Андрей БИБА: «Я дал Пеле два «червонца», и он на них расписался»
— Андрей Андреевич, сегодня футболисты-профессионалы зарабатывают солидные гонорары, которые вам и не снились. Хотя многие известные игроки вашего поколения относились к футболу очень серьезно, а порой даже отдавали времени тренировкам гораздо больше, чем некоторые сегодня.
— В середине 50 годов, когда в Киеве стали создаваться футбольные школы молодежи (ФШМ), я тренировался в детской команде «Искра» у Владимира Балакина — брата известного в ту пору судьи всесоюзной категории Николая Балакина. И меня, как я понимаю, довольно способного парнишку, пригласили в одну из ФШМ, где лучшим давали небольшие денежные суммы в виде стипендии. Так что ваш покорный слуга, еще будучи пацаном, стал зарабатывать игрой в футбол.
Впрочем, в бывшем Советском Союзе всегда были люди, зарабатывающие на спорте, только они назывались не как сейчас — профессионалами, а нежным словом «подснежники», и числились на различных предприятиях слесарями, строителями, уборщицами. Да и я никогда не стоял с милицейской палочкой на перекрестке дорог.
Отмечу, мы очень честно отрабатывали выдаваемую нам зарплату и трудились, не считаясь со временем. За это, думаю, и пригласил меня в 1957 году вместе с Валентином Трояновским и Олегом Базилевичем старший тренер команды мастеров «Динамо» Олег Александрович Ошенков. Сорок лет назад я дебютировал в основном составе в игре против ленинградского «Зенита», и к тому же открыл счет своим голам.
— Болельщики со стажем хорошо помнят ваши пушечные удары с дальних дистанций.
— Да, бывало заколачивал такие мячи, что и сейчас приятно вспомнить. Взять, к примеру, тот же гол в игре с московским «Динамо» в 1965 году. Игра шла упорная, на табло горели нули. И вот судья назначает штрафной удар метрах в сорока от ворот Льва Яшина. Капитан москвичей и его лучший нападающий Игорь Численко поспешно сооружают стенку. Говорю ему с наигранным удивлением: «Зачем, Игорек? Считаешь, до ваших ворот добью?». А он мне сердито в ответ: «Знаем, Андрюха, твои штучки, поэтому и велел Лева «стенку» соорудить. Ну я разбежался чуть ли не от центра поля, и так смачно приложился ногой, что мяч, пролетев мимо «стенки», по какой-то немыслимой траектории угодил аккурат прямо в девятку.
— Голы, конечно, памятные вехи. А вот какой футбольный сезон вам запомнился?
— Их было несколько. Безусловно, сезон 1961 года, когда мы впервые стали чемпионами. В Киеве родилась команда, способная побеждать московские клубы «Спартак», «Динамо», «Торпедо», ЦСКА, «Локомотив» не только в отдельных матчах. И еще запомнился чемпионат страны и розыгрыш Кубка СССР 1966 года, когда «Динамо» сделало свой первый «золотой дубль». Тогда в кубковом финальном матче мы с Анатолием Бышовцем забили по мячу в ворота московского «Торпедо», и я, как капитан, поднял в руках почетный трофей. И еще первым из немосковских футболистов меня по итогам сезона назвали лучшим игроком года. Я понимаю, что такое стало возможным лишь потому, что играл в фантастической команде.
— Говорят, что старший тренер «Динамо» Виктор Маслов был очень веселым человеком и позволял себе вытворять такие штучки, за которые другим бы не поздоровилось?
— Помнится, мы были с «дедом» в Египте, сидим всей командой ужинаем, отдыхаем, расслабляемся, а неподалеку за столиком какие-то две старушки. Не секрет, что в те времена команду обязательно сопровождал кто-нибудь из КГБ. И вот «кэгэбэшник» подходит к Маслову и просит его: «Мне что-то не нравятся эти бабушки. Давайте сделаем так: я пойду вот по тому мосту (а мост был длинный-предлинный), а вы посмотрите, что они будут делать, наблюдая за мной. И ушел. Долго-долго ходил по мосту, потом вернулся и спрашивает: «Ну, что они тут делали?». А Маслов уже забыл о его просьбе, поэтому возьми и скажи: «Когда вы ушли, вот та, которая слева, вместо антенны всунула себе в... вилку и что-то быстро начала передавать. Наверное в ЦРУ...».
— А ваша встреча с легендарным Пеле...
— Я принадлежу к тем людям, которые на сто процентов уверены: рядом с «королем» Пеле нельзя ставить ни португальца Эйсебио, ни аргентинца Марадону, ни бразильцев Ромарио и Роналдо. Только он был безупречен во всем. И вот в составе олимпийской сборной мне пришлось сразиться с командой Пеле «Сантосом». В первом тайме мы даже открыли счет после точного удара Валерия Лобановского, но вскоре бразильцы его сравняли, а на 83- й минуте «король» головой забил победный для «Сантоса» мяч.
А потом годом позже, в 1965-м, я еще раз встретился с легендарным футболистом в матче между сборными СССР и Бразилии, где мы уступили 0:3. На банкете в гостинице «Метрополь» меня усадили прямо напротив Пеле, и я в качестве сувенира попросил у него поставить (тогда под рукой больше ничего не оказалось) автограф на двух новеньких... десятирублевках. Сейчас, правда, у меня их уже нет. Половины лишился еще в тот же день, когда из Москвы летели вместе с Виктором Банниковым на самолете, где нас узнал один грузин, фанат футбола. И что меня дернуло показать ему червонцы «от Пеле»? Весь полет он просил меня продать ему 10-рублевку за любые деньги. В конце-концов я ему ее подарил. А второй «червонец» презентовал Володе Мунтяну. Мы с ним дружили, и было даже время, когда делили одну ставку в киевском «Динамо» целых 110 рублей на двоих...
— Вы сегодня работаете в киевском «Динамо» тренером-селекционером. А начинали на этом поприще трудиться во времена Виктора Маслова. Вы тогда привезли из Одессы в Киев для усиления команды Леонида Буряка, из Ташкента — Сергея Доценко, из Баку — Виталия Шевченко. Но самую широкую «известность» вам принесло «дело Колотова», после которого «Комсомольская правда» на весь Союз разразилась потоком разоблачений «происков» «Динамо» и, в частности, вас.
— К сожалению, Володи Колотова, ставшего впоследствии капитаном «Динамо», уже нет среди живых. А тогда за молодым игроком команды первой лиги казанского «Рубина», дебютировавшего в составе первой (!) сборной СССР, вели «охоту» все московские клубы. Но мне вместе с инструктором киевского горсовета «Динамо» Алексеем Рубановым удалось заехать в провинциальный городок Зеленодольск под Казанью, где в ветхом домишке обитал Виктор с родителями, и в неспешном разговоре обратить Колотова в динамовскую веру. Да глянул случайно в окно, а во дворе — московский гость, мой старый соперник из «Торпедо», а теперь, как и я, тренер-селекционер Володя Бреднев. Родители Виктора спрятали меня за перегородку, а Рубанова представили как «дядю из Магадана». Мне хорошо было слышно, что говорит Бреднев, как звенит ключами от двухкомнатной квартиры в Москве. А Колотов-отец обращается к Рубанову, мол, что посоветуешь своему племяннику? И «дядя Леша», моментально войдя в образ, сказал: «Езжай, племяш, в Киев: красивый город, климат хороший, река Днепр. А Москва — сумасшедший город. Все бегут, куда-то спешат...»
— Но на этом детективная история не закончилась?
— Все только начиналось. Виктор в составе сборной уехал за рубеж, а тем временем его родители и брат переехали в Киев и поселились в новой квартире. Когда команда вернулась в Москву, там ее уже встречали ничего не ведавшие торпедовцы, мать, брат и «дядя Леша из Магадана». Из общежития, где все должны были ночевать, потихоньку собрали вещи — и в Киев. А уже на следующее утро в 10.00 военнослужащий внутренних войск Виктор Колотов принимал присягу. А потом начались визиты в Украину московских полпредов, были сняты со своих должностей райвоенкомы в Казани и Киеве, а прессой белокаменной был вылит на киевских «дельцов от футбола» не один ушат грязи. Впрочем, когда ведомое капитаном Виктором Колотовым «Динамо» в 1975 году добыло Кубок Кубков и Суперкубок УЕФА, те же печатные издания, захлебываясь от восторга, написали, что Колотов и его партнеры стали футбольной гордостью всей страны.
— Андрей Андреевич, вы продолжаете трудиться на свою любимую команду — ездите, просматриваете футболистов, знаете, чем они «дышат», их сильные и слабые стороны. Вот сейчас динамовскую форму надел грузинский нападающий Георгий Деметрадзе. Что вы о нем скажете? Давненько мы не видели на поле у «Динамо» сразу трех форвардов.
— Интересное вырисовывается трио: скоростной Максим Шацких, умеющий в одиночку обыграть защитника Деметрадзе и хитромудрый Сергей Ребров. Думаю, грозный клин вырисовывается. Правда, поначалу новичку было трудновато, не привык он к динамовским нагрузкам. Но сейчас уже, похоже, втянулся, поокреп и стал забивать мячи в тренировочных матчах.
— А что же будет со сборной страны? Кто ее возглавит?
— Если состояние здоровья позволит, лучше Валерия Лобановского не найдешь. Все решится на заседании Исполкома в начале следующей недели.
Выпуск газеты №:
№34, (2000)Section
Панорама «Дня»