Вызовы 1 сентября
Как школы готовятся к началу обучения и почему важна коммуникация с родителями?Чем ближе 1 сентября, тем чаще родители спрашивают друг друга: «А что рассказали в вашей школе о новых форматах обучения?» Информация разная. Одни знают, что школа, скорее всего, введет обучение в две смены. Другие ждут встречи с директорами и классными руководителями, где и получат ответы на все волнующие вопросы. Еще какая-то часть родителей и учеников в полном неведении — нет диалога администрации школы с родителями, ни новостей на сайте, ни онлайн-встреч с учителями нет.
У КАЖДОЙ ШКОЛЫ СВОЙ СЦЕНАРИЙ ОБУЧЕНИЯ
Да, многие учебные заведения и сами не знают, в частности, в какой именно зоне будет их город или село на момент старта учебного процесса, поскольку от этого будет зависеть формат обучения. Школы из «красной» зоны работают только онлайн, в «оранжевой», «желтой» и «зеленой», как советует МЗ, обучение будет в соответствии с правилами учебного процесса во время карантина. А прописать эти правила должна администрация школы самостоятельно, МОН и МОЗ или образовательные департаменты могут дать только шаблоны таких правил, заполнить их каждый директор или директор должен в соответствии с особенностями учебного заведения, которым руководит. И чем быстрее это сделать, тем лучше. Регионы, которые уже справились с этой задачей, рассказали «Дню» о приобретенном опыте.
«Каждое заведение получило поручение разработать временный порядок образовательного процесса на основе общих, наработанных департаментом, рекомендаций, то есть мы предложили рамочные положения, которые могут быть использованы только в качестве шаблона. Почему? Потому что каждое заведение имеет свои особенности и за все, что в нем происходит, в том числе за соблюдение санэпидрежима, отвечает администрация, в частности директор заведения. Расписание занятий, время открытия дверей в школе для минимизации количества детей при входе, адаптивное питание и т.д. — все это зона ответственности администрации заведения», — объясняет Оксана ЯЦЕНКО, директор департамента образования Винницкого городского совета. И добавляет, что сейчас уже все школы города разработали свои временные порядки образовательного процесса, которые между собой называют сценарием.
«Условно они делятся на зеленый, желтый, оранжевый и красный. Зеленый — это обычный режим с соблюдением противоэпидемических условий. Желтый и оранжевый — предусматривает смешанную форму обучения, и она наиболее вероятна для нынешней ситуации. То есть уроки могут быть сокращены до 25 минут и часть материала будет подаваться дистанционно. Оранжевый — это не только сокращенные уроки, но и разделение класса и посещение школы через день. Критическим будет красный сценарий. Тогда обучение запрещается, и все пойдут на карантин», — добавляет Оксана Яценко.
«РОДИТЕЛИ ПОЛУЧАТ ВСЕ РЕКОМЕНДАЦИИ»
По ее словам, при разработке типового порядка учреждения учитывали количество учеников, площадь заведения, даже количество входов и выходов, поэтому все они, так сказать, индивидуальные. «Принимали их коллегиально — советом педагогического коллектива, который, собственно, и будет следить за соблюдением этих правил в образовательном процессе. За основу брали общие рекомендации Кабмина, временные рекомендации МОЗ, предложения главного санитарного врача по организации образовательного процесса и положение от департамента, — продолжила чиновник. — Но поскольку 19 августа Минздрав объявил о том, что будет менять организацию образовательного процесса, мы еще не знаем, какими будут эти изменения, то информировать родителей и детей о новом порядке образовательного процесса не спешим, чтобы не получилось так: сказали одно, а через неделю другое. Движемся по порядку. Актуально проведение августовской онлайн-конференции, 28 августа состоится практическая часть, на которой мы представляем видеоролики. Их специально отсняли для информирования участников образовательного процесса и коммунальных предприятий, которые предоставляют услуги питания, чтобы каждый понимал, как он должен вести себя в школе. Видеоролики будут разосланы всем родителям, непосредственно перед началом учебного года они получат все рекомендации относительно того, как должен быть организован учебный процесс, чтобы это было безопасно и комфортно».
Школы же, которые ожидают 1 сентября в боевой готовности, имеют в своем арсенале планы А, Б и В, и открыто говорят об этом родителям через социальные сети и через школьные сайты. Кажется, в ситуации неопределенности, это хороший и мудрый шаг, чтобы снизить градус напряжения среди родительской общественности.
ЗАЩИТА — СОВМЕСТНЫЕ ХЛОПОТЫ
Если с учебным процессом картинка хоть как-то складывается, то как быть со средствами индивидуальной защиты — все еще вопрос. Так, согласно рекомендаций Минздрава в школах обязательно должна проводиться температурный скрининг для учителей, необходимо использование антисептиков на входе, тщательное мытье рук всех участников учебного процесса после каждого урока. В регионах с «оранжевым» уровнем эпидемической опасности учителям рекомендовано носить защитные щитки. Также Минздрав советует минимизировать передвижение учащихся между кабинетами.
«Согласно обновленным рекомендациям Минздрава относительно учебного процесса в школах детям начальных классов не нужно носить маски. Если у ребенка обнаружили симптомы ОРВИ или коронавирусной болезни, его следует отвести в отдельное помещение, надеть маску, сообщить родителям о симптомах, при необходимости вызвать «скорую» или мобильную бригаду, чтобы провести тестирование. После этого ребенок должен находиться либо на самоизоляции, либо в больнице, если случай средней тяжести», — заявлял ранее министр здравоохранения Максим Степанов.
Опять же, маски, антисептики, комнаты для изоляции — это все забота руководителей учебных заведений. Как отметила Оксана Яценко, родители со своей стороны также должны позаботиться о средствах индивидуальной защиты для своих детей, то есть обеспечить их масками. И об этом тоже некоторые директора школ просят родителей в своих открытых обращениях. Средств на все в школы просто не хватит.
«На учебные заведения город выделил средства в размере 3,7 млн грн. На них приобрели маски медицинские разовые, дезсредства для обработки рук, дезсредства для обработки поверхностей и пола, бесконтактные термометры, жидкое мыло и бумажные полотенца, — рассказывает на примере Винницы Оксана. — Сейчас комиссии, в состав которых вошли представители департамента образования, Госпродпотребслужбы и ГСЧС, проверили все школы и выдали акты на готовность к учебному году. То есть все заведения города подготовлены к проведению безопасного, как мы говорим, в противоэпидемиологических условиях, образовательного процесса. Когда начнется обучение, мы будем мониторить потребность в противоэпидемических средствах, и соответственно планируем на сентябрьскую сессию Винницкого городского совета вынести очередной вопрос о выделении средств на следующие месяцы. То есть теоретически — 3,7 млн грн закрывают месячную потребность учреждений в средствах по соблюдению противоэпидемических условий. Как будет практически увидим, когда образовательный процесс начнется. Уже все зависит от ситуации, которая покажет, по какому сценарию будем учиться».
«ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ — ВОТ НАСТОЯЩИЙ ПРАЗДНИК»
Ярослав КИРЛИК, директор Ужгородской ООШ №2 I-III ступеней, отмечает, что самостоятельно обеспечивают заведение дезинфицирующими и защитными средствами. Так же, как и коллеги в регионах, разрабатывают схемы маршрутов, размещение детей в классе, принципы поведения в коридорах, в столовой для выполнения учениками карантинных мероприятий, ведь безопасность участников образовательного процесса важнее всего, отмечает директор. Несмотря на то, что сознательно школы вряд ли переходили бы массово на онлайн-обучение, готовятся и к этому формату.
«Учителя в полной мере овладели премудростями работы со стандартными программами онлайн-конференций типа ZOOM и другими средствами, — добавляет Ярослав. — В нашем заведении с прошлого года используется электронный дневник, а в этом году мы подготовились к применению электронного журнала. Дистанционная форма подачи нового материала и проверка его усвоения уже стали привычным делом для учеников и учителей. Но все это — «пластмасса», контрфорс. Живое общение — вот настоящий праздник, вот по чем все очень соскучились!».
Кстати, какими будут торжества 1 сентября, тоже пока неизвестно. И это касается коммуникации школ с родительской общественностью. В конце концов, зачем учебные заведения получили автономию, чтобы ждать, как раньше, указаний сверху?
«Управление образования и образовательные департаменты, наверное, лучше поддерживают связь с родителями, как это делают некоторые школы. Школы общаются с родителями на уровне собрания накануне 1 сентября, — отмечает Елена БОНДАРЕНКО, сопредседатель ОО «Родители SOS». — Мне кажется, ситуация для самих школ осложняется тем, что они понятия не имеют, что их ждет. Это проблема чиновников, которые сейчас дают им новые рекомендации, как начинать учебный год и как учиться. Сейчас это немножко поздно. Потому учителям и администрации школы нужно спланировать образовательный процесс, это огромное количество детей, уроков, это как-то необходимо распределять во времени и пространстве. Но поскольку школам не давали рамок, в которых им строить эти планы, поскольку в режиме форс-мажора живут все уровни власти, то сейчас решается все с сегодня на сегодня. Каких-либо перспектив долгосрочного планирования в принципе нет, школы оказались в ситуации, когда просто ждали указаний. Потому что ситуация новая для всех. Коммуникация достаточно сложная, во многих случаях она сводится к тому, что купите что-то для школы и детей, потому что нам ничего не дают. Проблема в том, что школы никто не учил брать на себя ответственность, а автономия работает только на бумаге».
К счастью, есть исключения из правила, когда руководители школ таки не боятся проявлять инициативу и действуют на опережение. И их пока меньшинство.
Выпуск газеты №:
№161-162, (2020)Section
Общество