Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

История не должна быть рабыней политики,

считает глава Института национальной памяти Польши Януш КУРТИКА
14 июня, 20:26
ЯНУШ КУРТИКА / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ

Из всех соседних государств наиболее активно и беспроблемно развиваются отношения Украины с Польшей. Польские политики постоянно говорят о поддержке евроинтеграционных стремлений Киева, а самое любимое изречение большинства чиновников в этом государстве: «Без независимой Украины невозможна независимая Польша». Хотя, конечно, случаются в двухстороннем диалоге и недоразумения, преимущественно возникающие на историческом грунте. Историческое примирение на сегодня — главная задача, над которой работают обе страны. Варшава и Киев при этом руководствуются принципом: стратегическое партнерство за счет исторической правды. В Польше фактически шесть лет действует Институт национальной памяти, занимающийся исследованием прошлого (в частности, и украинско-польского). Трудности, в основном, связаны с тем, что не все украинцы и поляки готовы посмотреть на историю по-новому — чтобы прошлые обиды не мешали развивать сотрудничество. Что для этого делается? Готовы ли в Польше сотрудничать с украинским Институтом национальной памяти, о создании которого недавно объявил Виктор Ющенко? Об этом в интервью с доктором Янушем КУРТИКОЙ, главой Института национальной памяти Польши.

— Собирается ли Институт национальной памяти Польши сотрудничать с аналогичной структурой в Украине?

— Я хочу подтвердить, что Институт национальной памяти Польши имеет возможность и желание сотрудничать с украинским институтом в таком объеме, в котором будет заинтересован Игорь Юхновский.

— После визита в Киев вы получили представление о том, что из себя будет представлять Институт национальной памяти Украины?

— Игорь Юхновский только недавно назначен на должность директора института, поэтому, думаю, как раз в ближайшее время он займется разработкой концепции этой структуры, определит, как именно будет работать Институт. Больше, наверное, по этому вопросу может рассказать украинская сторона.

— Что могли бы позаимствовать украинцы у поляков, создавая собственный институт?

— Думаю, самой интересной для Института национальной памяти Украины была бы информация о юридической основе деятельности аналогичного польского заведения, о его структуре, а также еще о некоторых деталях его работы.

— Какую роль сегодня играет Институт национальной памяти в польской политической жизни?

— Институт национальной памяти в Польше — политически нейтральное учреждение, поэтому оно не принимает участия в политической жизни. Но так как мы занимаемся проблематикой новейшей истории, то это, конечно, вызывает некоторые дискуссии, эмоции. Хотел бы отметить, что наш институт состоит из трех отделов. Первый отдел — прокураторский — занимается расследованием преступлений, совершенных во времена гитлеровской оккупации и в коммунистический период. Второй отдел — архивный — создан для хранения документов спецслужб, для проработки информации, которой потом могут пользоваться историки, другие специалисты. Следует подчеркнуть, что в Польше Институт национальной памяти имеет доступ ко всем архивам спецслужб. Третий отдел называется Бюро общего образования, занимающийся обучением. На сегодня уже напечатано около 200 книг, появившихся за пять лет работы Института. Также было издано несколько сотен научных трудов, тысячи — научно-популярных. Сейчас в Польше продолжаются горячие дискуссии (прежде всего в парламенте) по поводу того, чтобы Институт национальной памяти был привлечен к процессу люстрации. Наш Институт, конечно, будет выполнять волю парламента в таком объеме, в котором будет определено.

— Можно ли сегодня говорить, что Институт национальной памяти полностью справляется с возложенными на него заданиями?

— Основная цель создания Института заключалась в том, чтобы общественность узнала о преступлениях, совершенных в коммунистические времена. Ради достижения этой цели законом предусмотрено, что все архивные документы будут доступны для лиц, против родственников которых были совершены преступления.

— Каждый человек имеет доступ к касающимся его материалам. Очень важно для Института национальной памяти также то, что доступ к документам имеют не только работники нашего заведения, но и специалисты, работающие в соответствующих учреждениях — например, университетах. Перед нами стояла научная и общественная цель. Общественная цель оказалась очень важной, потому что люди, обиженные аппаратом безопасности ПНР, которых касались архивные документы, начали массово открывать информацию из этих документов. Конечно, Институт национальной памяти обязан сотрудничать также с различными государственными учреждениями.

— Институт национальной памяти давно сотрудничает с правительством Украины. Есть ли такое же сотрудничество вашего учреждения с российским правительством? Насколько российские архивы открыты для ваших сотрудников?

— Конечно, такая работа ведется, мы сотрудничаем также с Россией. Это сотрудничество проходит при посредничестве польского министерства внутренних дел. А реализует это сотрудничество Институт национальной памяти Польши. Очень хотелось бы, чтобы результаты сотрудничества были такими же плодотворными и широкими, как и в случае с Украиной.

— Во сколько польскому бюджету обходится деятельность Института национальной памяти?

— В течение последних пяти лет польский парламент очень много дискутировал по вопросу бюджета Института национальной памяти. Такие разговоры были важны, когда мы «с ноля» создавали институт в 2000-м году без кадров, без денег, без помещения. Сейчас Институт состоит из центрального отдела в Варшаве и 11 региональных подразделений. На сегодня в нашем учреждении работает почти 1300 сотрудников. В течение последних лет бюджет института составлял около 90 млн. злотых (почти 30 млн. долларов. — Ред. ). В этом году он составляет 130 млн. злотых (почти 43 млн. долларов. — Ред ).

— Как бы вы оценили процесс исторического примирения украинского и польского народов?

— Наиболее важным является то, что процесс примирения элит происходил одновременно с примирением рядовых граждан. По- моему, украинцы и поляки очень похожи. По-видимому, такое сходство связано с парадоксальным наследием первой Речи Посполитой, которую в конце XVIII века разделили три государства. Я бы хотел обратить внимание на роль свободы, занимающей значительное место и в польском, и в украинском сознании. Очень важной была оранжевая революция, потому что тогда рядовой поляк увидел в рядовом украинце себя. Они могли вспомнить и о своем участии в событиях «Солидарности» 20 лет назад. Наши народы очень похожи. Оба государства сейчас заинтересованы в развитии стратегического партнерства. Но ради того, чтобы такое сотрудничество оказалось длительным, оно должно опираться на правду. Я уверен, что в научных контактах и во взаимодействии в целом мы ничего не должны скрывать. Здесь я имею в виду две так сказать символические проблемы. Первая — Волынская резня (1943 г.), она также проявлялась на Тернопольщине и Львовщине. Жертвами этих трагических событий были обычные люди — около 100 тыс. поляков. Другая проблема, вызывающая у нас муки совести, — это операция «Висла» (1947 г.), во время которой происходило принудительное переселение украинцев, проживавших на территории Польши. Здесь трудно искать обстоятельства, уменьшающие вину или оправдывающие кого-то. Обе трагедии — это преступления. Мы можем говорить о том, что Польшей руководили советские генералы, но ведь мы также знаем, что большинство поляков поддерживали акцию «Висла». В Волынской резне так же массово участвовали обычные украинцы. То есть мы имеем дело с решением проблем, зависящих, прежде всего, от понимания степени этих трагедий обычными гражданами. Много молодых поляков и украинцев чувствуют взаимную симпатию. Поэтому есть возможность выяснить всю правду.

— Какие общие акции в контексте исторического примирения намереваются провести Украина и Польша в ближайшее время?

— Мы будем продолжать работу над изданием книг из серии, под названием «Польша и Украина в 30—40 годах XX века». Я думаю, что стоит заинтересоваться уничтожением польского подполья силами НКВД на территории Волыни, Львовщины, Покутия ... Так же необходимо заинтересоваться судьбой Римско-католической и Греко- католической Церквей на территории наших стран. Это были примеры героической истории. Также важно установление сотрудничества с научными организациями, институтами в Украине. Я надеюсь, что наш замысел удастся, потому что я провел уже несколько переговоров на эту тему. Кроме того, Институт национальной памяти планирует издание сборника статей «Поляки и украинцы во времена Второй мировой войны». Это пока что рабочее название, поскольку в книге также речь будет идти об истории наших народов в 1930-е годы, а также в 40—50 годах прошлого века.

— Вопросы к вам как к историку. Почему, по вашему мнению, на постсоветском пространстве (в Украине и особенно, кажется, в России) очень медленно проходит осознание преступлений коммунистического режима, по сравнению с Польшей?

— Думаю, причина заключается в том, что коммунистическая империя уделяла большое внимание идеологической работе. Все усилия были направлены на то, чтобы укрепить власть, чтобы народ безапелляционно ей верил. И здесь я не говорю о средствах террора, а только об идеологической работе. В связи с этим тяжело говорить о свободе исторической науки, о свободе суждений в целом в коммунистических государствах. В результате государства получили наследство, с которым тяжело бороться. Потому что все время есть искушение, чтобы история «обслуживала» политику. В Польше именно сейчас ведется дискуссия по поводу исторической политики государства. Каждое государство Европы имеет свою историческую политику. Место в истории — это элемент престижа государства. Я считаю (думаю, так же считают во всей Европе), что мы все должны руководствоваться правилом свободы научных исследований. Власть имеет право выбирать из всех проведенных исследований именно те, которые являются для нее наиболее важными. Но приоритетным должно быть правило свободы научных исследований. Мы хорошо знаем, что это правило вынуждено бороться за свое существование. К сожалению, часто случается, что история становится рабыней политики. Такая ситуация не является хорошей ни для истории, ни для политики. К счастью, это не касается Польши.

СПРАВКА «Дня»

Януш Куртика родился 13 августа 1960 года в Кракове. Выпускник Ягейлонского университета Историко-философского факультета. Окончил аспирантуру в Институте истории Польской академии наук (ПАН), где в 1995 году защитил докторскую диссертацию по гуманитарным наукам. В 2000 году получил звание доктора наук. С 1979 года сотрудничал с демократической оппозицией в Кракове. В 2000—2005 годах был директором и организатором Краковского отделения Института национальной памяти. Януш Куртика является автором приблизительно 130 научных публикаций по средневековой и ранне-новейшей истории Польши, также истории антикоммунистического сопротивления в Польше после 1944 года. 9 декабря 2005 года был избран сеймом Республики Польша на должность главы Института национальной памяти.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать