Десятый округ
Фантастики на экраны ежегодно выходит немало. «Девятый округ» (или «Девятый район» — «District 9») мог бы быть очередным фильмом-однодневкой из этого потока. История здесь кажется хорошо знакомой: к Земле приближается инопланетный корабль в виде гигантской летающей тарелки; он угрожающе нависает, правда, не над киногеничным американским мегаполисом, а над окраиной южноафриканского Йоханнесбурга; на его борту — 2 млн. чужих, и похожи они на двуногих креветок.
Но эта завязка, обещающая обычную коллизию о войне миров, остается за кадром, о ней сказано в нескольких словах в начале. На экране совсем иные реалии.
Ни контакта, ни нападения не происходит. Люди, пробравшись на корабль, обнаруживают, что эти два миллиона — обессилевшие и растерянные чернорабочие, никаких командующих, ни полномочных переговорщиков. Конечно, из соображений гуманности бедняг переселяют на землю прямо под кораблем, в специально обустроенный городок, который и называется Девятый округ. Доступ людям туда запрещен. Словом, появляется очередное гетто со всеми соответствующими атрибутами: ужасной нищетой, контролем со стороны криминалитета и отвращением со стороны земных обитателей — хотя сами пришельцы абсолютно бесправны, никого не трогают и пытаются лишь выживать. Так или иначе, гостей решено депортировать. В Десятый округ. В палатки. За колючую проволоку. То есть в лагерь еще не концентрационный, однако близкий к тому. Собственно, с раздачи пришельцам извещений о депортации и начинается основная история. Выполнить неприятную миссию должен служащий из компании, опекающей Девятый район. Делая свою работу даже с определенным вдохновением, герой, однако, неожиданно для себя оказывается в ситуации, когда на собственной шкуре ощущает, что значит быть чужаком во враждебном мире.
Для южноафриканского режиссера Нила Бломкампа это первый полнометражный фильм, но сделан он мастерски. Помог, наверное, и опыт знаменитого продюсера — новозеландца Питера Джексона. Собственно, главное, что удалось Бломкампу, — это по-новому подойти к проблеме расизма в кино. Ведь расовые предрассудки в большей части лент на эту тему ассоциируются с прошлым. Бломкамп сделал неожиданный ход: перенес расовый конфликт в будущее, которое якобы должно было быть, учитывая многовековой невеселый опыт, безоблачным хотя бы в отношениях между нациями. Однако ничего подобного: в ЮАР, стране, десятки лет страдавшей от апартеида, ненависть к пришельцам объединяет и черных, и белых. Никто не задается вопросом, по собственной ли воле здесь эти «креветки», в какой реальной помощи они нуждаются, никого не заботит то, что это такие же существа, мыслящие, живые, способные любить или чувствовать боль. От них просто хотят избавиться, не гнушаясь никакими средствами. И символом такого отношения становится даже не Девятый, а Десятый округ — лагерь для существ иной расы, построенный в якобы просвещенном ХХІ веке.
К сожалению, Бломкампу не удалось удержать свою антирасистскую драму на надлежащем уровне — под конец она превращается в стандартную «стрелялку», где хорошие парни побеждают плохих. А продолжение картины вообще будет, очевидно, уже чистым лазерно-гуманоидным шоу. Но попытка высказаться по-новому на вечно больную тему — вполне достойная.
Выпуск газеты №:
№149, (2009)Section
Панорама «Дня»