«Прекрасные образцы украинского модерна»
На Полтавщине спасают школы Лохвицкого земства, построенные 100 лет тому назадВ 1913–1916 годах известный украинский художник, этнограф и архитектор Афанасий Сластион создал серию земских школ на один, два, три и четыре класса. Учебные заведения обрели яркий национально ориентированный образ. Хотя проект был типичным, А. Сластион дополнительно разнообразил фасады вариациями кирпичной орнаментальной обкладки. Лохвицкое земство утвердило проекты, получившие распространение в Лохвицком и Лубенском уездах, а также в Чернухинской волости. Одна из первых школ по проекту А. Сластиона появилась еще в 1910 в селе Млыны. В целом, в 1912–1913 гг. на земские средства в Лохвицком уезде было построено около 100 школ, но дальше помешала Первая мировая война.
Недавно в социальных сетях появилось сообщество «Школы Лохвицкого земства», которое инициировало спасение архитектурных памятников с вековой историей. Как рассказал один из активных участников восстановления школ, дизайнер интерьера по специальности, Максим Иванов, проблемой сохранения столетних памятников активно занялась известная журналистка и телеведущая Ольга Герасимьюк еще несколько лет тому назад. В конце концов шесть школ (три в Лохвицком районе и столько же в соседнем Роменском районе Сумской области) попало в список достопримечательностей.
«ХОТИМ АКТИВИЗИРОВАТЬ ТИХУЮ СЕЛЬСКУЮ ЖИЗНЬ»
«В 2009 году в газете «День» вышла статья о Сластионе, об уникальном проекте, который был осуществлен мамой Леси Украинки. Она просила Полтавское губернское земство, чтобы архитектурная комиссия сделала план строительства малых и больших школ обязательно в украинском стиле. Наше тогдашнее земство среагировало на это, и строительство началось в украинском национальном стиле модерн. Меня поразило, что Сластион бесплатно разработал этот проект. Это была не современная «застройка», а просветительский план, ведь школы строились по селам, чтобы дети могли учиться в прекрасных условиях. Меня очень зацепили эти ростки украинского прогресса на Полтавщине, которая в настоящий момент известна разве что Сорочинской ярмаркой. Поэтому мне как уроженке этого региона захотелось показать всему миру наше маленькое богатство, которое, к сожалению, находится в руинах. Вот такие были у меня настроения, — рассказывает «Дню» Ольга Герасимьюк. — В 2011 году я дошла до тогдашнего премьер-министра Николая Азарова с письмами, чтобы внести указанные школы в разряд памятников, и получила ответ с Полтавщины, что нет средств даже для описи зданий. И все же несколько школ было внесено в разряд памятников местного значения. Они не прошли процедуру полной охраны, но позитивным является тот факт, что эти школы никто не будет иметь права разрушить. И вот сейчас мы снова возобновили эту работу. Объезжая школы, мы встретили энтузиастов, в частности учителей, которые поддерживают память о Сластионе и его деятельности. В этом году исполняется столетие с момента завершения проекта строительства. Хотим активизировать тихую сельскую жизнь и привлечь внимание местных жителей к уникальным памятникам, которые находятся рядом. Мы хотим использовать этот проект еще и для того, чтобы пропагандировать общественное движение на селе, стимулировать развитие общества. Приятен еще тот факт, что наша страница в Фейсбуке приобрела популярность по всей Украине. Там собрались не только обычные пользователи, но и энтузиасты, которые присылают фотографии из собственных архивов, предлагают помощь архитекторы и т. д. И это очень вдохновляет».
«САМОЕ ГЛАВНОЕ — ЗАЩИТИТЬ ЗДАНИЯ ОТ РАЗРУШЕНИЯ»
Возобновилась борьба за сохранение зданий в декабре прошлого года. Именно тогда к инициативной группе приобщился и Максим Иванов. Но невзирая на то, что людей, готовых заниматься спасением памятников, не так уж много, организаторы заверяют, что единомышленники есть и их список постоянно пополняется. В частности, недавно идею спасения поддержал народный депутат Украины Тарас Кутовой.
«Борцы с безразличием» отмечают, что в первую очередь они ставят цель рассказать людям через доступные источники об украинском модерне, об Афанасии Сластионе и о школах, построенных по его проектам, а самое главное — защитить эти здания от разрушения, что возможно лишь после признания их памятниками архитектуры. Когда же удастся претворить в жизнь эти замыслы, тогда инициаторы планируют заняться реставрацией школ.
«По оформлению фасадов, школы являются прекрасными образцами украинского модерна. Они вобрали в себя традиции деревянной народной архитектуры. Следует добавить, что школы обычно строились из дерева и обкладывались кирпичом. Входы обрамляли башнями (большинство из них не сохранилось). В зависимости от финансовых возможностей фасады могли быть оформлены кирпичом в виде орнамента вышивки, — рассказывает «Дню» полтавский архитектор Артур Ароян. — Лохвицкий уезд был наиболее прогрессивным в плане образования в Полтавской губернии. А сама губерния занимала 3-е место в Российской империи по уровню образованности граждан. Поэтому сейчас необходимо возрождать традиции, заложенные выдающимися деятелями культуры начала ХХ ст., ведь они оставили нам в наследство свои произведения, а мы зачастую не используем их по назначению».
ЕЩЕ ОДНА ПРОБЛЕМА — АРХИТЕКТУРНОЕ ИСКАЖЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ
На данный момент нет достоверной информации о количестве школ: Максим Иванов отмечает, что
92–98 — цифра неточная и основана лишь на обработанной информации, которая была сверена с документами тех времен и планом местности. Настоящее количество может быть большим. До наших дней сохранилось приблизительно 50 домов, которых с каждым годом становится все меньше по причине их разрушения, потому проблема спасения школ с каждым днем становится все острее. Около трети того, что еще уцелело, требует срочных мероприятий по их сохранению. Еще часть — локальных, но безотлагательных ремонтных работ, поскольку протекают крыши, разрушаются от неправильно отведенной воды нижние ярусы облицовки и каркаса и так далее. Еще одна проблема, с которой столкнулись спасатели, когда увидели школы собственными глазами, — это их архитектурное искажение, в частности, одна из основных изюминок проекта Афанасия Сластиона — двухъярусная крыша — практически нигде не сохранилась.
Некоторые здания эксплуатировались еще несколько лет тому назад, однако даже за этот короткий период их состояние стало запущенным. Школы продаются частным лицам, сдаются в аренду или вообще разбираются на строительные материалы. А самым ужасным является тот факт, что все помещения, которые не входят в разряд памятников архитектуры, находятся на балансе сельских советов и могут быть в любой момент разрушены. Даже реставрация уже сохраненных школ остается непростым делом, ведь на данный момент вышеупомянутые школы в Роменском и Лохвицком районах не были восстановлены. Относительно помощи меценатов, пока заинтересованности с их стороны не было.
Выпуск газеты №:
№57-58, (2016)Section
Общество