Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Из СССР — в НАТО

06 декабря, 00:00

Всего каких-нибудь 11 лет назад сложно было даже вообразить, что украинская армия будет сотрудничать и регулярно проводить совместные учения с армиями государств НАТО. Невозможно было представить и то, что независимая Украина будет иметь независимые Вооруженные силы, а бывшая военная группировка — держать курс на евроатлантическую интеграцию. Сегодня — это факт. Как и то, что за последние год-два репутация и авторитет украинской армии дважды подверглись серьезным ударам. Трагическое происшествие во Львове летом этого года, казалось, окончательно исключит употребление слова «авторитет» и словосочетания «украинская армия» в одном предложении. И тем не менее, нельзя отрицать, что за это время колоссальный путь — прежде всего в менталитете — был пройден. Западные дипломаты и эксперты, кстати, утверждают, что военные — далеко не главное препятствие на пути в НАТО. А потому стоит вспомнить с чего начиналось и как проходило реформирование Вооруженных сил нашего государства.

После раскола СССР Украине досталась в наследство одна из мощнейших группировок войск в Европе. Оснащенная ядерным оружием и в целом относительно современными образцами обычных вооружений и военной техники, она была скорее «деталью» военной машины Советского Союза, чем армией Украины, только-только провозгласившей свою независимость. На территории молодого государства в то время дислоцировались: ракетная армия, три общевойсковых, четыре воздушных и две танковых, один армейский корпус, отдельная армия ПВО и Черноморский флот. По данным Министерства обороны, группировка войск и сил имела в своем распоряжении около 780 тыс. человек личного состава, 6,5 тыс. танков, приблизительно 7 тыс. боевой бронетехники, до 1,5 тыс. боевых самолетов, около 350 кораблей и судов обеспечения, 1272 стратегических ядерных боеголовок межконтинентальных баллистических ракет и почти 2,5 тыс. единиц тактического ядерного оружия. Известно, что практически во всех военных частях действовали подразделения напрямую подконтрольные Москве. 24 августа 1991 года Верховная Рада приняла постановление о взятии под свою юрисдикцию всех вышеуказанных военных формирований. Будущее нашей страны во многом зависело от того, поддержат люди с оружием эти начинания или нет.

«Риск создания независимой армии, — вспоминает первый Президент Украины Леонид Кравчук, — заключался в том, что она создавалась не на пустом месте. Создавать с нуля — гораздо легче. Скажем, строительство нового дома — выбираешь участок и строишь. А когда происходит реконструкция, то сначала необходимо разрушить старый дом. Есть риск, что под развалины могут попасть люди.»

На базе колоссальной структуры, которая полностью подчинялась Москве, было необходимо создать новые Вооруженные Силы. Было необходимо, чтобы старые кадры приняли присягу на верность Украине и отказались от присяги на верность Советскому Союзу. Это было самым тяжелым. Тяжелым для офицеров, которые присягают один раз в жизни, и для руководства страны. Существовала опасность эмоционального взрыва, утроенная тем, что это мог быть взрыв людей с оружием. Но мы смогли тогда, приняв необходимые законы, пройти этот путь. Смогли убедить руководство войска, чтобы оно стало на службу Украине. И оно стало... Колоссальные усилия для этого приложил первый министр обороны Константин Морозов...

Я помню свое выступление в Верховной Раде, где мы собрали весь генералитет тогда еще Советской армии на территории Украины. Я тогда возглавлял парламент. Когда решался вопрос армии, ставились вопросы о разрешении ее кардинальных проблем. Я видел волну протеста, которая покатилась от Черноморского флота, от других. Тогда очень четкую позицию занял Константин Морозов (еще не будучи министром обороны) и на тот момент командующий Крымского гарнизона Александр Кузьмук...

Я также тогда выступил с очень эмоциональной речью. Таких выступлений после этого у меня было мало. Я говорил об Украине и ее независимости. Говорил о ее будущем, призывал, чтобы эти люди встали на защиту своей земли, на защиту Украины, которая рождалась как государство. Мне аплодировали все эти генералы. Казалось, внутренне они были готовы к тому, что стало фактом после 5 декабря. Именно в этот день, 11 лет назад я присягал на верность украинскому народу как Президент Украины. Но многое, вы правильно заметили, зависело от военных подразделений КГБ и правоохранительных органов...»

Несколько позже государство столкнулось с другими серьезными трудностями: формирование правовой основы деятельности Вооруженных Сил, реорганизация их структуры, создание соответствующих систем управления, обеспечение армии и т. д. Очевидно, что такое количество личного состава и вооружений армии Украины просто не было нужным. Ситуацию «Дню» комментирует председатель парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Георгий КРЮЧКОВ: «Иметь почти миллионную армию в Украине, огромное количество танков, самоходных орудий, боевых машин пехоты, самолетов и прочего и сделать из этого армию независимого государства — было серьезной проблемой, решение которой требовало времени и тщательного подхода. Украинская армия создавалась в атмосфере эйфории, часто людьми, которые кроме того, что говорили: «Давайте независимую армию», больше ничего не понимали. Отсутствие людей, которые смогли бы по-государственному, с большим пониманием решать эту задачу — тоже было огромной проблемой. Украинская армия начинала с того, что создавались соответствующие структуры, Министерство обороны. Это было время организационного строительства, определение самой философии ВС.»

До конца 1996 года было сокращено около 3,5 тыс. военных структур (практически 410 тыс. военнослужащих). Существенно уменьшилось число вооружений и военной техники: боевых самолетов — на 600 единиц, на 250 — вертолетов. Парк танков и прочей бронетехники сократился на 2400 и 2000 единиц соответственно. В короткие сроки Верховной Радой был принят пакет нормативно-правовых актов, касающихся военной сферы (Концепция обороны и строительства ВСУ, постановление «О Совете обороны Украины», законы «Об обороне», «О Вооруженных Силах», Военная доктрина и др.). Тогда же были созданы Министерство обороны, Генеральный штаб, виды ВСУ, системы их управления, подготовки и обеспечения.

Первый этап строительства украинской армии (весьма условно — до 1996 года) характеризуется еще одним принципиальным моментом: имплементация политического решения об отказе от ядерного оружия. Этот момент, без преувеличения, можно считать историческим. Впервые в истории государство добровольно отказалось от ядерных вооружений. По официальной информации, на 1 июня 1996 года на территории Украины не осталось ни одного ядерного боезаряда или боеприпаса.

Что украинская армия имеет теперь и с чем она идет в НАТО? Безвозвратно устаревающий технический парк практически не пополняется качественно новыми образцами вооружений. Военные работают на «приусадебных участках» и торгуют оружием. Пятьдесят тысяч офицеров стоят в очереди на квартиры. Солдатское обмундирование используется по принципу «секонд хенд». Зарплаты — по сравнению с европейскими — мизерные и выплачиваются нерегулярно. Офицеры подают рапорта об отставке в надежде получить пособие «за выслугу лет». О таких важнейших вещах, как выполнение плана боевых учений и подготовки во всех родах войск, кроме сухопутных, уже успели забыть...

Причины банальны: недостаточное финансирование и отсутствие доброй воли военной бюрократии (становление которой в независимой армии происходило по мере спада эйфории от этой независимости). Впрочем, финансирование (точнее — его отсутствие в должных объемах), безусловно, более важно. На реформу для сокращения и привидения армии в соответствие европейским стандартам военные, как неоднократно писал «День», уже несколько лет вынуждены зарабатывать сами. Заработанные деньги тратят на «латание дыр». В смысле — накормить, одеть и обуть армию по украинскому, а не европейскому образцу. Начиная с середины девяностых, дальнейшее реформирование Вооруженных Сил семимильными шагами происходило только на бумаге. На практике — оно хромало на обе ноги. Так уже в 1996-м на армию было выделено менее 40% от ее бюджета в 1992-м. В последующие годы ситуация существенно не улучшалась.

Обрисовать реальное положение вещей и перспективы реформирования армии в армию «европейского образца» при украинском финансировании — испортить военным праздничное настроение. Профессия за последние лет семь превратилась из престижной в одну из самых непопулярных. Почетная обязанность — защищать Родину — стала обязанностью тех молодых людей, у которых не получилось от нее «откосить». Несмотря на все это, «День» поздравляет с праздником военнослужащих. И «поздравляет» с Днем Вооруженных Сил Украины и с такими Вооруженными Силами тех чиновников и военных бюрократов, которые «застопорили» армейскую реформу. Которые делали и продолжают делать все, чтобы гражданское население опасалось своих защитников... А, между тем, предназначена и создавалась украинская армия совершенно не для этого. Желаем украинским военным побольше денег целевого использования и доброй славы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать