Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

СМИ превращают личность в атом?

28 ноября, 00:00

— Конечно, журналистам очень хочется осознавать высокую степень своей важности и значимости. Они думают, что если человек двенадцать часов в сутки воткнут в телевизор, радио или газету — так это что-нибудь значит. Это значит только одно — что его, как человека, уже нет. Что средства аудиовизуального воздействия растворили его. И обращайся к нему, не обращайся — результат один. Ему важен только сам процесс: чтобы был шум, чтобы что-то мелькало перед глазами, ну и эффект — еще не забытый, хотя не фиксируемый сознанием — технического чуда, т.е. ангажированности современностью. Чем художественнее фильм, чем глубже статья — тем меньше у них будет зрителей и читателей; и тем они не выгоднее для тех, кто занимается средствами массовой информации. Ни в Древнем Египте, где поклонялись фараону, как Богу, ни в Риме, ни при царе, ни при Сталине, ни при Мао человек не был так ничтожно жалок и мелок, каким он есть, смотрящий «Санта-Барбару», «Марию» или какую там еще сотую серию. Неужели вы не замечаете, что радио, телевидение, газеты каждый день говорят и пишут одно и то же? Но со свойственной каждому из них интонацией. Вот эта интонация и является самым существенным — т.е. тем же сигналом, по которому ориентируется потребитель. Образуется и общий полифонический сигнал, который обозначает мелодию страны. Наша мелодия, конечно, не для изысканного слуха, большинство, наткнувшись на нее, тут же спешит отвернуться или перевести рычаг на другую волну, — но тем не менее, в силу как внутренней, так и внешней обусловленности, она может быть только такой.

Да, ваша газета лучшая, но лучшая она не потому, что поддерживает одного и не поддерживает другого, а потому, что утонченнее, глубже. Но тираж-то у вас всего 50 тыс., в то время как региональная львовская «Високий замок» имеет 200 тыс., и если человек — тот, кого мы раньше презрительно обозначали мещанин, — подходит к киоску — так у него одно на устах: «Високий замок». Гипноз? Нет, внутренняя пустота. Которую сообща создают все средства массовой информации, в том числе и ваша уважаемая газета. Нет у газеты и телевидения пути вверх или вглубь, у них только один путь — вширь. То же самое и у современных политиков. Не может демократический политик, как человек, быть глубоким, если он должен удовлетворять чаяния миллионов. Средства массовой информации — не важно какую позицию они отстаивают — есть инструмент убиения личности, превращения ее в механизм, в атом, для политического объединения в единое целое. И чем они сильнее — тем слабее и беспомощнее человек, тем он искусственнее, ничтожнее. Вот что важно, а не то, кто кому служит и возможна ли объективность.

Комментарий экспертов «Дня»

Сергей МАКЕЕВ, доктор социологических наук:

— Что касается усреднения сознания и поведения — то, думаю, в этом поле действуют более мощные, чем СМИ, и более квалифицированные игроки. Это, прежде всего, средняя и высшая школа, другие социальные институты, армия, например. У современных СМИ сегодня есть более интересная и перспективная «забава». А именно: манипуляция с содержанием и формами собственных сообщений. И цель здесь состоит не в манипуляции самой по себе, а в завораживании, соблазнении аудитории, в иронизировании и т. д.

В силу этих новых функций политическая заангажированность сегодня не является определяющей по отношению к СМИ. Тем более что «игру» с аудиторией можно конвертировать в финансовый успех.

Анатолий БОРСЮК, ведущий телепрограммы «Монологи» («1+1»):

— Да, в последнее время произошла люмпенизация, усреднение информации, подаваемой СМИ. Это очень печально, но выбор у тех, кто предпочитает серьезную аналитическую прессу и ТВ-программы демократической направленности, сегодня невелик. Мне же никогда не хотелось участвовать в чем-либо массовом, кроме получения зарплаты.

Сергей МАСЛОБОЙЩИКОВ, художник, режиссер:

— Ощущаете ли вы свою зависимость от тех установок, стилей жизни, ценностей, стандартов потребления, которые распространяют СМИ?

— Чаще всего от этого я ощущаю раздражение. Сейчас СМИ реализуют в основном две функции: прежнюю идеологическую в измененном виде и ликбез населения по поводу иного, западного образа жизни. Большинство СМИ вгоняют человека в состояние бытовой истерии. Преобладание негатива раскачивает психику. Причем, в отличие от хорошего искусства, такое раскачивание не приводит к позитивному результату.

— СМИ во многом отражают то, что есть на самом деле?

— И да, и нет. И отражают, и приучают. О чем пишется и что показывается, то и нравится аудитории. Но дело даже не в этом. Приучить можно и к плохому, и к хорошему. Но сейчас многие газеты и телеканалы играют на понижение, потакая аудитории. Понятно, к этому вынуждает конкуренция: не пойдешь на «уступки вкусам» ты, это сделает другой канал или газета. Как из этого выбраться? Надеяться можно только на внутренние силы человека.

Иван ГАВРИЛЮК, актер:

— Приходилось ли вам жалеть о времени, потраченном на чтение газет или просмотр телепередач?

— Я стараюсь не читать и не смотреть то, что не нравится. Наоборот, чтение разных газет полезно. Сожаление и разочарование я испытываю только от соприкосновения с непрофессионализмом, необразованностью, непричесанностью — в прямом и переносном смысле. Особенно этого «хватает» на нашем ТВ. Раньше за это наказывали, а вот сейчас — нет.

Подготовил Олег ИВАНЦОВ, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать