Рано радовались
Не так давно, а вернее, совсем недавно — всего два месяца назад — писал «День» о позитивных изменениях в отношении столичных чиновников к народу, к журналистам в частности. Мол, власти на вопросы отвечают с удовольствием, отзывы на статьи пишут, в совместные поездки приглашают... Период этого «расцвета» пришелся как раз на предвыборное время, но верилось, что не с выборами это взаимопонимание связано, а просто наконец наладился контакт, появилось осознание важности и нужности общения чиновников с журналистами...
Но вот уже больше месяца, как ни одному корреспонденту отдела социальных проблем, то бишь проблем самых насущных, взять комментарий в Киевской городской администрации не удается. Управления старательно увертываются от признания своей компетентности в определенной теме, отправляют в другие управления, которые также старательно увертываются и посылают к новым чиновникам. Они, в свою очередь, тоже не занимаются этим вопросом... Даже те люди, которые раньше без проблем отвечали на поставленный вопрос, теперь требуют согласования в письменной форме с начальством. А секретарши начальства, услышав о газете, сообщают, что начальство ушло и когда будет — неизвестно. День проходит, два, три — начальства нет. Обещают перезвонить, но никогда не перезванивают. В один прекрасный день секретарь обыденно сообщает, что единственный человек в администрации, который мог бы мне помочь, ушел в отпуск. На месяц, конечно. Запросы теряются, темы выходят без комментариев чиновников. Оказалось, что даже репортаж из музея Киевводоканала нельзя сделать без разрешения генерального директора Киевводоканала.
«У нас теперь все по-другому, — грустно сказала мне одна женщина из горадминистрации, раньше часто помогавшая, выступавшая со страниц нашей газеты. — Я бы вам рассказала, но мне уже нельзя». Такое впечатление, что во всех управлениях, на всех коммунальных предприятиях и прочих «подвластных» КГГА структурах появилось распоряжение комментариев прессе не давать — по крайней мере уже много раз нам шепотом сообщали о новом «нельзя». Может, конечно, я не права: может, просто черная полоса началась у нашего отдела, может, просто не везет и без конца уходят в отпуск или «в министерство, сегодня не вернется» нужные люди?
Но почему так странно ведет себя пресс-служба мэра? Месяц тому назад я отправила им запрос на интервью с мэром, список вопросов прилагался. Три недели я слушала в телефонную трубку ответ главы пресс-службы Василия Метерчука: «Да-да, все получили, но мэру еще не показали, собираем документы, собираем документы по вашим вопросам». Какие, интересно, документы может собирать пресс-служба по вопросам типа: как вы считаете... ?, что вы думаете об... ?, что вы собираетесь предпринять... ? На мой же вопрос, какие именно документы собирают, Василий Григорьевич ответил просто замечательно. А вы знаете, сказал он мне, что мэр не дал эксклюзивного интервью еще ни одному печатному изданию?!
Неделю тому назад я услышала от главы пресс-службы КГГА жизнерадостное: «А я в отпуске!» Дежавю... Мой запрос со всеми «собранными документами» будто бы передали некоему Василию Юрьевичу. Нужно ли говорить, что Василий Юрьевич ни о каком запросе слыхом не слыхивал, никакая документация на самом деле не собиралась и вообще... , а после недельных поисков моего запроса в администрации вопросы пришлось отправлять заново.
Но вот мой запрос передали заместителю мэра, который, в свою очередь, передал его самому городскому голове. Только о результатах переговоров ничего не известно: в пресс-службе объяснили, что они-то передали, и даже, может, два раза, но обратной связи у них нет... Ждем теперь, вдруг появится?
И дело не в том, получится интервью или не получится, хотя, несомненно, хотелось бы услышать от «народного мэра» ответы на многие вопросы. Дело в отношении властей к журналистам, которое явно испортилось без видимых на то причин. Даже количество фонтанов в городе стало тайной за семью печатями, не говоря уже о более важных и сложных данных. Так и хочется сказать мерзкое и, слава Богу, уже подзабытое слово. Бюрократия! Иллюзия взаимопонимания рассыпалась на бумажки с вопросами и запросами, просьбой разрешить или хотя бы ответить... Нет, я не жалуюсь, просто возникло желание напомнить, что средства массовой информации — не такая уж бесполезная для власти вещь, что со ступенек администрации всем и про все рассказать невозможно...
Выпуск газеты №:
№95, (2006)Section
Общество