«Встать на ноги и жить дальше»
Волонтер, который подорвался на фугасе и выжил, Андрей Романчак — о том, чему «учит» войнаАпрель, дорога, неподалеку город Попасная. Волонтеры из общественной организации «Варта 1» на УАЗике опять приехали в гости к 7-му и 8-му батальонам нацгвардейцев. Бойцы получили медикаменты, воду, детские рисунки, одежду, продукты. Впоследствии местные жители услышали мощный взрыв. Возвращаясь той же дорогой, волонтерский джип наехал на фугас. Четыре смерти — полковник Нацгвардии Андрей Соколенко, рядовой нацгвардеец Иван Попиль и два волонтера: Владимир Бондарь и Геннадий Евдокименко. Чудом выжил только один из них — волонтер Андрей Романчак. 70% ожогов тела (50% глубокие), сращение суставов на локтях, в результате чего он не может сгибать руки, обгоревшие ноги, которые не выпрямляются. Андрей с позывным «Ворон» пережил уже десятки операций. Выжил. Сейчас он дома. Впереди долгий период реабилитации.
«ЛАДОНИ ОБОЖЖЕНЫ, ВИДИТЕ? ЭТО Я ВЫБИВАЛ СТЕКЛО»
На запястьях Андрея две «татуировки» — одна от часов, другая от паракорда, подаренного волонтерами. На теле виднеются прямоугольные следы от пересадки кожи со здоровых частей на обожженные.
Если коротко об Андрее, то жизнь, в сущности, шла по течению: дома поздно, на работе рано. В планах: посадить дерево, построить дом, воспитать детей, посмотреть мир. Дальше Майдан приучил Романчака к активистскому образу жизни, потом — война и первые выезды на Восток. Позже — известная история. Трагедию 17 мая Андрея помнит детально. Вспоминает удар головой о потолок кузова и «паутину» на окне пылающей машины. И это — уже после взрыва. До сих пор не может понять, почему три богатыря сказали ему, долговязому, сесть впереди, а сами заняли заднюю площадку.
Интересных совпадений в этой истории несколько. Первое — это была та же дорога, по которой они ехали к военным. Есть несколько версий: взрывное устройство было радиоуправляемым или ребята получили «подарок» от местных жителей. Второе совпадение — фугасов было два: один проскочили, на другой налетели левым задним колесом, диагональным от Андрея. В сознание пришел от нестерпимой боли — тело горело. Отбросив рулевую рейку, он смог вылезти через лобовое окно. «Ладони обожжены, видите? Это я выбивал стекло», — показывает руки. Когда вылез, прозвучало еще несколько взрывов. Оказывается, за спиной Соколенко на дверях висели две «мухи». Под действием температуры сработал боекомплект, от чего тело солдата вынесло из кузова на 70 метров. Можно считать чудом такие факты: два написанных сообщения обожженными пальцами, которые теперь уже ампутировали, и то, как он вприсядку — потому что кожа задеревенела в сидячем положении — добрался до населенного пункта, находившегося в километре. Дальше были больницы Артемовска, Краматорска, Киева...
«ВОЙНА — ЭТО ШКОЛА ОТНОШЕНИЙ...»
В первый раз Андрей пришел в сознание в Краматорске. Увидел себя и первая мысль — лучше бы остался в машине. «Ты лежишь и не знаешь, сколько тебе осталось. Начинаешь понимать, что вещи, которые у тебя были, теряют всю свою ценность. Даже не волнуешься, что врач срезает с тебя штаны за тысячу гривен», — говорить Андрей. Выжить для «Ворона», кроме счастья, — было еще и большим грузом, муками непонимания: почему ребята, с которыми вчера делал доброе дело, не вернулись, а ты выжил? Принять действительность помогла жена Иванка. Выпив много успокоительного, она убедила себя, что все будет хорошо, и твердо сказала Андрею: «Мы вылечимся, я еду к тебе». Иванку уже было не остановить. Состоялась долгожданная встреча. Первые объятия, первые слезы счастья. Боль души сняло как рукой. Они постоянно вместе. Иванка — руки и ноги Андрея.
Время, жена, друзья — дали искру, и «Ворон» загорелся жизнью. «Я не мог подвести ни Иванку, ни людей, которые за меня боролись и переживали», — вспоминает он. Спросил «Ворона», что программирует человека на жизнь, несмотря на любые сложности. На что Андрей ответил: «Это похоже на вопрос, что такое счастье. Человек будет счастливым тогда, когда научится получать удовольствие от того, что у него есть, — смеется и добавляет: — Пока человек не начнет ценить то, что у него есть в эту секунду, то, очевидно, он не будет ценить того, чего хотел бы достичь». Теперь его семья — это его мотивация встать на ноги и жить дальше.
Война для «Ворона» стала возможностью посмотреть на жизнь по-другому. «Наша война — это учеба, школа отношений власти и людей, людей и жизни, жизни и ценностей. Ведь когда приезжаешь на блокпост, влезаешь в землянку и видишь, как живут люди, начинаешь понимать — то, что ты имеешь в той жизни, это еще хорошо, не так плохо, как казалось когда-то», — говорит Андрей, поворачиваясь на бок.
Свою общественную деятельность он намерен продолжать. Говорит, есть много несправедливости: кому-то статус участника АТО не дали, у других бойцов требуют деньги в больнице. «Да и страна еще не реформирована. Работы много», — размышляет он. Напомнил Андрею высказывание: народ имеет ту власть, которую заслуживает. «Ворон» задумывается: «Заслуга — это награда в этом случае, правильно? То есть ты что-то сделал и получил такую власть или ничего не сделал и получил другую власть. Тогда вопрос в том, что делает народ? Мне кажется, большая часть ничего не делает. Любую свободу надо добывать в борьбе. Каждый день. Если у нас такая власть, то, очевидно, — мы или ничего не сделали, или тех, которые делали, было слишком мало».
«Я не верю, что Бог предвидел для украинцев войну. Он дал человеку право выбора, это право — твоя ответственность. Поэтому только от человека все зависит, и за все, что происходит, — ответственен, конечно, он», — уверенно говорит Андрей.
БЕЛЫЕ ЧЕТКИ
Второй шанс на жизнь Андрей Романчак объясняет просто — милость Божья. И добавляет: «Очевидно, есть вещи на этом свете, которые я еще должен выполнить — иначе никак». Сегодня его цель — встать на ноги и разработать руки. Ожоги не позволяют держать спину ровно. К тому же есть проблема со стопами — двигаются, но не поднимаются кверху.
Еще один факт. Когда собираюсь прощаться, Андрей обращает внимание на белую цепочку, которая свисает у его кровати. Узнаю. Такие вереницы священники раздавали на Майдане. Она была на востоке с Андреем всегда. Перед последней поездкой, выйдя из дома, «Ворон» вспомнил, что оставил ее дома. Иванка перерыла весь дом. Нашла, надела Андрею, попрощалась .... Он вернулся.
Выпуск газеты №:
№222, (2015)Section
Общество