Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Битвы железных канцлеров

Танкостроительная отрасль Украины стала заложницей амбиций чиновников и безразличия государства
15 августа, 00:00

Государственное предприятие завод имени Малышева — харьковский танкоград — в конце прошлой недели обратилось с открытым письмом к Президенту, главе парламента и премьер-министру. Среди прочего в письме — призыв обратить внимание на состояние дел в бронетанковой отрасли, которая признана национальным оборонным приоритетом — да лишь на бумаге. А еще — просьба помочь в борьбе с государственным посредником по продаже вооружений — компанией «Укрспецэкспорт», которая вроде бы «зажала» деньги, честно заработанные заводом, выполнившего заказ для Министерства обороны Иордании. Случай беспрецедентный с точки зрения неписаных правил поведения в этом бизнесе, где проблемы принято решать без лишних ушей и глаз. Но что сделано — сделано. И все, что сказано — услышано.

С одной стороны, амбиции руководства завода, с другой — садомазохистская неторопливость на уровне государства в определении приоритетов развития национального оборонного комплекса стали той бинарной смесью, которая таки взорвалась. Выяснение отношений среди оружейников теперь напоминает танковую дуэль, где теперь все — в открытую и без кулуарных хитростей. На «мировую» уже никто не пойдет. Джина в бутылку уже не загнать…

ПОСЛЕПАКИСТАНСКИЙ СИНДРОМ

Контракт Украины с Пакистаном на поставку 320 танков Т-80уд за $620 млн. заставил мир заговорить о новом игроке на оружейном поле. Правда, чтобы не сорвать сделку, понадобились усилия всего государства. И самоотверженная инициатива индивидуальностей. К ним вполне можно отнести и генерального директора главного исполнителя пакистанского заказа — Харьковское производственное объединение им. Малышева — Григория Малюка.

Теперь страна имеет возрожденный танкостроительный потенциал, но все понимают, что после того как в 1999 в порт Карачи прибыла последняя «восьмидесятка», второго Пакистана для Украины уже не будет. И послепакистанский синдром для Харькова — как ломка для наркомана. Средняя зарплата на заводе сегодня — 216 гривен. За апрель—сентябрь прошлого года работягам не выплачена зарплата. Заводчане недовольны и поначалу требовали от руководства рассчитаться с долгами — мол, хватит дурака валять, у вас же есть деньги за пакистанские танки. Потом одни свыклись с безнадегой, другие, плюнув на все, ушли с завода. Сейчас на заводе работает 1546 человек. Во время пакистанской горячки эта цифра была почти в 2,5 раза больше — 3893. Кредиторская задолженность по заводу — 126 млн. гривен. По сравнению с прошлым годом бюджетная задолженность выросла на 50 процентов, рост долга по зарплате — на 15 процентов.

Гендиректор Григорий Малюк говорит о том, что и в этих условиях за счет собственных денег завода и участников консорциума «Бронетехника Украины» таки были сделаны десять танков Т-84. 27 июля эшелон с партией этих машин ушел в распоряжение Министерства обороны и на параде их увидит вся страна. Он говорит, что удалось сохранить танкостроительную отрасль Украины, сохранить кадры, технологии и подготовиться к возможному выполнению заказов из стран, которые прoводят танковые тендеры. Это Греция, Турция и Малайзия. А еще на заводе было создано специальное конструкторское бюро, которое занимается созданием колесной техники, модернизации бронетранспортеров, боевых машин пехоты, комплексов ПВО. И до прорыва осталось подождать совсем чуток.

«БТР-50 прошел испытания в Египте. По боевым машинам пехоты мы в рамках созданного в Объединенных Арабских Эмиратах совместного предприятия сделали модернизацию БМП-3 и в настоящее время группа наших технических специалистов сдаeт это изделие МО ОАЕ. Так что по этим странам практически есть победа в тендерах. Теперь нам нужно отработать контакты и приступить к производству.

Хорошие успехи и заделы у нас есть по индийскому направлению. Начали уже поступать подписанные контракты с этой страны. Это тем более приятно, что в наш успех на индийском рынке мало кто верил. Но за время, равное примерно одному году, мы вышли от начала переговоров к подписанию контактов. Это говорит о том, что нам и нашим подразделениям по силам решение таких вопросов в краткие сроки.

Идут переговоры и презентация нашей техники под ряду других стран. В основном это обусловливается работой нашего конструкторского бюро и его опытного производства. В частности, мы создали новый двигатель 3ТД, на что было потрачено три с половинной миллиона гривен. На базе это двигателя — с мощностями 300, 400, 500 и 600 л.с. — мы будем проводить модернизацию как легких бронированных машин, так и новых изделий.

Продолжается работа в Пакистане. Создаем совместно с их военными систему сервиса для тех 320 машин, которые были поставлены нами в эту страну. Успешно завершено создание совместного украинско-пакистано- китайского танка «Аль-Халид». 15 комплектов двигателей и трансмиссии в сентябре было отправлено в эту страну. Они были поставлены на изделия, и теперь в вооруженных cилах Пакистана началась реальная эксплуатация. Это позволяет нам надеяться на заказы со стороны Пакистана на поставку в эту страну моторно-трансмиссионных отделений на основе двигателя 6ЕД-1», — так о плюсах говорит генеральный директор завода Малышева Григорий Малюк.

Но это перспективы. В лучшем случае. Теперь — о реальности. Как бы активно не суетились заводские маркетологи, зарубежных заказов нет. Нет и своих. Минобороны не способно рассчитаться за свалившиеся на голову парадные Т-84, чего требуют харьковчане, вложившие лишь в подготовку производства танка около 30 млн. гривен. А еще заводу Малышева, убеждает его руководство, 50 млн. гривен должна корпорация «Укрспецэкспорт» и его дочерняя фирма «Укринмаш». Завод готов выбивать деньги через суд. Потому что сторонников не удалось найти ни в правительстве, ни в Комиссии по вопросам реформирования оборонно-промышленного комплекса, ни в Генпрокуратуре. «Я хочу, чтобы кто-то ответил в этой стране, когда эти деньги будут возвращены заводу им. Малышева, тем более, что за эти деньги я бы пять раз смог погасить долги по зарплате своим рабочим», — категоричен Григорий Малюк.

ОГОНЬ ПО СВОИМ

Конфликт «Укрспецэкспорт» начался вскоре после того, как завод начал выполнять контракт на производство и поставку 50 бронетранспортеров БТР-94 Иордании. В компании говорят, что Харьковский завод им. Малышева на четыре месяца задержал поставки техники заказчику. Потом были проблемы с самим бэтээрами. Утомившиеся иорданцы взяли под залог $1,36 млн., которые могут быть выплачены лишь по окончании гарантийного срока. Деньги находятся в Eвропейском банке. Вкупе со штрафными санкциями это именно та сумма, которую руководство завода требует от «Укрспецэкспорта». И еще такая деталь, — поговаривали, что завод почему-то решил продлить гарантийный срок на свои бронетранспортеры. А чем дольше гарантия — тем дольше срок возвращения денег. Вроде бы нелогично. «Так продлевали ли гарантию и были ли замечания от иорданцев?» — спросил я Малюка.

«То, что касается шума вокруг так называемого низкого качества бронетранспортеров, то официально заявляю, что со стороны иорданских вооруженных сил нет ни одного рекламационного акта. Так хотелось тем, кто, мягко говоря, зажал наши деньги. У меня договор с «Укрспецэкпортом», с Малевым. И у них нет исходного корня — отсутствуют любые документы, которые бы давали «Укрспецэкпорту» возможность официально задержать деньги. Более того, в нашем контракте это и не предусмотрено, а дальнейшие схемы Малева меня не интересуют. Он должен был рассчитаться с нами через два месяца после отгрузки, которая состоялась в январе прошлого года. Да, мы продли срок гарантии — по просьбе иорданских военных. Просто нашу технику начала эксплуатировать новая команда специалистов. А те, которых готовили мы, разогнали по разным частям. И мы помогали им ремонтировать вышедшие из строя машины по их же вине».

А вот иные подробности. От начальника управления Министерства промышленной политики Украины Юрия Жданова: «Было письмо Малева премьер-министру по поводу отгрузки некачественной бронетехники в Иорданию. По решению Кабмина была создана специальная межведомственная комиссия, которая проверяла претензии по поводу плохого качества бронетранспортеров. Комиссия пришла к выводу, что на заводе были нарушения в организации производства. Но представители завода, входившие в состав комиссии, отказались подписать эти выводы. Таким образом, вопрос был решен неоднозначно. Но Кабмин постановил усилить контроль за изготовлением спецтехники, а Малюк получил взыскание».

Шероховатости стали возникать и в отношениях меж руководством завода и глaвным конструкторским бюро бронетанкостроения во главе с Михаилом Борисюком. В свое время Борисюк согласился с тем, что на заводе будет создано еще одно конструкторское бюро, которое будет заниматься разработками в области ПВО. Ведь все остальные бронированные ноу- хау — работа ХКБМ. Но аппетит приходит во время еды — и завод начал делать разработки под себя, не обращая внимания на разделительные линии. Теперь малышевцы и ХКБМ работают на внешнем рынке, скажем так, по индивидуальному плану.

Михаил Борисюк говорит о том, что после того как ХКБМ успешно провело испытании наших танков в Греции — совместно с представителями шести других стран — руководствo завода заявило, что правила игры меняются. Был найден посредник арабской национальности и КБ Морозова было отстранено от работы по этому тендеру.

«По поводу Греции вопрос был согласован с вышестоящими инстанциями. Одновременно в конфликтующих странах, какими тогда были Греция и Турция, в одно время одна и та же организация не могла участвовать. Поэтому мы взяли на себя Кипр и Грецию. Фирма «Прогресс» взяла Турцию. Точно так же — «Прогресс» работает в Пакистане, а мы переместились в Индию», — парирует Малюк. Но до сих пор никому, кроме самого гендиректора завода, не известно, какие именно контракты подписал танкоград Украины с Индией.

В турецком тендере, где работает команда Борисюка в паре с фирмой «Прогресс», а не малышевцы, ХКБМ вынуждены применять швейцарскую пушку. Вернее, казенная часть наша, а ствол швейцарский. Он выдерживает больше выстрелов, чем отечественная разработка.

«Мы решали, что вместе с заводом мы будет работать над упрочением канала ствола. Но переписка составляет целый том, а поддержки со стороны завода нет. Или взять новый проект, который разворочается с Пакистаном — «Аль-Зарат» — модернизация танка Т-59. Украина туда предлагает свою 125-миллиметровую пушку. Но там та же проблема. Поэтому пакистанская сторона интересуется, может ли Украина поставить систему управления огнем к китайской пушке? Почему же у нас нет чувства гордости за свою технику? Почему мы внедрили эту пушку и дальше над ней не работаем?» — раздраженно бросает Михаил Борисюк. Еще штрих. Завод заявляет, что совместно с КБ двигателестроения разработал двигатель 3ТД. «Этот двигатель мы устанавливали на технику в конце 80-х годов. Но Малюк решил, что этот двигатель не надо давать ХКБМ для установки на бронетехнику, которая разрабатывается в КБ Морозова. И ХКБМ вынуждено на наши бронетранспортеры и другие машины ставить российские двигатели Токмакского и Ярославского заводов, чтобы не сорвать контракты перед Минобороны и иностранными заказчиками. На один БТР мы поставили немецкий двигатель. По этому принципу, получается, что если я разработаю новый танк, то эту разработку я тоже не должен передавать на завод Малышева?» — переспрашивает главный танковый конструктор.

ЭПИЛОГ В КАЧЕСТВЕ ПРОЛОГА

Заводу как воздух нужны заказы. Но танки сегодня покупаются плохо. И чем дальше — тем хуже. Малышевцы около 100 миллионов гривен вложили в освоение новых видов бронетехники, говорит Малюк. А на другом конце света сильнейшая армия мира — американская, решила отказаться от танков как боевой единицы. Военные эксперты сравнивают это концептуальное решение с изобретением автоматического оружия и предрекают конец танковой эпохи. Переход к новой концепции американского военного строительства связан с намерением «закрыть дверь холодной войны» и сделать американские войска максимально мобильными. В ближайшие 10 лет количество тяжелой бронетехники в американской армии будет максимально сокращено. Место тяжелых танков типа «Абрамс» займут легкие колесные БМП, оснащенные керамической броней и магнитными пушками. Подходы США готовится перенять и Британия. Просто подумайте, как будут американцы и британцы избавляться от своих танков. На каких условиях и по какой цене.

