобиля.