Рождественский презент художественной миниатюры
Как менялась зимняя поздравительная открытка за последние 100 летЭто сейчас открытка – «мимишная» штука, милое ретро или оригинальный способ удивить адресата, а еще 30–40 назад они были обязательным атрибутом любого праздника. Их присылали на годовщину супружеской жизни, дни рождения, новогодние и рождественские праздники. Современные гаджеты с миллионным набором разных «гифок» уже давно заменили открытки. Однако сообщения через мессенджеры не передают атмосферу добра и любви, которая присуща поздравительным открыткам. Даже их цифровые репродукции вызывают теплые воспоминания, ведь у каждой маленькой открытки есть большая история. Они сохраняют не только воспоминания переписки между людьми, представляют художественную ценность, но и отражают своего рода тренды определенного периода истории. Доказательством этого стало обычное сообщение в Фейсбуке Винницкого областного краеведческого музея, которое представило рождественские открытки из собственных фондов. На них изображены разнообразные сюжеты: рождественские символы, дети, колядники, животные, ангелочки, новогодние украшения, национальные орнаменты и, конечно, Святой Николай. Сообщение вызвало ажиотаж в сети, ведь древнейшим рождественским открыткам более сотни лет, и они прекрасно сохранились в цвете.
«ЗОЛОТОЙ» ВЕК ОТКРЫТОК
По одной из версий, история иллюстрированной открытки начинается в 1794 году, когда английский художник Добсон создал открытое письмо (их еще и так называли), изобразив семью у елки на фоне зимнего пейзажа. В противоположность англичанам немцы выдвигают свою версию о том, что почтовая карточка была оригинальным изобретением прусского почтового чиновника Генриха фон Стефана, который в 1865 году первым предложил проект открытой корреспондентской карты (нем. Postblatt). Однако его предложение было отклонено генеральным директором государственной почты из-за «непристойной формы» открытой переписки, а также возможности уменьшения почтовых доходов. Профессор экономики Военной Академии в Вене Эммануил Герман предложил открытую корреспондентскую карточку, что было благосклонно воспринято австро-венгерским правительством, но он ограничил текст на карточке всего до 20 слов.
Определить, какая именно страна стала основательницей поздравительной открытки, пока нереально, но наверняка можно сказать, что причиной невероятно быстрого распространения открытой переписки и появления первой иллюстрированной государственной открытки стала франко-прусская война. Бизнесмены и издатели враждебных стран быстро поняли возможность больших доходов и начали печатать дешевые открытки с картинками. Первые иллюстрированные открытки появились во Франции и Пруссии. В Австро-Венгрии почта еще некоторое время консервативно соблюдала государственный стандарт (без иллюстраций), но в 1872 году разрешила печать открыток на польском и русинском языках на территории Галиции. На остальной территории Украины открытки распространились в начале ХХ века. Собственно, об этом свидетельствует и коллекция Винницкого областного краеведческого музея. Как говорит главная хранительница его фондов Татьяна ЕВСЕЙЧЕВА, первыми, кто оценил практическую ценность почтовых карточек, были предприниматели. Они поняли, что иллюстрированная открытка – лучшая реклама. Массовому распространению видовых почтовых карточек способствовало еще и то, что их начали издавать частные типографии.
«В начале ХХ века почтовые открытки добрались до Украины и получили широкое распространение. В первые два десятилетия отчетливо прослеживается расширение тематики, а также усовершенствование художественного и полиграфического уровня открыток, – рассказывает Татьяна Евсейчева. – Огромное разнообразие открыток, появившихся на рубеже веков, вдохновило впоследствии филокартистов называть период с 1898 по 1918 год – «золотым» веком открыток. Ведь именно на первое десятилетие ХХ ст. приходится расцвет печати открыток: ее выполняли на высоком полиграфическом уровне, авторы экспериментировали с материалами, применяли разнообразную аппликацию. На нынешнюю территорию Винницкой области открытки попадали из Российской империи. Туда такие поздравительные открытки сначала привозились из-за границы, преимущественно из Германии. На них с конца XIX века изображали виды городов с «приветом» или «поклоном». Постепенно появляются поздравительные, рекламные, юмористические открытки. Первые же рождественские открытки были изданы с благотворительной целью Петербургским попечительским комитетом в 1898 году. Общество святой Евгении, которое вскоре стало крупнейшим издателем открыток, выпустило серию из 10 иллюстрированных почтовых карточек тиражом в 10 тысяч экземпляров с акварелями известных петербургских художников. Тираж быстро раскупили, и печать пришлось повторить».
Если говорить о почтовых, а не поздравительных открытках, то первой была серия с видами Киева, увидевшая свет в 1895 году с легкой руки Степана Кульженко. В начале ХХ ст. за короткое время почтовые открытки в Украине получили широкое распространение. Украинские карточки были на уровне лучших европейских образцов. А особое место в истории украинской почтовой открытки, безусловно, принадлежит Коломые, что на Ивано-Франковщине. Там действовал уникальный издательский центр украинской провинции, где в 1864 году было основано светское украинское книгопечатание, в 1865 году – газетное дело, а на протяжении второй половины ХІХ–ХХ ст. действовали 32 типографии, издающие украинскую продукцию, что давало основания для деятельности многих издательств.
ЦЕННЫЕ КОЛЛЕКЦИИ «МОЛЧАЛИВЫХ» ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТОК
Огромный спрос на праздничные и поздравительные художественные открытки, особенно на рождественскую и пасхальную тематику, привлек к полиграфическому делу лучшие художественные таланты того времени. Рождественско-новогодние открытки печатались чаще всего с тремя видами надписей: «С Рождеством!», «С Рождеством Христовым и Новым годом!», «С Новым годом!», но встречались и «С Колядой!». Почтовая открытка воспринималась как своеобразный маленький презент художественной миниатюры, ее уникальность была обусловлена тем, что на обратной стороне были личные искренние пожелания, она сохраняла тепло родных или дружеских рук, это был знак внимания и уважения. Как отмечает Татьяна Евсейчева, для открыток выпускали специальные альбомы, ими украшались интерьеры домов.
«В фондах Винницкого областного краеведческого музея представлено более полутора сотен открыток на новогодне-рождественскую тематику. Самые первые и давние, датируемые началом ХХ века, поступили в заведение из комплекса священника Владимира Янсы (1880–1931). В 1907 отец Владимир Янса с семьей переехал в Винницу в связи с назначением его заведующим Винницкой церковно-учительской школы. В 1919–1920 годах вся семья поселилась в Жмеринке. Среди вещей священника было немало открыток – как поздравительных, так и с видами Винницы. Есть открытки, которые пришли в музей в комплексе известных винничан или коллекциях. Несколько образцов попали в фонд Шулавской, которая была ученицей Винницкой гимназии и писала письма и присылала поздравительные карточки своему отцу – Василию Шулавскому. Ценной и масштабной является коллекция Долгулева. В ней более 4 тысяч разных открыток. Их передала в музей его правнучка в рамках акции «Подари музею экспонат», которую мы инициировали еще к 80-летию заведения. Тогда, собственно, мы и получили немалую коллекцию открыток как дореволюционного, так и советского периода. Мы не узнаем историю этой маленькой карточки, какие люди за ней стояли, но можем считать информацию по изображениям, марке, штемпелю. Они позволяют понять хронологические рамки, когда эта открытка была выпущена, откуда и куда направлялась, какими словами сопровождалась. Собственно, история открытки началась с открытого письма, где не было иллюстрации, а просто краткое сообщение».
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЛИЧНЫХ ПЕРЕПИСОК
Со второй половины XIX века поздравительные открытки начинают печататься во многих европейских странах. Их количество уже исчисляется миллионами. Сначала на открытках чаще всего изображался младенец Христос в яслях или другие религиозные сюжеты. Позже появляются Санта-Клаус и композиции из цветов, веток и елочных украшений.
Между тем в Советском Союзе почтовая открытка использовалась как в пропагандистских целях, так и для освещения главных событий в государстве. К примеру, на первых советских новогодних открытках изображались счастливые мамы с детьми на фоне башни Кремля, позже к ним присоединились Дед Мороз и Снегурочка. А уже через некоторое время промышленность выпускала широчайший ассортимент открыток, соблазнявших покупателей с витрин газетных киосков. И пусть по качеству печати и яркости красок советские открытки уступали импортным, эти недостатки компенсировались оригинальностью сюжетов и высоким профессионализмом художников.
«Уже в 1950-х годах стали супермодными открытки из ателье. Их делали как фотографии на фотобумаге в соответствующих тематических рамках. К праздникам печатали поздравительные карточки с рисованными мультипликационными героями или главными героями праздника. В 1960-е годы были даже зимние пейзажи украинских городов. К примеру, «Укррекламфильм» выпускал виды Киева с памятником Богдана Хмельницкого. А когда первый человек полетел в космос, то, соответственно, все открытки тоже отражали это событие. То есть открытка несла в себе не только поздравительную функцию, но и информационную и ознакомительную, – резюмирует главная хранительница фондов. – Коллекции открыток мы в большинстве своем используем для подготовки тех или иных тематических выставок, но на самом деле они заслуживают большего внимания и исследования. Это касается не только наших коллекций, а вообще истории украинской открытки. Ведь коллекции бывают разными: одни коллекционеры собирают открытки от одного государства или нескольких, другие – объединяют их по тематике или хронологии. Но от того ценность открытки не уменьшается, ведь каждая из них сохраняет не только чью-либо личную переписку, но и имеет большое историческое значение: благодаря изображенным на них историческим объектам, а порой и текстам и адресам, почтовые карточки служат исследовательским материалом для историков и краеведов».
Несмотря на то, что открытки уже ушли в прошлое, вокруг еще есть немало коллекционеров-филокартистов, которые продолжают собирать свои коллекции и покупать на аукционах уникальные вещи. А удовольствие это не из дешевых! Цены открыток на аукционах варьируются в зависимости от уникальности, состояния, изображения и могут достигать нескольких сотен и даже тысяч долларов. Сейчас самая высокая зарегистрированная цена, которую коллекционер заплатил за открытку, составляет 710 000 долларов. А в 1991 году Книгой рекордов Гиннеса был утвержден рекорд – самая большая коллекция открыток из 1 000 265 штук. Ее собрал Марио Морби из Великобритании. Самая большая коллекция открыток с рекламой сигарет – примерно 1 000 000 штук – была собрана Эдвардом Уортоном-Тигаром. Коллекция тоже была признана Книгой рекордов Гиннеса и сейчас хранится в фондах Британского музея.
Автор
Олеся ШуткевичSection
Общество