Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Настоящий Че Гевара

29 января, 19:36
КУЛЬТОВЫЙ ОБРАЗ БОРОДАТОГО РЕВОЛЮЦИОНЕРА ЧЕ ГЕВАРЫ ДАВНО СТАЛ ДЛЯ КУБИНЦЕВ ЧАСТЬЮ ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ / ФОТО РЕЙТЕР

Голливудские истории часто нелепы, но у кинопроизводителей обычно достаточно здравого смысла, чтобы не оправдывать убийц и садистов. Однако новый фильм Стивена Содерберга про Че Гевару делает это, и даже больше.

Че — революционный романтик, как изображает его Бенисио Дель Торо в фильме Содерберга, никогда не существовал. Тот герой левых с волосами хиппи и бородой — образ, в настоящее время ставший культовым на футболках и бокалах для кофе по всему миру — это миф, выдуманный пропагандистами Фиделя Кастро, нечто среднее между Дон Кихотом и Робин Гудом.

Как и эти выдумки, у мифа Фиделя о Че есть поверхностное сходство с историческими фактами, но реальная история — гораздо более темная. Некий Робин Гуд, может быть, действительно жестоко обходился с богатыми и, чтобы замести свои следы, отдавал часть награбленного бедным. В средневековой Испании похожие на Дон Кихота рыцари, вероятно, на самом деле странствовали по сельской местности, избавляя ее не только от драконов, но и от немногих оставшихся мусульман страны.

То же самое относится и к легендарному Че. Ни один подросток, восставший против мира или своих родителей, не может устоять перед очарованием образа Че. Простое ношение футболки с Че — самый быстрый и дешевый способ оказаться на правильной стороне Истории.

То, что действует на подростков, кажется, влияет также и на вечно молодых режиссеров фильмов. В 60-х гг. борода и берет Че были, по крайней мере, бойким политическим заявлением. Теперь это чуть больше, чем модное снаряжение, вдохновляющее высокобюджетную голливудскую эпопею. Неужели за этим последуют тематические парки отдыха, посвященные Че?

Но когда-то жил настоящий Че Гевара: он менее известен, чем вымышленная марионетка, заменившая действительность. Настоящий Че был более знаменательной личностью, чем его вымышленный клон, поскольку он был воплощением того, что на самом деле означали революция и марксизм в XX веке.

Че не был гуманистом. На самом деле ни у одного коммунистического лидера никогда не было гуманистических идеалов. У Карла Маркса явно их не было. У Сталина, Mao , Кастро и Че, преданных пророкам-основоположникам своего движения, не было никакого уважения к жизни. Нужно было пролить кровь, чтобы построить лучший мир. Когда Мао осудил один из его ранних соратников за смерть миллионов людей во время Китайской революции, тот заметил, что бесчисленное количество китайцев умирает каждый день — какое это имеет значение?

Подобным образом и Че мог хладнокровно убивать. Получив образование врача в Аргентине, он хотел не спасать жизни, а уничтожать их. После того, как он пришел к власти, Че казнил пятьсот «врагов» революции без суда и следствия и даже без особой разборчивости.

Кастро, и сам отнюдь не гуманист, приложил все свои усилия для того, чтобы обезвредить Гевару, назначив его министром промышленности. Как и следовало ожидать, Че применил советскую политику к кубинцам: сельское хозяйство было разрушено, а призрачные фабрики усеяли пейзаж. Его не заботила экономика Кубы или ее люди: его целью была революция из любви к революции, чтобы это ни означало, — как искусство из любви к искусству.

Действительно, без своей идеологии Че был бы не кем иным, как еще одним серийным убийцей. Использование идеологических лозунгов позволило ему убивать в более крупном масштабе, чем мог себе представить любой серийный убийца, — и все во имя правосудия. Пять веков назад Че, вероятно, был бы одним из тех священников-солдат, которые истребляли туземцев Латинской Америки во имя Бога. Во имя Истории Че тоже считал убийство необходимым инструментом.

Но предположим, мы судим этого марксистского героя в соответствии с его собственными критериями: неужели он на самом деле изменил мир? Ответ — «да», но в худшую сторону. Коммунистическая Куба, которую он помог создать, является бесспорной и явной неудачей, гораздо более обедневшей и гораздо менее свободной, чем она была до своего «освобождения». Несмотря на социальные реформы, о которых любят возвещать левые, говоря о Кубе, ее уровень грамотности был выше до прихода к власти Кастро, а расизм против черного населения был не таким распространенным. Действительно, в настоящее время руководители Кубы гораздо вероятнее будут белыми, чем в дни Батиста.

За пределами Кубы миф о Че вдохновляет тысячи студентов и активистов по всей Латинской Америке терять свои жизни в безрассудной партизанской борьбе. Левые по зову сирены Че предпочли вооруженную борьбу выборам. Тем самым это открыло путь военной диктатуре. Латинская Америка еще не излечилась от этих невольных последствий геваризма.

Действительно, спустя пятьдесят лет после Кубинской революции, Латинская Америка расходится во мнениях. Те страны, которые отвергли мифологию Че и выбрали путь демократии и свободного рынка, например Бразилия, Перу и Чили, являются более обеспеченными, чем когда-либо: равенство, свобода и экономический прогресс развиваются в согласии. По сравнению с ними, те страны, которые продолжают тосковать о великом деле Че, — Венесуэла, Эквадор и Боливия, в этот самый момент балансируют на грани гражданской войны.

Настоящий Че, который провел большую часть своего времени в качестве главного банкира Кастро, осуществляющего казни, заслуживает того, чтобы о нем больше знали. Возможно, если эпопее Содерберга в двух частях о Че будет сопутствовать большой кассовый успех, то его финансовые покровители захотят снять более правдивое продолжение. Вне всякого сомнения, нет недостатка в материале для фильма «Че: нерассказанная история».

Гай СОРМАН — французский философ и экономист, автор книги «Империя лжи».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать