Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Уголок для разгрузки

В столичной школе собственными силами создают ресурсную комнату для детей с особенными потребностями
23 июля, 16:47

Кинетический песок, боксерская груша и даже сухой бассейн с шариками — о таком классе, по-видимому, мечтает много школьников младшего и среднего звена. Учеба напрямую связана со стрессами для ребенка, потому такой «уголок отдыха» был бы полезным для каждого ученика. Но есть категория школьников, которым такие комнаты просто необходимы, — это дети с особенными потребностями. Система инклюзии активно включает их в процесс учебы, но далеко не каждая школа может себе позволить организацию максимально комфортного пространства для этих детей.

ИСТОЧНИК РЕСУРСА

«В нашей школе сейчас есть классы, где учатся детки с разными особенностями развития, — рассказывает психолог Киевской общеобразовательной школы №27 Юлия ГУМЕНЮК. — К ним нужен индивидуальный подход. Есть дети, которые часто устают. Им необходима релакс-терапия. Есть дети, которым нужно больше наглядного материала, манипуляционных техник, когда они могут все попробовать на ощупь. Мы идем за ребенком и за его желаниями».

В 27-й школе инклюзивное обучение практикуют уже три года. В настоящее время имеют четырех воспитанников с особенными потребностями. А чтобы детям было более комфортно усваивать новые знания, для них решили спроектировать ресурсную комнату. В этом месте дети могут отдохнуть и получить своеобразный «ресурс» — силы и мотивацию, необходимые для последующей учебы.

«Работая с этими детками, мы почувствовали, что у них есть потребность в этом классе, где они смогут разгружаться, — объясняет директор школы Елена ИВАНОВА. — Здесь же для них будут проводиться и коррекционные занятия. Также этот кабинет могут использовать и другие дети. Если мы видим, что ребенок устал, что он психологически напряжен, тогда любого ученика можно туда отправить, чтобы он имел возможность расслабиться. В настоящее время это для нас неотложная потребность. Думаю, все, кто работает с инклюзивной системой, чувствуют, что такое пространство должно быть».

Директор 27-й школы объясняет: в настоящее время государство значительно увеличило финансирование инклюзивного обучения. Ежегодно им выделяют средства на закупку необходимого оборудования, и школе уже удалось собрать достаточно большой арсенал. Здесь есть сухой бассейн с шариками, песочная анимация, кинетический песок, стена с грифельной краской, дорожка для лечебной физкультуры и боксерская груша.

«Каждый из этих элементов терапии очень важен для детей, — объясняет Юлия Гуменюк. — Например, песок — это природный материал, который хорошо служит и для релаксации, и для проекции внутренних переживаний ребенка. Грифельная доска необходима для развития моторики. Когда мы развиваем моторику особенных детей, мы начинаем не с мелкой, а с крупной моторики, например, рисуем большие рисунки двумя руками. Они могут быть не эстетичными и не понятными другим людям, главное, чтобы ребенок вложил в них свою душу. В то же время во время такого упражнения у детей развиваются оба полушария мозга. Бассейн с шариками нужен для релакса. Для особенных деток это очень полезная вещь. Играясь в бассейне, они расслабляются, отвлекаются от своих детских проблем. Боксерская груша поможет снять агрессию».

СОТРУДНИЧЕСТВО С ДИЗАЙНЕРАМИ

Но есть единственная проблема: школа должна самостоятельно оборудовать помещение, где установят все эти необходимые для развития детей вещи. Поскольку, частные компании не хотели браться за этот проект, на помощь пришли молодые архитекторы, которые создали проект «ЗМІСТ». Одна из дизайнеров, Елизавета СПИЦИНА, рассказывает:

«В феврале к нам обратилась директор школы №27. Она попросила меня помочь с кабинетом. Раньше мы были знакомы, ведь моя мама преподавала математику в этой школе. Школа обращалась в архитектурные компании, но им отказали, потому что такой малый проект на 16,5 м2 никто не хочет брать. Для него сложно найти строителей, да и прибыль особенно не получишь. Я посоветовалась с друзьями, и мы решили взяться за эту работу, ведь это очень хороший опыт».

Вместе с коллегами Алисой Лисих и Андреем Борисовым Елизавета разработала дизайн ресурсной комнаты. Рассказывает, что использовали и приобретенные на специализированных тренингах знания, и пожелания директора и психолога.

«Нашей основной задачей было  сделать модульную зону. Чтобы столики и пуфы можно было двигать, и была возможной не только сидячая работа за столом. В то же время у психолога было пожелание, чтобы одна парта и стул не двигались, поскольку некоторым детям так сложно концентрировать внимание. Также был запрос на шведскую стенку. Дети с определенными нарушениями малоподвижны, они стесняются других, но им тоже нужны физические нагрузки, чтобы выплескивать энергию. Также мы придумали специальный шкаф с подвижными пуфами, которые будут трансформироваться в сухой бассейн с шариками. И так даже на такой малой площади дети получат зону комфорта, где смогут отдыхать».

В настоящее время проект сформирован, часть материалов для его реализации уже выделили небезразличные частные компании. Осталось только найти строителей, которые возьмутся за его воплощение, и деньги на ремонтные работы. По подсчетам дизайнеров, на ремонт необходимо около 80 тысяч гривен. Эти средства не заложены в бюджете, потому рассчитывают на меценатскую помощь. И молодые дизайнеры, и представители школы надеются, что желающие помочь найдутся, и уже до сентября старый класс с бордовым деревянным полом и бежевой ошелушенной краской на стенах превратится в новый уголок отдыха как для деток с особенными потребностями, так и для всех желающих школьников.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать