«Сохранить образ современности»
Об обновлении Государственной архивной службы, перспективах оцифровки документов и функционировании архивов в новых объединенных районах — рассказал Анатолий ХРОМОВАдминистративно-территориальная реформа и реформа децентрализации власти обусловили кардинальные изменения в сети государственных архивных учреждений, в частности на районном уровне. 472 архивные отдела (490 с учетом временно неподконтрольной Украины территории), которые действовали как структурные подразделения при бывших райгосадминистрациях, реорганизовались в 136 укрупненных архивных отделов. Но, в отличие от других подразделений РГА, каждый архив имеет не только управленческие функции, но и солидный багаж — миллионы архивных дел. Более 10 млн документов относятся к Национальному архивному фонду, то есть ими должно заниматься государство, а еще трудовые архивы и материалы сельских советов, которые на ответственности органов местного самоуправления. Несмотря на вызовы и продолжение реформы по децентрализации, которая предусматривает трансформацию ОГА в префектуру, теперь архивная отрасль сама нуждается в реформировании и построении вертикали — от Киева до укрупненного района. На самом низком уровне планируют открыть своего рода архивные «хабы», в которых будут концентрироваться документы, созданные на территориях районов. А сама Государственная архивная служба будет называться Национальный архивный фонд Украины. Соответствующий законопроект по реформированию отрасли уже в Минюсте и до конца текущего года будет внесен на рассмотрение Верховной Рады. Об этом и не только во время своего рабочего визита в Винницу рассказал председатель Государственной архивной службы Анатолий ХРОМОВ.
«РЕГИОНАЛЬНЫЕ АРХИВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РЕОРГАНИЗОВАНЫ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ С ОТДЕЛАМИ В УКРУПНЕННЫХ РАЙОНАХ»
По его словам, законопроект имеет целью изменить подходы в работе государственных архивов, в частности, будет введено изменение основного понятия «документ» на понятие «национальные архивные информационные ресурсы». Государственной архивной службе, подчеркнул ее руководитель, удалось существенно уменьшить, а в некоторых случаях и ликвидировать большинство кризисных явлений и создать предпосылки для дальнейшего развития и осовременивания архивного дела в Украине. Но сейчас актуальна масштабная реформа. На первом ее этапе будет происходить реорганизация центрального органа, который планируют не просто реформировать, но и переименовать в Национальный архивный фонд Украины. На втором — будет происходить реорганизация областных архивных учреждений и районных отделов, которые войдут в единую отраслевую вертикаль.
«Мы подготовили совершенно новый принципиальный закон «О национальном архивном фонде и архивных учреждениях». Законопроект внесен на обработку в Министерство юстиции и, по планам правительства, должен быть внесен на рассмотрение в Верховную Раду до конца текущего года, но внутренние процедуры затягиваются, — признает Анатолий Хромов. — Главная наша цель — чтобы новый закон позволил нам быть готовыми к продолжению реформы децентрализации, в частности изменению формата ОГА. Ведь очевидно, что префектуры будут отказываться от функций управления архивным делом на местах. Единственные, кому вы интересны, — это мы. Поэтому наша цель создать отраслевую вертикаль, обновить архивную службу как центрального органа исполнительной власти со спецстатусом. А региональные архивы должны быть реорганизованы в территориальные управления с отделами в укрупненных районах. Это позволит нам убрать те разрывы, которые сейчас существуют в работе региональных архивов. Ненормально, когда есть областные архивы, где работает 60 человек, а есть такие, где только 26. Есть такие, которые активно цифровизируются, а есть, где совсем не ведется такая работа. Даже стоимость платных услуг варьируется в разных заведениях. Да, все эти моменты связаны с тем, что сейчас архивы имеют двойное подчинение, и Государственная архивная служба не может определять все ключевые моменты материально-технического или кадрового обеспечения, потому что это компетенции местных администраций. И новый закон должен это нивелировать и создать единую систему с едиными законами и едиными правилами для всех архивных учреждений. Это уместно будет и для пользователей архивных услуг, потому что реформа будет предусматривать единое окно входа, единый читательский билет на всей территории Украины».
«ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ДОКУМЕНТОВ АКТУАЛЬНЫ»
На сегодня Национальный архивный фонд Украины насчитывает 82,7 млн единиц — это разные документы на различных носителях, в большей степени на бумажных. По архивным хранилищами Украина — одна из крупнейших стран в Европе. Поэтому возникает вопрос оптимизации массивов документов. Сейчас в службе рассматривают возможность сократить сроки хранения кадровых документов. Считают, что 75 лет — это много, потому что фонды слишком переполнены, поэтому наиболее вероятно, что срок хранения таких документов сократят до 60 лет. Однако если среди дел будут документы, связанные с выдающимися людьми и деятелями Украины, то их будут передавать в Национальный архивный фонд на постоянное хранение.
«Ежегодно в архивы обращается полмиллиона граждан. И это большое количество людей, которых порой не в состоянии обслуживать специалисты на местах. Поэтому вопросы комплектования, систематизации и цифровизации документов актуальны. Мы планируем создать национальные архивные ресурсы, которые будут состоять как из документов, так и из других информационных носителей. Это позволит комплектовать различные коллекции, социальные медиа, архивировать компьютерные игры. А медиа, в которых мы сейчас «зависаем», — тоже могут быть архивом, — говорит председатель Государственной архивной службы. — Ключевое требование к архивистам — сохранить образ современности. Те документы, которые мы сейчас собираем на укомплектование, — это просто официоз, так как что наши исследователи через 10 лет поймут о жизни в Украине из отчетов департаментов ОГА? Что они выполнили или не выполнили план? Поэтому уже сейчас мы всех призываем к расширению комплектования за счет инициативного фондообразования, созданию отдельных тематических коллекций, фондов личного происхождения. Это наша миссия. Мы не разрушаем старое, мы расширяем наши новые возможности».
«СОХРАНЕНИЕ АРХИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ — ОДИН ИЗ ИНДИКАТОРОВ ДОСТУПА К КАЧЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ»
Коснулся глава Государственной архивной службы и работы архивных учреждений в условиях внедрения административно-территориальной реформы, то есть укрупнения районов, что стало для архивного дела очередным вызовом. Сейчас в отдельных объединенных районах сотрудник архива принимает за месяц тысячи обращений, требующих обработки 20-25 тысяч документов. Это физически сделать нельзя, потому что архивные хранилища разбросаны по разным населенным пунктам. Логично было бы свести их в одно место и систематизировать, но здесь вопрос упирается в помещение. Поэтому Государственная архивная служба будет инициировать введение пилотного проекта по организации работы укрупненного архивного отдела при РГА и создание секторов из удаленных рабочих мест в отдельных населенных пунктах объединенного района. Предварительно проведение пилота уже обсудили с руководством новой Каменец-Подольской районной государственной администрации Хмельницкой области. Анатолий Хромов надеется, что когда пилот покажет свои результаты, то другие районы и области захотят и себе сформировать подобную сеть.
«Инфраструктурные проекты — это не только школы, садики и детдома. Архивы — это также часть инфраструктурной политики государства. А сохранение архивной информации — это один из индикаторов доступа к качественной жизни, — отмечает Анатолий Хромов. — На сегодняшний день позиция ведомства является бесспорной: обеспечить работу архивных отделов при РГА укрупненных районов и сохранить при этом в старых райцентрах их подразделения. Главным нашим адвокатом перед руководством являются наши пользователи, которые обращаются в архивы. Они должны рассказывать, что в архивах работают лучшие люди и им надо помогать финансово. Ведь архивы хранят как документы Национального архивного фонда, так и с временными сроками, то есть документы социальной защиты населения. Эти вопросы должны закрыть органы местного самоуправления, именно они должны обеспечить их сохранность. По разным областям разные ситуации с такими архивами, мы не можем обязывать местные власти, можем только обращаться и рекомендовать».
«ЗА БЛИЖАЙШИЕ 5-7 ЛЕТ УКРАИНА СМОЖЕТ ОЦИФРОВАТЬ КЛЮЧЕВЫЕ ДОКУМЕНТЫ»
Анатолий Хромов напомнил, что в прошлом году Государственная архивная служба Украины подписала Меморандум о сотрудничестве с корпорацией FamilySearch International (США). Он предусматривает оцифровку документов Национального архивного фонда Украины генеалогического характера и создание фонда пользования на такие документы. Участие в проектах принимают семь государственных областных архивов, а именно госархивов Кировоградской, Киевской, Луганской, Николаевской, Полтавской, Черновицкой, Черниговской областей. В учреждениях работает соответствующая техника и штат операторов, которые довольно быстрыми темпами переводят документы в цифровой формат. Среди них метрические книги, переписи населения, акты гражданского состояния, архивно-уголовные дела репрессированных лиц и т.д. Оцифрованные материалы содержатся на сайте партнеров и доступны для просмотра всем желающим.
«На сегодня мы не имеем государственной программы на оцифровку документов, и я не верю, что она появится. Более того, я считаю, что она особенно неэффективна, ведь можно реализовывать такие проекты, не дожидаясь специальных государственных программ, — резюмирует Анатолий Хромов. — У меня была встреча с руководством Мицифры, и мы планируем централизованную закупку однотипной и профессиональной техники для оцифровки архивных документов. Пока до чего-то конкретного не договорились, но процесс переговоров продолжается. Между тем есть много проектов, которые уже показывают свою эффективность. Например, в Полтаву заехали американские партнеры с FamilySearch International. За день они делают до 12000 кадров, за полгода работы архив оцифровал больше документов, чем за 5 предыдущих лет. То есть такими темпами за два-три года они закроют вопрос оцифровки документов генеалогического характера. Надеюсь, что в перспективе, в ближайшие 5-7 лет, Украина сможет оцифровать ключевые документы, которые интересуют людей».