Никто не выиграл, никто не проиграл
Ярким и запоминающимся шоу теледебаты в прямом эфире Первого национального канала кандидатов в президенты Украины Виктора Ющенко и Виктора Януковича не стали. Несмотря на это, их однозначно можно считать прорывом в украинской публичной политике. По принципу: «на безрыбье (в смысле публичности) и рак — рыба». Как и недавно в Соединенных Штатах, в Украине телепоединок лидеров президентской гонки стал одним из самых важных моментов последних предвыборных недель в частности и избирательного процесса в целом. И политики, и эксперты в один голос утверждают, что отныне без подобных дебатов не обойдется ни одна отечественная президентская кампания. Представители штабов Ющенко и Януковича в свою очередь выражают готовность до второго тура выборов провести еще одни теледебаты кандидатов.
Встречу В. Януковича и В. Ющенко в студии УТ-1 в течение двух часов наблюдала, прильнув к экранам, вся страна. В то же время назвать ее дискуссией можно разве что с некоторой натяжкой. Вначале предполагалось, что, изложив свои позиции по той или иной теме (социальная, экономическая, внутренняя и внешняя политики), кандидаты будут задавать друг другу вопросы. Однако на каком-то этапе ответственные за организацию дебатов представители штабов от такого формата отказались. Быть может, это произошло едва ли не в самое последнее мгновение, — за полчаса до эфира ведущему теледебатов Юрию Мельничуку все еще не были известны, по его словам, окончательные правила игры... Результатом штабных усилий оказался «технологический» характер дебатов: каждый из участники преимущественно озвучивал ряд фрагментов своей предвыборной программы, перемежая их критикой в адрес оппонента. К примеру, В. Янукович обвинил предыдущие правительства в сдерживании роста зарплат, а В. Ющенко кабинет Януковича — в проведении «политики кризисов» и неспособности «честно и справедливо распорядиться народным национальным богатством». Экономическая тема в выступлениях претендентов доминировала, — о чем бы они ни говорили, рано или поздно все равно возвращались к экономике. При этом некоторые аргументы вряд ли были понятны широким избирательским массам. Возможно, отчасти по этой причине время от времени казалось, что в образе премьера — бывшего ли, нынешнего ли — оба кандидата чувствуют себя несколько комфортно, нежели в образе будущего лидера государства... Общей для обоих оппонентов была, вероятно, и цель все же побороться за левый электорат, — отсюда, видимо, и особое внимание, которое они уделяли социальной политике.
Увы, так и не прозвучал ответ на вопрос, как же в случае победы на выборах каждый из претендентов на президентское кресло собирается консолидировать расколотое выборами общество...
В первые минуты эфира счет открылся в пользу Виктора Ющенко: он поблагодарил своих избирателей за поддержку, тогда как Виктор Янукович объявил, что «пришел сказать правду» об «обанкротившихся политиках, которые снова рвутся к власти». Однако скоро стало очевидно, что прогнозы команды лидера «Нашей Украины» относительно легкой победы над Януковичем, скорее всего, не оправдаются, — в штабе Ющенко противника явно недооценили. Виктор Янукович продемонстрировал неплохую подготовку к дебатам, которая заключалась, видимо, не только в составлении набора «домашних заготовок», но и в отработке умения «держать удар». Виктору Ющенко, невзирая на его огромный опыт выступлений на митингах и общения с народом, явно не хватало энергетики — опущенная голова, нервные жесты... Зато в его поведении было куда больше искренности, чем в несколько искусственной улыбке его визави. Правда, в конце дебатов выдержка В. Януковичу все же изменила: в своем заключительном слове он, почему-то перейдя на русский язык, упомянул о «болезненном состоянии» Ющенко и обвинил его в «наглой лжи». «Новая власть уже пришла, Виктор Андреевич, вы просто это не заметили, — сказал В. Янукович. — ...И надо понимать, что она не уйдет, и нет способа ее выдавить». Сомнительно, чтобы подобная характеристика «новой власти» придала ей в глазах миллионов телезрителей привлекательности... Иными словами, теледебаты еще и обнажили проблемы, связанные с отсутствием у отечественных политиков навыков ведения толерантной конкурентной борьбы на уровне открытой дискуссии. С другой стороны, один из вопросов, возникших сразу после теледебатов: и чего было бояться? Виктор Янукович сам сознался, что долго колебался, прежде чем согласиться на участие в дебатах. Хорошо, что они все-таки состоялись, — в современной украинской политике делается не так уж и много шагов в правильном направлении...
Журналисты, находившиеся во время дебатов в телецентре (студию, где проходили дебаты, многочисленной украинской и зарубежной прессе показали, однако попросили покинуть ее за 20 минут до начала передачи), имели возможность понаблюдать не только за главными действующими лицами, но и за их командами поддержки. «Ющенковцы», которых было больше, расположились в большом зале перед огромным экраном, «януковцы» — в зале поменьше перед несколькими мониторами. Первые смотрели и слушали, в основном, спокойно. Вторые, напротив, активно реагировали едва ли не на каждую реплику, выражая поддержку своему кандидату одобрительными, либо негодующими возгласами.
Пока сложно сказать, насколько существенно теледебаты Виктора Ющенко и Виктора Януковича повлияют на выбор, который избирателям предстоит сделать 21 ноября. Во всяком случае, по данным компании GfK-USM, теледебаты не менее пяти минут смотрели 55,6% взрослого городского населения Украины, то есть 9 млн. 513 тыс. зрителей. Более половины всей программы — 43,3%. Рейтинг УТ- 1 в это время возрос с 0,7% до 24,1%, других каналов, которые транслировали теледебаты, — в десятки раз. А еще говорят, что телезритель к серьезному телевидению не готов. А предлагают?