Почему в стране происходят массовые беспорядки и самоубийства
Странные и страшные новости приходят одна за другой. Сначала, 16 декабря, в Харькове в присутствии городских властей и милиции охранники стройки супермаркета избили граждан, протестовавших против этого строительства. Несколько человек были госпитализированы.
Следующий — Херсон. Утром 20 декабря в одном из цехов комбайнового завода нашли тело токаря. Он повесился возле собственного станка. Из-за того, что рабочие этого завода уже пятый месяц не получают заработную плату. Эта смерть вызвала стихийный митинг на предприятии- банкроте. Впрочем, сразу после трагедии рабочим выдали по 200 гривен.
В тот же день в Тернополе некий Сергей Б. сбил на своем автомобиле двух пятнадцатилетних девушек. Люди, ставшие свидетелями происшедшего, до того возмутились, что начались массовые беспорядки. Милиции пришлось спрятать нарушителя в своей машине, но разгневанные тернопольчане перевернули ее, выбили стекло и попытались свершить самосуд. Водителя правоохранителям удалось отбить, а восьмерых наиболее активных нападающих — задержать.
Столица пребывает в агрессивном состоянии уже две недели — бесконечные драки в горсовете и обновленные чеки за коммунальные услуги порядком выбили киевлян из колеи. И вот в пятницу вечером, в час пик, сорок минут пришлось сидеть (а большинству — стоять) в неподвижных вагонах из-за срыва одного из сограждан. 58-летний киевлянин бросился под поезд на станции метро «Палац «Украина». Погиб. Причины до сих пор неизвестны.
А на следующий день в харьковской электричке нетрезвый мужчина специально разлил и поджег бензин. Погибло семь человек. Я прочла об этом в газете соседа в метро, в понедельник утром. И тут поезд остановился и... простоял полчаса. Что случилось, никто, конечно, не сообщил. Неужели снова самоубийство? И почему столько происшествий за десять дней?
Социолог Евгений Головаха объяснил происходящее... оранжевой революцией. «Я рассказывал вашей газете еще в 2005 году, что всякие народные волнения, особенно приводящие к изменениям в структуре власти, неизменно повышают уровень агрессивности в стране, — говорит Е.Головаха. — Во- первых, к агрессивности приводят большие разочарования. Кроме того, революция ведь основана на воспитании, раздувании ненависти к определенной политической силе. Плюс региональные, национально-культурные привязки... Наш народ толерантен, но толерантен не бесконечно. Политики, к счастью, уже поумерили свой пыл, и не требуют, чтобы бандиты (а бандиты — понятие абстрактное) сидели в тюрьмах. Но если бы вы знали, как сами люди хотят, чтобы все сидели в тюрьмах!».
Ситуацию усугубляют бесконечные изменения — сначала революция, потом контрреволюция, положение противоборствующих политических сил достаточно шаткое, население продолжают держать в напряжении... Все зависит от того, что все-таки выберут наши политики и общественные деятели — продолжат разжигать ненависть в своих политических целях или попытаются унять ее в целях общих. «Велика роль государственных институтов и гражданского общества, — говорит Е.Головаха. — Они должны призывать к толерантности и терпимости, к политической корректности. Нельзя строить будущее на ненависти и ксенофобии. Разгневанная толпа может максимум перевернуть машину, а люди, подстрекаемые демагогом, могут перевернуть все общество».
Что же касается самоубийств, то они, конечно, также связаны с нестабильной ситуацией в стране. Но не только. «Концентрация попыток суицида обычно повышается к праздникам, — рассказывает кандидат психологических наук Ирина Головнева. — Новый год — это подведение итогов старого. И если часть людей концентрируется на ожиданиях и надеждах в отношении будущего, то некоторые сосредотачиваются на том плохом, что было в прошлом году».
Кроме того, именно в такие всенародные праздники, как Новый год, сильнее всего ощущается одиночество, которое также часто приводит к сведению счетов с жизнью. По телевизору круглосуточно — и фильмы специальные подбирают, и рекламу — показывают счастливые семьи, собирающиеся за красивым столом, все вокруг охвачены ожиданием радости и заняты покупкой подарков... А у кого- то все плохо — ни семьи, ни друзей, ни работы, ни денег — несчастья обычно ходят вместе, и на фоне праздничной эйфории такое существование кажется еще более мрачным...
«Кроме того, существует также психофизиологический фактор — недостаток солнечной энергии, — говорит И. Головнева. — Что повышает рост депрессивных состояний. В эти дни, когда случилось столько несчастий, световой день был самым коротким в году. Кроме того, не было обычного для этого времени снега, из-за чего картинка получалась совсем темной. Плюс социальный фактор — мы живем в период нестабильности. Думаю, все это в комплексе и создало такую ситуацию».
В остановившемся по непонятным причинам поезде метро тоже, кстати, повышается уровень тревожности. Поэтому хотелось бы посоветовать работникам метрополитена хотя бы объяснять, что происходит, и сообщать, что поезд скоро продолжит свой путь. Кстати, тогда, в понедельник, в метро ничего особенного не произошло — просто на одной из станций поезд, как говорят специалисты, «не снимался с тормозов».
Выпуск газеты №:
№228, (2006)Section
Панорама «Дня»