Барьерная среда
Киевские чиновники обещают наконец установить пандусыКазалось бы, что за проблема — оснастить город пандусами, чтобы люди в инвалидных колясках имели возможность без проблем спускаться и подыматься в подземные переходы, попадать в государственные учреждения, магазины, рестораны, театры и простые дома. Не проблема! Особенно для такого города, как Киев — достаточно богатого и претендующего на звание европейской столицы, в котором, к тому же, проживает 1355 инвалидов-колясочников... Но вот уже два года киевские власти не могут воплотить в жизнь утвержденную в октябре 2004-го программу «Безбарьерная среда», полтора года — не в силах выполнить Указ Президента «Про первоочередные мероприятия по созданию благоприятных условий для жизнедеятельности людей с ограниченными физическими возможностями». Кое-какая работа по этому вопросу, впрочем, все же ведется, и вчера в горадминистрации собралась коллегия, чтобы обсудить ее.
Начиналась коллегия вполне мирно. Начальник Главного управления градостроения, архитектуры и дизайна Василий Присяжнюк рассказывал о проделанной работе, то и дело прибавляя «к сожалению» к весьма и весьма скромным цифрам. Основная работа, как выяснилось, кипела на бумажном фронте — проводился анализ, заслушивались вопросы, утверждались на различных уровнях программы... Порешили в конце концов на том, что необходимо установить пандусы и поручни в домах, где живут инвалиды-колясочники, а также в центрах социальной защиты, госадминистрациях, аптеках-поликлиниках и заведениях культуры. Составили списки инвалидов, и передали их в Главное управление для дальнейшей работы....
Реально же за прошлый год «Киевавтодор» обустроил заниженными бортовыми камнями и пандусами 578 пешеходных переходов, что составляет... всего 7% от необходимого. В четырех новопостроенных мостовых переходах установлены лифты. За целый год успели только разработать и начать воплощать комплекс мероприятий по преодолению барьерности на главной площади страны — майдане Незалежности. Например, установили 2 (на весь город) специальных таксофона возле Главпочтамта. Да еще метрополитен провел кое-какие минимальные работы на нескольких станциях (работы эти, скорее, облегчат поездку в метро мамам с колясками и бабушкам с сумками на колесиках, потому что на инвалидной коляске до поезда все равно не доберешься), и обещался впредь при строительстве станций учитывать все потребности инвалидов. Будут люди с особыми потребностями ездить с одной новой станции на другую новую... Вот и весь комплекс осуществленных работ.
Отчего же так мало? Ответ на этот вопрос может быть лишь один — потому что чиновникам нет особого дела до потребностей людей в инвалидных колясках. Подтверждений этому достаточно. Вот, например, только начали на коллегии показывать фотографии установленных пандусов, как попросил слова руководитель Центра реабилитации спинальников «Возрождение- АРС» Иван Марусевич. «Посмотрите на этот пандус, — призвал он присутствующих. — Разве можно по нему спуститься в инвалидной коляске, не разбившись? (Пандус на фотографии был такой крутой, что о спуске и подъеме по нему речь явно не шла. — Прим. авт. ). Посадить бы в нее проектировщика, пусть попробует спуститься. Да для этого понадобится еще три человека помощников! Зачем был построен этот пандус? Я думаю, что имеет смысл говорить о нецелевом использовании бюджетных средств. Это преступление! За такую работу должно быть стыдно отчитываться! Я не требую невозможного — просто привлекайте к таким работам нас». А ведь все эти пандусы кто-то проектировал, кто-то сдавал, кто-то принимал...
Главенствующий на коллегии заместитель городского головы Анатолий Голубченко тут же принялся распекать подчиненных и раздавать поручения. А представители общественных организаций, как хорошо, что их пригласили на коллегию! — продолжали критиковать сделанное и рассказывать о том, что нужно сделать. «Неужели мы ждем, пока перевернется мир, чтобы на кнопках лифтов шрифтом Брайля выбили номера этажей?», «Бывает, даже пандус хороший, а дальше пандуса невозможно выехать, потому что дальше — бордюр», «Вы хотите, чтобы 5 тысяч спинальников вышли на Крещатик и парализовали движение?» и так далее. В итоге смущенные чиновники пообещали в течение месяца представить отчеты об исполнении решения Кабмина по созданию специальных комитетов доступности при каждой райадминистрации, а также разрешить парковку для машин инвалидов там, где парковка запрещена (на обычной парковке из-за обилия машин колясочники не могут выбраться из автомобилей). А еще подготовить документ об участии инвалидных общественных организаций в обустройстве безбарьерных приспособлений. Вот только надолго ли хватит их запала?
Выпуск газеты №:
№4, (2007)Section
Панорама «Дня»