Но пока американский откат по нам не ударил, в Минпромполитики убеждены, что только тройственный союз разработчика, изготовителя бронетехники и спецэкспортера в лице «Укрспецэкпорта» может позволить выжить трудовому коллективу. «С 1999 года завод добился права спецэкспортера. Такое право имеют еще шесть предприятий. Но такая внешнеэкономическая деятельность в области ВТС регламентируется определенными нормативами. Не может в государстве такая работа вестись бесконтрольно. Я часто слышу утверждения Малюка, что вся его работа освящена Президентом. Так вот, я хочу сказать, что у Президента к директору Харьковского завода в области внешнеэкономической деятельности большие претензии. Никто не дает права нарушать определенные действующие нормы», — говорит начальник управления Министерства промышленной политики Украины Юрий Жданов.

«Когда говорят, что мы что- то не так ведем в международных делах, то нет ни одного нарушения с моей стороны. По крайней мере, с лета. Но когда мы говорим об активной работе на рынке, это не значит, что я должен месяц ждать ответа из министерства, а иногда его и не получить, на прием делегаций. И всем со стороны заметны наши успехи. Это Эмираты, это продолжение работы в Иордании. Это крупные подвижки в Индии. Кому-то, наверное, обидно, что в последние пять лет ничего конкретно не было сделано в этих странах. Но мы приходим и вопросы решаем в течение года. Я считаю, что серьезных упущений с моей стороны нет. Другие считают, что они есть. Но у них нет фактов. Я перед Украиной и Президентом чист», — убежден Григорий Малюк.

Трудно держать круговую оборону, даже в танке — и «воевать» сразу «Укрспецэкспортом», с Минпромполитики, препираться с кабминовскими чиновникам и налоговиками. Впрочем, каждый пожинает плоды своих трудов. Но даже если кто считает, что снятие Григория Малюка с должности генерального директора тангограда — дело решенное и точка, то это не так. Не та точка.

В июле на имя Президента было подготовлено письмо губернатора Харьковской области, в котором утверждалось, что в облгосадминистрации обеспокоены перспективами завода. Было сказано, что в настоящее время отсутствует стратегия развития бронированного направления оборонной сферы. Президент согласился с этим мнением и поручил Комиссии по вопросам оборонно-промышленного комплекса под руководством Владимира Горбулина и министру промполитки Василию Гурееву разработать такую концепцию. Создана рабочая группа. 8 августа прошло ее первое заседание. На конец августа запланировано провести уже расширенное заседание комиссии, где будет рассматриваться этот вопрос. Но августовское решение может быть достойным внимания лишь в том случае, если хотя бы на половину будет согласовываться с подходами, которые будут зафиксированы в документе под названием «Программа развития вооружений и военной техники». Многострадальная программа, над которой Минобороны бьется уже не первый год, должна определить долгосрочные потребности государства и ее Вооруженных сил в технике. Тогда прояснится, каков собственный спрос Украины на броню. И что делать с танковой кузней — клепать или повесить на воротах амбарный замок.

…Без главных ответов история просто обречена пойти на второй круг. И единственным отличием будет разве что изрядно меньшая доля амбиций и самоуверенности у нового руководства танкограда.

КСТАТИ

Проблемы госпредприятия «Завод имени Малышева» необходимо решать на уровне системного подхода. Такую позицию высказал позавчера на пресс-конференции председатель Харьковской областной госадминистрации Евгений Кушнарев, отвечая на вопросы журналистов. Он подтвердил, что позиция областного руководства в отношении данного предприятия состоит в том, что должна быть выработана государственная стратегия и тактика по загрузке заводских мощностей. Уже после определения государственных подходов необходимо определиться, справится нынешнее руководство с намеченными задачами или нет, считает Е.Кушнарев. Он сообщил, что именно таким образом областная госадминистрация ответила на запрос Минпромполитики о согласии на смену руководства предприятия. «Сама по себе замена руководства проблемы завода не решит», убежден Е.Кушнарев. Между тем, подчеркнул он, «устоявшейся стратегии загрузки предприятия пока существует». Как сообщил губернатор, первый вице-премьер О.Дубина получил поручение Президента побывать на заводе им. Малышева, чтобы составить личное впечатление о сложившейся ситуации.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать