Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Зрители сюда вернутся»

Благодаря настойчивости киевских активистов городская власть завершает реконструкцию самого давнего велотрека Европы
21 апреля, 11:46

На часах девять утра — а на территории столичного велотрека кипит работа. Докрашивают трибуны, завершают бетонировать последние куски полотна, выставляют так называемые маячки, по которым будут проверять его качество. В скверике имени Олеся Гончара, расположенном впритык к велополю, заканчивают замену стоковых труб, вскоре здесь должен появиться новый газон и клумбы, станут на место лавочки, и все будет готово к встрече первых гостей.

Дедлайн сдачи велополя вместе со сквером — 20 мая. Так обещает городской голова Киева Виталий Кличко, на эту дату ориентируются сами строители, в надежде на хорошую погоду. Но больше всего ждут открытия единственного в Киеве велотрека, который может стать лучшим в Украине, несколько десятков активистов, заставивших городскую власть начать его реконструкцию.

АКТИВИСТЫ НА ВИРАЖАХ

Еще полтора года тому назад мы застали здесь совсем другую картину: небезразличные велолюбители вывозили с территории трека мусор, который ссыпали сюда строители жилищного комплекса, возведенного фирмой «Консоль» на границе с виражом, наклонной стеной трека. Часть виража была разрушена, административный корпус советских времен стоял в упадке. О тренировке или соревновании не могло быть речи. А рядом стоял стенд с проектом реконструкции велополя и благоустройства сквера имени Гончара.

Виталий Кличко обещал сдать обновленный велотрек еще прошлой весной. Но помешали спешка, несовершенный проект реконструкции, в который активисты впоследствии внесли около сотни правок, некачественные работы с полотном трека, из-за чего искали других исполнителей реконструкции. Замедлили процесс и планы построить под чашей трека подземный паркинг, против чего протестовали активисты, потому что это могло навредить велокомплексу. Так финал получил отсрочку на год. Но здесь важен результат, а не сроки.

Три года тому назад активисты Александр Прыгунов и Владимир Мельник учредили общественную организацию «Киевский велотрек». Вместе с ветеранами велоспорта и просто любителями покрутить педали они все эти годы отстаивали велотрек, организовывали протесты и ходили на разговоры к чиновникам киевской мэрии. Кроме начала реконструкции, гордятся тем, что через суды вернули велотрек в коммунальную собственность города и добились от Министерства культуры возобновления статуса памятника истории и архитектуры, который в свое время отобрали в угоду застройщику.

СЧЕТЧИК ВЕЛОВРЕМЕНИ

Мужчины шутят, что сначала их ненавидели, потом боялись, а теперь просто понимают, что велотрек — это часть их жизни, от которой ни за что не откажутся. Радуются, что до финиша осталось немного. Во время уборки завалов на разрушенном вираже нашли старый счетчик для кругов. Временно он стоит в помещении будущего кафе между велополем и сквером. Каждое утро кто-то из активистов приходит сюда и переставляет числа — так ведут обратный отсчет дней до официального открытия.

«Только что переставил числа на счетчике, — начинает разговор Владимир Мельник. И сразу рассказывает, довольны ли активисты качеством выполненных работ. — В прошлом году было много претензий к качеству полотна. Субподрядчик, который этим занимался, не соответствовал никаким требованиям. Как-то ночью мы сфотографировали полотно при фонарях — так стало видно все неровности. Мы выложили это в соцсети и на следующий день провели акцию протеста. После этого приехал мэр с ответственными чиновниками, и только потом власть согласилась сменить подрядчика. Сейчас рабочие работают хорошо. Когда закончат работы с бетонной частью всего полотна, по нашим договоренностям с городским головой, велосипедисты проверят его качество, чтобы оно было ровным, без вибраций. После этого нанесут последний слой краски».

«ЗДЕСЬ ТРЕНИРОВАЛИСЬ 40 ЧЕМПИОНОВ МИРА»

Владимир напоминает, что велотрек прекратил работу в 2004 году, а через пять лет строители начали разрушать вираж. Но административный корпус продолжал работать, правда, фиктивно. Прежнее руководство велотрека якобы проводило соревнования, тренировки детских клубов и отчитывалось о привлечении к этому 200 участников. Однако это была ширма для финансовых схем. Это выяснили активисты, натолкнувшись на соответствующую документацию во время снесения старого админкорпуса.

«По проекту реконструкции, админкорпус должны были просто отремонтировать. Но когда разобрали первую плиту и рухнуло перекрытие, поняли, что его нужно демонтировать. Поэтому то, что вы видите, является новым помещением. Там будут тренерские комнаты, мастерская по ремонту велосипедов, медпункт, боксы для хранения велосипедов, раздевалки, душевые и туалеты, конференц-зал, где мы очень надеемся разместить музей велосипедной культуры. Будет экспозиция о том, что такое велосипед в целом, об истории киевского велоспорта, потому что только на этом треке в разные годы тренировались 40 чемпионов мира. Об этом нужно рассказать людям, — рассуждает Владимир Мельник. — На третьем этаже разместятся четыре новых спортивных зала: велостудия с велотренажерами, два зала с силовым оборудованием и зал для общей физической подготовки. Задача — чтобы там тренировались дети из городских спортивных школ, спортклубов, чтобы действовала программа абонементов для всех желающих».

Новые тренажерные залы практически готовы к работе. Как уточнил Александр Прыгунов, город закупил для них оборудование на полтора миллиона гривен, чему могут по-приятельски позавидовать даже мощные спортивные федерации.

КОМУ ПОРУЧАТ «КРУТИТЬ ПЕДАЛИ»?

Теперь важно правильно распорядиться всем имуществом велотрека. Позиция городской власти такова, чтобы после открытия передать его коммунальному предприятию, которое занимается другими спортивными объектами столицы. У общественности другое мнение — создать новое коммунальное предприятие и назначить для него руководителя путем открытого конкурса. Вероятно, идеальным вариантом было бы, если бы в таком конкурсе победили именно активисты, которые приложили немало усилий для возрождения трека. Ведь ему нужен современный менеджер и в то же время человек, который горит развитием велоспорта. Чиновники старой закалки обычно работают по другим методам.

К примеру, велотрек имеет подземный паркинг, к счастью, построенный не под самой чашей поля, как планировалось сначала, а немного в стороне. Въезд в него платный. Сначала его хотели передать на баланс КП «Киевтранспарксервис». У Владимира Мельника сразу возникли организационные вопросы, как быть с паркингом во время спортивных соревнований, когда для участников команд нужно предварительно бронировать места. В Киевской городской госадминистрации ответили, что при такой необходимости пусть активисты пишут письма коммунальщикам и обо всем договариваются. Такой подход не устроил не только из-за лишней бюрократии, но и потому, что деньги за парковку будут идти в бюджет коммунального предприятия, а не самому велотреку.

«Если велотреком будет руководить существующая коммунальная структура, он будет финансироваться по остаточному принципу, — объясняет Владимир. — Чиновники уже говорят, что трек будет проблемным по причине постоянных дотаций. Мы убедили городскую власть, что деньги за паркинг должны идти на развитие велотрека. Просто все привыкли, что коммунальные объекты ориентированы на городские спортивные школы и спортсменов, но на самом деле потенциальных пользователей будущим велотреком намного больше, чем профессионалов. Люди, которые три года вместе с нами боролись за велотрек, в основном являются любителями. Они тоже хотят пользоваться треком. Поэтому объект должен ориентироваться на широкую аудиторию».

ВРЕДНЫЕ «КЛОНЫ»

На пути к возрождению велотрека активистам мешали их «клоны». На начальном этапе реконструкции псевдоактивисты создали организацию, даже нашли меценатов, которые согласились возобновить разрушенный вираж.

«До 2014 года возле велотрека работала несанкционированная автостоянка под покрытием бывшего директора и одного из местных жителей. Они старались захватить внимание и авторитет города, пообещали за два месяца отремонтировать разрушенный вираж. Мы стучали во все двери и пытались объяснить, что это невозможно. А они нашли специалистов с непонятной квалификацией, которые работали без проектной документации. Никто бы не понес ответственность за трагические последствия! — возмущается Владимир Мельник. — Вираж — это наклонная поверхность, есть много нюансов, как покрыть его бетоном, чтобы материал не растекался, но никто об этом не думал. Так же никто не учел, что должна быть идеальная геометрия виража, когда все выверено до миллиметра. Туда навалили мусор, залили бетоном как попало. Мы провели экспертизу бетона, которая показала, что там не была соблюдена технология, есть полости, а покрытие не соответствует никаким нормам».

После разоблачения псевдоактивисты разбежались кто куда, а городская власть поняла, кому стоит доверять.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРАНСФОРМЕР

Сегодня активисты чувствуют себя на велотреке своими, без страха ведут нас туда, куда еще полтора года назад вряд ли осмелились бы идти: на второй этаж незаконно построенного дома, откуда открывается прекрасная панорама. Александр Прыгунов шутит: после реконструкции велотрека в доме подорожают квартиры, потому что здесь будут лучшие зрительские места. К слову, именно на их малое количество сетуют активисты. На трибуне может разместиться около 200 человек. А в советское время, когда здесь проходили международные чемпионаты, помещалось две тысячи зрителей. Мужчины считают, что в качестве дополнительной зрительской зоны можно использовать широкий наклонный пандус над одним из виражей, которого раньше не было. В том, что здесь будут и зрители, и спортсмены, у них нет никаких сомнений.

«Я помню времена, когда здесь выступал я, выступал мой сын. Вся сборная Украины состояла только из киевлян, попасть в нее из пригорода было очень трудно. Здесь функционировало 15 секций велосипедного спорта, все работало по плотному графику. И мы возобновим жизнь трека с нуля, — обещает Александр Прыгунов. — Прежде всего, переполняет чувство радости, что у нас получается, что нашли путь взаимодействия с властью. На будущее хотелось бы провести вторую очередь реконструкции, которую власть якобы обещает, чтобы сделать велотрек крытым, зимним. Ведь хочется использовать его на полную мощность. А так — дождь или снег, и вся езда на треке прекращается. Мы бы хотели каждую неделю видеть здесь какие-то мероприятия для детей, для ветеранов велоспорта. Мы уже подписали договоры о сотрудничестве с двумя федерациями, даже прошло четыре тренировки. Кстати, для роликовых коньков это тоже идеальное место. Еще здесь можно проводить концерты, потому что во всем мире треки работают как многофункциональные трансформеры».

«ЭТО — СПОРТИВНАЯ СЛАВА КИЕВА»

«Зрители сюда вернутся, — подхватывает Владимир Мельник. — Это спортивная слава Киева. Когда здесь возобновится жизнь, Киев начнет «загораться» своими спортсменами, сюда придут международные соревнования, появится внимание международной аудитории к городу в целом. Когда после первого субботника здесь провели первую велогонку, чисто символическую, одну из фотографий выложили в соцсети — на ней парень проезжает по участку разрушенного виража. Это фото облетело весь мир. Это сделало нашу тему известной, с нами связывались немецкие журналисты, известный велосипедист Ленс Армстронг написал под фото, что это в Киеве разбомбили трек! Но его разрушили не бомбы, а люди. Поэтому новый велотрек должен стать лицом города».

Нам после смотрин и действительно приятных впечатлений уже захотелось стать зрителями будущих соревнований. Даже представляешь силуэты велогонщиков на возрожденных виражах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать