Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

По маршруту черноморских казаков

С берегов Днепра на Кубань отправились их потомки
23 июля, 00:00

Акция проходит в рамках Национальной программы согласно Указу Президента Украины «О проведении года Украины в Российской Федерации» и посвящена славным страницам истории эпохи украинского казачества, в первую очередь — 210-ой годовщине переселения Черноморского казачьего войска на «Фанагорийский полуостров и земли на правой стороне речки Кубань». Точная копия казачьей «чайки» «Богун-2», воспроизведенная по давним технологиям за 105 суток (казаки, кстати, строили ее всего за 15 суток!) на веслах и под парусом отправилась по Днепру через северную часть Черного моря вокруг Крыма, через Азовское море, до самого Дона (Черкассы, Кременчуг, Днепропетровск, Запорожье, Каховка, Херсон, Очаков, Тендровская коса, Евпатория, Севастополь, Ялта, Судак, Керчь, Темрюк, Приморско-Ахтарск, Ейск, Ростов- на-Дону).

Насколько были правы те из высокопоставленных и чиновников (в пресс-релизе было заявлено о присутствии на акции правительственной делегации, руководителей министерств, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации Виктора Черномырдина, наивысших церковных иерархов...), которые то ли в связи с занятостью, то ли по каким-то другим причинам отсутствовали в субботнее утро на берегу Днепра? Автор с уверенностью считает — начало экспедиции с точки зрения зрелищности превзошло наилучшие ожидания.

Капитан судна «Богун-2», директор Межотраслевой лаборатории исторических исследований НАН Украины Сергей Воронов, руководитель уже четвертой экспедиции (в последней была воспроизведена копия ладьи времен Киевской Руси «Княгиня Ольга», на которой смельчаки проплыли по пути «из варяг в греки»), отметил: «На основании исторических архивных материалов два года назад был начат научный эксперимент — попытка смоделировать строительство кораблей в конце XVI в.

На сегодня мы имеем два плавсредства казацкой эпохи — гетманский запорожский корабль «чайка» «Богун» (он присоединится к экспедиции в Херсоне. — С.М. ) и действующая модель торгового плавсредства запорожской эпохи — днепровский «дубок». Он конструктивно отличается от боевой «чайки»...

Мы везем официальное поздравление правительства Украины к берегам Кубани с приветствиями к 210-й годовщинe создания Кубанского казачества.

Мы направляемся туда не как гости, а как родственники. Технологию мы отрабатывали на основе архивных материалов и фондов благодаря помощи Института археологии НАНУ. При строительстве использовались дуб (70–летний), сосна (около 40 лет). На «чайке» «Богун» сосна 147-летняя, и мы строили ее по технологиям XVI века.

Поскольку «чайка» весом 4 тонны, длиной 18 метров, то нам приходилось почти каждый день искать новые технические варианты. Судно XVI—XVIII века, поэтому и бытовые условия будут соответствовать тому времени — это и ночевка в спальных мешках на палубе, и приготовление еды на костре.

А вот «изюминкой» эксперимента стало то, что в экипаже есть специалист — знаток кухни XVI— XVII века. У него действительно есть рецептура, которую использовали запорожские казаки в далеких переходах. Мы будем проводить интересные эксперименты — с помощью нашего «кашевара» (на Сечи эту должность занимали очень уважаемые казаки), кандидата исторических наук Александра Костенко попробуем приготовить легендарный «мудрый борщ», — но учитывая, что в XVI в. не было ни картофеля, ни помидоров, то это блюдо отнюдь не напоминает современный борщ. Попробуем также испечь хлеб по средневековой технологии и сделать пиво.

Во время военных походов, кстати, действовал сверхжесткий «сухой закон», и вообще водки в современном понимании не было, а только вино. У нас есть два члена экипажа — археологи из Академии наук Беларуси и два историка из Института истории НАНУ. Экипаж (а это 20 человек) набирался на конкурсной основе. Участники экспедиции выбирались с учетом целесообразности — врач, механик, радист...

Выносливость и чувство юмора играли не последнюю роль. Это плавсредство отвечает канонам кораблестроительства эпохи позднего средневековья — использовались компасы, чертежи, и т.п.

Себестоимость построения такой «чайки» составляет приблизительно 50 тысяч гривен; предоставляли деньги спонсоры — Днепропетровский комбинат пищевых концентратов, банк «Кредит- Днепр» и другие».

Глава Госкомтуризма Украины Валерий Цыбух (единственный из представителей правительства, пришедший на старт экспедиции), кстати генерал-хорунжий Войска- Запорожского, отметил: «Если в Средиземном море курсируют 700 тысяч яхт, то в Черном море и Днепре — на порядок меньше.

Украина — морское государство, поэтому хотелось бы, чтобы мы продолжили традиции — нам есть чем гордиться; богатая история Украины должна дать толчок развитию туризма. Эти пути — «из варяг в греки», теперь — казацкий на Кубань, «Шелковый путь», который также проходит через Украину, наглядно подтверждают — наше государство имеет большое стратегическое и географическое значение в Европе.

Мы строим стоянки для яхт в Крыму, в Одессе уже построена. Заинтересовались этой проблемой испанские, турецкие инвесторы.

Ежегодно проводится «кайра», как раз на протяжении берегов Черного моря; мы сделали вместе с пограничниками некоторые шаги с целью упрощения всяческих формальностей относительно захода яхт в порты Украины. Это будет содействовать развитию очень важного вида туризма и спорта.

Отмечу, что яхтинг — самый дорогой вид после автомобильных гонок «Формула-1». Экспедиция от берегов Днепра до Кубани и Дона — это проявление современных форм туризма на научной основе; отрадно, что специалисты взялись за это дело и продолжают традиции украинского казачества».

Весьма интересный и в то же время смелый (есть же многовековые суеверия!) эксперимент будет проводиться на борту «дубка». Ведущая теленала «Интер» Руслана Пысанка стала единственной женщиной из 20-и участников экспедиции.

Впереди у экипажа еще несколько интересных экспериментов — так, планируется провести подводно-археологическое исследование остатков затонувшей в 1788 году флагманской «чайки» кошевого атамана Черноморского казацкого войска Антона Головатого, который стоял у истоков переселения украинских казаков на Кубань и похоронен в Екатеринодаре (Краснодар) в 1797 году.

«День» желает участникам экспедиции здоровья, терпения и вдохновения в таком многотрудном деле.

Черноморское казачье войско (1788—1860)

После разрушения по приказу российской императрицы Екатерины II Запорожской Сечи в 1775 году угроза новой войны с Турцией требовала от имперской власти сделать шаг к взаимопониманию с населением бывших Запорожских Вольностей. Таким шагом стало приглашение поступить на российскую государственную (военную) службу в июле 1783 года. Процесс создания полков запорожцев в связи с неопределенностью их статуса и с плохим снабжением шел медленно. И вот наконец, 14 февраля 1788 г. Екатерина II издала указ о создании «Войска верных казаков». Гарантами прав казаков стали князь Г. Потемкин и сам будущий генералиссимус А. Суворов, который привез запорожцам их клейноды. На 30.11.1791 г. в войске состояло 335 старшин и 7165 казаков. Во время российско-турецкой войны 1787— 1791 гг. казаки-черноморцы принимали активное участие в боях под Хаджибеем (Одесса), Бендерами, Мачине, штурмах крепостей Очаков, Березань, Килия, Исакча, Тульча, Измаил. В течение 1790—1792 гг. Черноморское казачье войско заселяло земли в Очаковской степи (25 поселков с центром в Слободзее).

После подписания Ясского мира (1791 г.) черноморские казаки стали добиваться переселения на Кубань. Их делегацию в Петербург возглавил на то время военный судья Антон Головатый. 210 лет назад, 30 июня 1792 года вышел исторический указ Екатерины II о предоставлении Черноморскому казачьему войску за его заслуги во время «последней с Портой Оттоманской войны» земель на Кубани, денег, артиллерии, льготных условий для занятия хозяйством и торговлей и т. п. Это решение Петербурга дало толчок к первой волне эмиграции запорожцев на Кубань из Украины — с 1792 до 1800 гг. переселилось более 20 тысяч человек, с 1800 до 1811 гг. — более 40 тысяч, а до 1831 — 45 тысяч. Четвертая волна переселенцев из Харьковщины, Черниговщины и Полтавщины проходила в 1848—1849 гг. — 14218 человек. Последнее, пятое переселение состоялось в 1862—1866 гг. — 1142 семей из Азовского казачьего войска. В общем, в течение 1792—1866 гг. на Кубань из Украины было переселено около 150 тысяч человек. Также, кроме официальной, происходила и стихийная народная колонизация Кубани украинцами — от крепостной неволи рекрутчины на юго-восток убегали десятки тысяч крестьян и военных поселенцев.

Черноморскому казачьему войску в полное владение были предоставлены Таманский полуостров и земли восточного побережья Азовского моря по речке Ее и Ейский лиман с севера и до речки Кубань. Черноморцы основали 40 «куренных» поселений. Главное поселение (впоследствии — станица) было расположено в Карасунском Куте (город Екатеринодар). На начальных волнах переселения внутренняя жизнь и управление черноморцев основывались на обычаевом праве Запорожской Сечи. Впоследствии царская администрация взяла на себя утверждение уклада Черноморского войска. Кубанское казачество постоянно пополнялось выходцами из Украины и продолжало поддерживать связи с родиной.

Кубанские казаки, как и донские (последние состояли преимущественно из российского элемента) играли значительную роль во время многочисленных русско- турецких войн и растянувшегося на многие годы подчинения империей Северного Кавказа. Во время гражданской войны Кубанская Рада выступила против большевистской революции и оказалa поддержку армии А. Деникина. С утверждением советской власти (1920 г.) кубанское казачество было ликвидировано и проведен целый ряд репрессивных мероприятий относительно жителей этого края. Если в 1920 году 55% (1222140 человек) идентифицировало себя с украинцами, то уже в 1926 г. — только 37,15%. Недолгая «украинизация» (1926—1930) позволила украинцам на Кубани поднять статус родного языка; этим процессом были охвачены высшие и средние специальные заведения, выходили газеты («Чорноморець», «Чорноморський шлях») и журнал («Новим щляхом») на украинском языке. Но с 1930 г. началась насильственная русификация; обучение велось исключительно на русском языке, были закрыты все украиноязычные газеты, кафедры украинского языка и литературы... Как результат — по переписи 1959 г. только 4% населения Краснодарского края назвались украинцами, а в 1989 г. — 3%.

В 1990 году на Кубани началось возрождение казачества, в октябре того же года Всекубанский учредительный съезд избрал правление Кубанской казачьей Рады и его атамана. Указами Президента Российской Федерации (1996 и 1998 гг.) Кубанское казачье войско признано государственной властью. Кубань стала для украинцев новой родиной, их влияние на экономику, культуру и быт края очень заметно и сегодня.

Сергей МАХУН, «День»
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать