«Главное, что он – в наших сердцах...»
В этом году легендарному разведчику Вячеславу Галве, погибшему на востоке, исполнилось бы 45...«Очевидно, это первый в истории Украины, а возможно, и мира «рядовой», который в совершенстве владел практически всем без исключения стрелковым оружием, был инструктором по тактико-огневой подготовке, экспертом по тактике действий малых боевых групп, инструктором-парамедиком, и даже инструктором по «крав-магу» — разработанной в Израиле системе рукопашного боя...» Такие слова напечатаны на именном конверте в честь полковника Главного управления разведки Минобороны Украины Вячеслава Галвы. Конверт в знак уважения и памяти поступил в «Черкасский клуб Юных моряков с флотилией», который носит имя героя. Львовская Казацкая почта, чтобы увековечить память Вячеслава Галвы, разработала в честь его юбилейной даты рождения конверт с важнейшими вехами его жизни, промаркированный датой рождения Славы — 4 января.
Этот конверт мама Вячеслава Елена Всеволодовна осторожно вложила как закладку в Книгу памяти МВД, Национальной полиции Украины. В этой книге увековечен и ее сын, который навсегда вошел в историю Украины как легендарный разведчик, благодаря знаниям и навыкам которого немало побратимов вышли из окружения, сохранили жизнь. Сейчас же Книгу памяти пишут и в Черкассах, куда также войдет имя героя.
В доме, где живут родители Вячеслава в Черкассах, — много фотографий сына, наград, вырезок из газет, икон, личных вещей Славы: наручные часы, которые шли еще два года после гибели владельца, икона Святого Луки — как семейная реликвия, доставшаяся Славе от деда, с которой прошел всю войну. А еще — большая «Икона памяти погибшим за независимость Украины», сделанная из гипса и покрашенная натуральными красками. «Герои не умирают, они становятся созвездиями и держат для нас небо», — такие слова высечены на иконе, на ней — образ Матери-Украины, которая обнимает воина на фоне Донецкого аэропорта. «Думаю, в Черкассах у меня одной такая икона. Мне ее вручили в Киеве 2016 года, приурочили ко дню защитника Украины. Дарили лишь матерям героев», — делится воспоминаниями Елена Всеволодовна. Эта икона изготовлена Сообществом волонтеров и Ассоциацией ветеранов АТО, авторства Елены Карамушки.
Родители рассказывают, Славу ценили и знали не только в Украине. Он прошел специальную подготовку в контртеррористической группе по программе ФБР (США), курс подготовки снайперов спецподразделения SAS Великобритании. В составе миротворческих сил ООН служил в Сьерра-Леоне (2001). Был инструктором по подготовке специалистов спецназначения. После отставки возглавил ГРТ «Кузьмич», занимался разработкой военного снаряжения. «У нас до сих пор хранятся разные военные курточки, футболки, головные уборы, которые он привозил, ему было интересно, почему у нас такая форма, как сделать комфортную для военного дела форму», — рассказывает мама Славы.
Быть военным хотел еще с детства, брал пример с отца — ветерана войны в Афганистане. Елена Всеволодовна показывает фото маленького Славы, он — в военной рубашке с двумя звездочками, говорит, что приходилось перешивать со старой отцовской, потому что хотел носить такую, как у папы. «Он как взял в руки флаг еще с детства, так и пронес его всю жизнь», — признается отец Славы, Анатолий Галва.
После начала российской агрессии пошел добровольцем на фронт. По документам был зачислен рядовым. «Он сам пошел в военкомат, но его не взяли, потому что имел несколько травм на ногах, которые получил во время прыжков. Позже, когда в с. Урзуф в Донецкой области он проводил занятия, периодически ложился, потому что чувствовал боль в ногах, пил лекарства», — говорит Елена Всеволодовна.
Вячеслав отличился в боях, защищая Мариуполь. Применил свой огромный опыт в подготовке бойцов-добровольцев разных подразделений по ускоренному курсу. Занимался подготовкой бойцов батальона «Азов», с ними принимал участие в боевых операциях. 25 августа 2014 года первый вошел в Новоазовск, вместе с разведывательной группой остановили наступление. За ним охотилась российская разведка. Погиб 26 августа 2014 года. «У нас осталось фото Славы с флагом, когда он вошел в Новоазовск. Подрывал БТРы, минировал мосты. Утром 26-го его вызвали в штаб батальона «Азов». Около этого штаба стоял прицеп с боеприпасами, откуда — никто не знает. Товарищи попросили его разобраться, в чем дело. И он с двумя товарищами подошел к прицепу, на нем лежала противотанковая граната. Славик взял эту гранату... Последними его словами были: «Что-то здесь не так». Она взорвалась, но не попала в сторону прицепа с боеприпасами, потому что тогда всему батальону был бы конец, а Слава закрыл гранату собой. Это была настоящая диверсия. Говорили, он был в списке десяти врагов России», — вспоминает отец.
Родители убеждены: Славик знал, что за ним охотятся, рассказывал, что ему постоянно звонили по телефону, спрашивали, где он. Ведь, окончив в 1994 году учебу в Киевском высшем общевойсковом командном училище, половина выпускников уехали в Россию, Славик остался в Украине. «Его наука многим спасла жизнь. Когда мы открывали памятную доску в родной школе в Черкассах, к нам подходили ребята и говорили: «Спасибо вашему сыну, благодаря его науке мы остались живы». Это греет душу, потому что не даром он вложил душу в военное дело», — сознается мама Вячеслава.
А сегодня в черкасском клубе юного моряка, который носит его имя, используется форма, которую разрабатывал и тестировал Вячеслав. «У них есть форма «лягушка полевая» и «лягушка степная», которую он лично тестировал. Вот такие нашивки он рисовал на одежду. Клубу мы также передали часть вещей Славика, там учатся с 12 лет мальчишки. Я считаю, что это продолжение нашего Славика. Мы благодарны, что его там помнят, значит, он вместе с нами», — делится пани Елена.
Памятные доски Вячеславу установлены не только в Черкассах, но и в Польше, где он проводил занятия в Польском учебном центре, в с. Урзуф, Мангушского района Донецкой области, где он погиб. В Черкассах в его честь названа улица, впрочем, самое главное, говорят родители, что он в сердцах тех ребят, а значит, и среди нас.
Выпуск газеты №:
№46-47, (2018)