Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Абсолютный успех»,

или Почему Украина теряет возможности на пути интеграции в ЕС
11 сентября, 00:00

Похоже, что Киев не скоро научится использовать с выгодой для себя возможности, которые складываются с развитием событий в регионе или мире. Как и тот факт, что президент Франции, который сейчас председательствует в ЕС, очень благосклонно относится к Украине, и в свое время даже говорил о «привилегированном партнерстве». Ярким подтверждением этого стал очередной 12-й саммит ЕС — Украина, который состоялся во вторник в Париже. Ведь события на Кавказе — в частности, грузино-южноосетинско-российский конфликт, способствовал тому, что лидеры Европейского Союза обратили больше внимания на Украину. При этом в дипломатических кругах Европы высказывалась обеспокоенность, что следующей после Грузии жертвой России может стать Украина. Во многих редакционных статьях ведущих европейских стран накануне саммита говорилось о необходимости предоставления Брюсселем Киеву четкого сигнала — перспективы членства в евросообществе.

Поэтому можно утверждать, что накануне саммита в Париже Украина имела лучший внешнеполитический фон, чем накануне НАТОвского саммита, который состоялся 2 апреля в Бухаресте. Нужно отметить, что на тот момент Президент Виктор Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко занимали одну позицию и вместе подали заявку на получение Плана действий относительно членства в НАТО. Однако, если тогда украинская сторона, демонстрируя единство, справедливо заявляла, что саммит станет «моментом истины» для Альянса, то теперь, похоже, сложилась противоположная ситуация. И можно сказать, что саммит ЕС — Украина стал «моментом истины» для Украины. Ведь именно единства и стабильности ожидают от украинского руководства. Причем это подчеркивается, начиная с 2005 года.

Поэтому достаточно странно звучат слова украинского Президента об «абсолютном успехе», который обрела Украина на евросаммите в Париже. Впрочем, в Бухаресте Виктор Ющенко также назвал победой отказ НАТО предоставить Украине ПДЧ. «Мы приветствуем те сигналы, которые посланы Украине ЕС. Они чрезвычайно обнадеживающи, чрезвычайно перспективны, они стимулируют нас к выполнению целого массива задач, которые стоят перед нашим государством», — заявил украинский Президент на пресс-конференции в Париже.

Напомним, что накануне саммита заместитель Министра иностранных дел Украины Константин Елисеев высказывал убеждение, что в Париже будет четко зафиксирована, в той или иной форме, перспектива членства Украины в ЕС. Кстати, подобным образом действовали украинские дипломаты накануне саммита НАТО в Бухаресте, заявляя, что Альянс предоставит Украине План действий относительно членства в НАТО. Следует отметить, что тогда лидеры Альянса обращали внимание на необходимость консенсуса среди политической элиты относительно вступления Украины в НАТО и поддержки этого курса населением. А относительно интеграции страны в ЕС не поднимается такой вопрос, потому что подавляющее большинство населения поддерживает такой курс.

На самом деле, успехом можно назвать высказанную в общем заявлении полную поддержку Евросоюзом суверенитета и территориальной целостности Украины, договоренность о начале диалога об отмене визового режима для украинских граждан. Кроме этого, к достижениям саммита можно отнести договоренность подписать во второй половине 2009 года соглашение об ассоциации. Однако, ни в одном документе не говорится о перспективе членства, на чем настаивает Украина, начиная с 2005 года.

Пока что не планируется внесение таких слов в новое соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. «Я, конечно, не говорю как президент Франции, я говорю от имени ЕС, и говорю, какой является позиция ЕС. Она заключается в том, что это соглашение не закрывает никакого пути, как и не открывает», — отметил на пресс-конференции президент Франции Николя Саркози. По его словам, в такой непростой для региона момент «ЕС хотел подчеркнуть общность ценностей, общность истории с Украиной. Союз не дал мне права делать другие заявления», — сказал Саркози, отметив, что сейчас в самом совете Евросоюза по Украине есть различные позиции.

Какие сигналы были поданы украинской власти на саммите ЕС — Украина и чего ждут на Западе от Киева? Почему Украина не получила перспективы, хотя для этого была благоприятная внешнеполитическая ситуация? Влияет ли русский фактор на интеграцию Украины в ЕС?

КОММЕНТАРИЙ

Валерий ЧАЛЫЙ, заместитель генерального директора Центра им. Разумкова:

— Я хотел бы, в первую очередь, отметить, что он не является каким-то эпохальным событием, которое кардинально меняет темпы интеграции Украины в ЕС или дает четкие сигналы по срокам.

— Конечно, речь может идти о том, где мы сегодня находимся, где у нас большие успехи в европейской интеграции, где у нас проблемы. Собственно говоря, целью саммита было определение приоритетов, ключевых вопросов взаимоотношений на ближайшую перспективу. В общем, оценивая саммит, можно сказать, что это возможный успех дипломатии в современных украинских внутриполитических условиях.

Я хотел бы заметить, что внутренние события в Украине, распад коалиции не привели к изменению результатов саммита. Документы саммита и соответствующие заявления согласовывались по дипломатическим каналам предварительно и работа велась не один месяц и кардинально изменить что-то за несколько дней невозможно. ЕС прекрасно знает нашу ситуацию, что мы пребываем в турбулентности с 2005 года. Поэтому достижения нужно встречать без декларирования побед и спокойно как продвижение в определенных направлениях взаимодействия.

В первую очередь, следует отметить, что соглашение сформировано на две трети. Политическая часть практически согласована. Сейчас речь идет об углублении торговли. Я думаю, что для нас является принципиальным то, что ЕС склонился к работе в сфере юстиции и внутренних дел, в частности, в вопросах визового режима по схеме дорожной карты. Речь идет о конкретных вопросах, которые Украина должна решить, чтобы выйти на симметричный режим для граждан Украины, то есть безвизовый. Это работа не одного года.

Вторым важным вопросом является секторальное взаимодействие, общее авиационное пространство, объединение энергетических систем

Третий блок охватывает формулы, которые записаны в общем заявлении, в частности, договоренность подписать соглашение об ассоциации. Однако следует отметить, что существуют различные соглашения об ассоциации, в частности такие, которые были подписаны бывшими странами соцлагеря, которые сдали кандидатский минимум и стали членами ЕС. Некоторые страны также имеют соглашения об ассоциации, в которых речь не идет о членстве. С моей точки зрения, вопрос не в названии, а в наполнении соглашения.

Еще одним новым, но важным элементом является четкая позиция ЕС касающаяся гарантий суверенитета и территориальной целостности Украины. Также нужно внимательно посмотреть на новый инструмент, о котором было заявлено на саммите и который придет на замену Плана действий Украина—ЕС. Существует договоренность иметь такой инструмент в следующем году и который будет включать позиции, договоренные сторонами, еще до подписания и введения в действие нового усиленного соглашения.

Я не соглашаюсь, что внимание нужно сосредоточивать на фразе типа «перспектива членства», а наоборот, внимание нужно уделять делам и готовности ЕС идти на симметричный режим отношений. Намного важнее уделять внимание возможностям открытия широкого доступа гражданам Украины к посещению стран Евросоюза, на конкретные вопросы инвестирования в совместные проекты, поддержки модернизации газотранспортной системы. Успех Украины на пути в ЕС зависит от того, станет ли евроинтеграция программой реформ в Украине. Сегодня евроинтеграция идет отдельно, определенные изменения, превращения управленческой структуры отдельно. А должны быть программы приближения к европейским стандартам в той или иной сфере.

Что касается российского фактора в отношениях Украины и ЕС. Было бы неправдой говорить, что у нас среди старых стран Европы есть много сторонников вступления Украины в ЕС. К сожалению, сегодня Россия сама несколько дистанциируется в отношениях с ЕС. Хотя в последнее время она довольно успешно продвигалась в сотрудничестве с Евросоюзом. Сегодня ожидать одобрительной поддержки не стоит. Потому что сегодня Россия мало говорит о противодействии или сдерживании вступления нашей страны в ЕС, потому что считает, что сейчас не время говорить о членстве Украины в ЕС. Но в меру приближения Украины к этой цели противодействие будет расти. Русский фактор присутствует в вопросах, касающихся стратегического и геополитического выбора Украины, ее продвижения в западные структуры, в частности, экономические и политические структуры, а также структуры безопасности Евросоюза.

Райнер ЛИНДНЕР, эксперт Немецкого института международных отношений и безопасности:

— Это была встреча, которая имела символическое значение в связи с событиями на Южном Кавказе. Конечно, было разумно Украине дать четкий сигнал, что существует перспектива для членства в Европейском Союзе, а также для договора об ассоциации. Но при этом не оглашать конкретной даты. Мы тогда находимся на более высоком уровне отношений.

Действительно, сигнала о перспективе членства не прозвучало, но если говорить об ассоциации, то это начало процесса, в конце которого все-таки — членство в ЕС. Понятно, что сейчас такая дата не называется. Мы не очень довольны существующей политической ситуацией в Украине. Мы знаем, в каком направлении она развивается. И непонятно, кто будет нашим партнером в процессе евроинтеграции. Именно поэтому не говорится о перспективе членства в Европейском Союзе.

Что касается возможностей, которые Украина потеряла вследствие событий на Кавказе: можно сказать, что Украина потеряла возможности не только из-за войны на Южном Кавказе, она постоянно теряет возможности приближения к Европейскому Союзу. В Евросоюзе ожидали, что после последних парламентских выборов все-таки будет достигнута какая-то консолидация на политической арене страны. Но этого не произошло.

В принципе, Украина могла быть уже гораздо дальше и выиграла бы больше от сотрудничества с Европейским Союзом. Но благодаря своей непредсказуемой политической культуре она рискует много потерять. Ведь после оранжевой революции мы на Западе воспринимали Украину как зону динамической политической культуры. Этот имидж она потеряла, и сейчас мы находимся на этапе, когда разные политические круги не имеют консенсуса по внешней политике.

Что касается российского фактора, я думаю, что даже в России понимают, что Украина в дальнейшем будет развиваться в направлении на Запад. Но следует отметить важный момент: Россию в принципе больше волнует расширение НАТО, а не ЕС. Мне кажется, Украине важно понять это. И к тому же, я считаю, что до 2017 года, пока на территории Украины будет находиться Черноморский флот Российской Федерации, в НАТО не будут рассматривать вопрос о членстве Украины в Альянсе.

Ожидания, которые возлагают на Западе на украинские политические партии, очень понятные. Это готовность и способность сформировать правительственную коалицию, которая работала бы, по крайне мере, года два. И конечно, желательно, чтобы такая коалиция была сбалансирована и сформирована в новом формате и охватывала большое количество партий. Я думаю, что после выборов «Наша Украина» и Партия регионов будут совсем другими. В нынешней ситуации им слишком сложно осуществлять когерентную политику, когерентное партнерство.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать