ПРАВДА ОБ ЭЗОПЕ, или Закон мести количества — качеству
(Написана не эзоповым языком)Политический каток, прокатившийся по стране 31 марта, придавил День юмора — 1 апреля. Об одесской Юморине даже не вспоминалось. Не до того. Хотя приколов и на самих избирательных участках хватало. И то, что народ чуть ли не записывался в очередях, чтобы отдать свой голос. И «открепленные» (по восемь тысяч граждан), «стихийно» прибывающие голосовать в регионы, «нуждающиеся» в их поддержке. И откровенный подкуп избирателей. Как, например, один мой знакомый из Дарницы получил с женой полтинник на двоих. Но чтобы они не обманули благодетеля (никто ж не контролирует, кого избиратель в бюллетенчике вычеркнул), сообщили, что если они выберут КОГО НАДО — еще по четвертаку на нос. Вот урожайное время! Чудное мгновение, когда будущие депутаты делятся добром.
Есть еще один способ подкупа. Ловят пенсионера, и дают ему уже ПРАВИЛЬНО заполненный лист, а он за червонец должен притащить чистый, который ему выдадут. Триста пенсионеров — и ты депутат райсовета!
Были и невинные казусы, когда собаке, забредшей на избирательный участок, народ в шутку требовал выдать избирательный лист и зарегистрировать ее. Начальник участка отказался это сделать ввиду «отсутствия у животного прописки». В общем такая веселуха творилась, что День Выборов и День Юмора практически слились в одно целое.
И именно сейчас уместно вспомнить об основателе юмора в литературе — греческом баснописце Эзопе, который, помимо прочего, принимал активнейшее участие в политической жизни своего города Самоса ( не путать с диктатором), находящимся в Элладе. Аристофан и прочие комедиографы (тоже, кстати — видные политические деятели) появились позднее — в IV веке до н.э., в то время как Эзоп стал классиком уже в шестом.
Его парадоксальные сюжеты на протяжении последующих двух с половиной тысяч лет беззастенчиво использовались другими баснописцами (Лафонтен, Крылов, Глебов и т.д.) Они небесталанно обрабатывали их, с поправкой на местный колорит, и выдавали в качестве собственных творений. Без ссылки на первоисточник. Например, такие истории, как «Волк и Ягненок» (трагедия у ручья), «Ворон и Лисица» (Крылов только кусок мяса поменял на сыр), «Стрекоза и Муравей», «Лисица и Журавль» и т.п.
Эзоп был и первым в мире юмористом, который гастролировал (подобно Жванецкому или Задорнову) со своими выступлениями по всей стране и за рубежом ( бывал и в Вавилоне) с оглушительным успехом.
Впоследствии Эзопа нанимали правители разных стран, поскольку в те времена существовали интеллектуальные состязания вроде «Что? Где? Когда?», где ставкой были огромные дани или территории. Цари были люди серьезные. Соответственно, стоимость Эзопа как интеллектуального наемника была впечатляюща. В преклонном возрасте он таскал уже за собой обоз барахла.
Так что он был не только прародителем юмористов, но и знатоков, которые нахально заявляют теперь, что «это единственная игра в мире, где можно заработать собственным умом». Доходы Эзопа им и не снились.
А свою первую известность он получил благодаря политике, выступив на народном собрании в театре (помещение театра использовалось самосцами для парламентских прений). В общем, личность вполне достойная для подробного рассказа.
Родилась будущая звезда во Фригии (современная часть Турции, выходящая к Средиземному морю). О его детских и юношеских годах информации нет. По-видимому, в этих нежных возрастах с ним ничего приятного не происходило. Потому как, во-первых, он был рабом (скорее всего, не рожденным в рабстве, потому как Эзоп всегда насмешливо относился к рабской психологии) и, во-вторых, он был редкостным уродом.
Его портрет: «Брюхо вспученное, голова как котел, курносый, грязный, кожа темная, увеченный, руки короткие, на спине горб, губы толстые, такое чудовище, что и встретиться страшно». В-третьих, он ко всем вышеперечисленным несчастиям был еще немым.
Однако за его мелкую услугу жрице богине Изиды, боги его вылечили, и он заговорил. Да еще как! Надсмотрщик испугался острого языка прародителя сатиры и, дабы Эзоп ему не навредил, по навету сплавил на невольничий рынок.
Там надсмотрщик надеялся его хоть бесплатно сбагрить.
Философ Ксанф поразился, как и большинство посетителей рынка, уродству Эзопа. На что тот ответил: «Когда покупаешь вино, разве винные бочки не безобразны? Между тем вино в них отменное». Философу понравилась неожиданная реплика раба, и он купил его за ничтожную сумму (75 динариев).
Далее Эзоп все сильнее проявлял свой характер и недюжинный талант, все больше влезая в дела хозяина и его философские споры.
На горизонте всплывает и супруга Ксанфа. Которая, согласно популярной пьесе Фигейредо «Эзоп», влюбляется в гениального раба. А он не отвечает на ее чувство из-за высоких морально-духовных качеств. Телефильм «Эзоп», где его проникновенно сыграл Калягин (Ксанф — Табаков, Полищук — жена Ксанфа), только усилил это заблуждение. (Кстати, на днях состоится премьера этой пьесы в театре им. Франко).
Реальность далека от художественности. Вся это история отношений в «любовном треугольнике» в изложении древних источников выглядит гораздо прозаичнее. И это мягко сказано. Я бы заметил, что она до неприличия «плотская». Вероятно, древние проще относились к сексуальным утехам. Ханжески настроенную публику просим пропустить этот кусок. Хотя нас, уже взрослых людей, переживших не одну сексуальную революцию и их интерпретации фрейдистами, — вряд ли можно чем-то удивить. В «Жизнеописании Эзопа» этот «треугольник» выглядит так.
Как-то супруга Ксанфа обратила внимание на то, что Эзоп занимался (как определяет современная медицина) онанизмом. «Дело делаю, — так прокомментировал он свое занятие, — полезное для здоровья и для желудка». Масштабы его, так сказать, орудия произвели на женщину благоприятное впечатление. Несмотря на свою непривлекательную внешность, Эзоп был половым гигантом. И вот они договорились, что за десять интимных актов хозяйка подарит ему роскошный плащ.
Девять — все получилось прекрасно. А вот на десятый, очень устав, как пишет историк, Эзоп несколько промахнулся. Жена Ксанфа заявляет: «Не дам плащ, поскольку тебе одно поле послали вспахать, а ты за межу — на соседнее заехал».
Тут и муж объявился. Эзоп ему говорит: «Господин, рассуди нас. Хозяйка попросила сбить десять яблок. Девять я сбил, да вот незадача — десятое в навоз упало. Но ведь количество правильное. И теперь она не хочет отдавать плащ, который обещала за сбитые яблоки»
Ксанф, как мудрец, приказал дать Эзопу плащ. Поскольку, сбивая яблоко, наверняка не знаешь, куда оно упадет. Однако супруга продолжала настаивать на десятом. И в ответ на жалобу Эзопа, что «оно не дозрело», обещала подождать.
В этой версии романтизма нет совсем, зато много юмора вперемешку с половыми отношениями. Переходящих в деловые и обратно. Чего, кстати, хватает и в мифах.
Эзоп не только наставлял рога своему хозяину, но и дважды спас его. Первый раз от позора. Второй — от смерти.
Однажды в крайне нетрезвом состоянии Ксанф поспорил, что выпьет море ( этот случай пьеса не искажает). Он доказывал своему ученику, что человек может все! На кон он поставил все свое имущество.
Утром Ксанф протрезвел. Пора спор решать. Эзоп выручил хозяина. В обмен на волю. Острота стала канонической. Выйди, мол, хозяин, и скажи, что я обещал выпить только море, без рек, впадающих в него. Перекройте реки, и я выпью море!
На берегу, где уже радостно толпился народ, заключительная фраза вызвала овации.
Ксанф не сдержал слово. Жалко было отпускать человеку его профессии такого ценного сотрудника.
Однако наступило в Сасмосе время выборов (прям, как у нас на прошлой неделе). Все собрались в театре. Тот, кого у нас называют спикером, говорит: «Граждане, вы должны избрать нового законохранителя, дабы он хранил государственную печать для будущих дел». Только народ приступил к прениям, как вдруг налетел орел, схватил государственную печать и, бросив ее одному из рабов-слуг, смотался. Скандал!
Созвали жрецов и гадателей (это вроде наших социологов и политологов). Что значит это знамение?
Те начали, как всегда, нести наукообразную чушь, не отвечая по существу. Встал один мудрый старик и говорит: «Граждане самосцы! Зачем слушать этих лгунов, которые набивают брюхо от жертвоприношений? У нас есть философ Ксанф, которого знает вся Эллада. Давайте его и спросим».
Узнав, зачем к нему пришли делегаты, Ксанф сразу решил повеситься. Мол, лучше умереть умным, чем жить дураком. Он был уверен, что в пернатых хищниках не разберется.
Эзоп, практически вытащив хозяина из петли, сказал ему: «Возьмешь меня в театр, а для народа придумаешь отговорку, что гадания не достойны философии, но есть у тебя ученик. И представишь меня». Так и сделали. Самосцы, едва увидев Эзопа, стали хохотать: «Дайте нам другого толкователя знамений. Этот сам — дурное знамение!»
Тот козырнул им своей старой хохмой о вине: «Кому придет судить о вине в бочке не на вкус, а на глаз?.. Муза познается в театре, Киприда в постели, а ум человеческий в речах».
Народ захотел дослушать находчивого оратора. Эзоп решил себя обезопасить насчет свободы и заметил, что «не пристало рабу толковать знамение свободному народу». И вынудил собрание заставить Ксанфа отпустить его на волю. Что и было сделано.
После этого он сказал: «Граждане самосцы! Пришло время вам самим о себе заботиться и самим о свободе задумываться, ибо знаменье вам возвещает войну и рабство. Орел — царь птиц, так как он сильнее их всех. Орел налетел, схватил с книги законов государственную печать, знак власти, и бросил ее за пазуху государственному рабу. А это значит, что участь свободы сменится игом рабства».
Не успел Эзоп договорить, как от царя Креза явился гонец. В грамоте, которую он доставил, было следующее: «Крез, царь Лидийский, самосским правителям и народу шлет привет (судя по продолжению, у Креза с чувством юмора было не хуже, чем у Эзопа). С этого дня повелеваю платить мне подати и налоги. Если не пожелаете, то вся моя сила будет против вас».
Правители думали уже согласиться, как опять попросили совета у Эзопа. Вместо совета Эзоп впервые рассказал басню. Фиксируем этот исторический момент! Вот она: «Некогда Прометей по повелению Зевса показал людям две дороги — дорогу свободы и дорогу рабства. Дорогу свободы он представил поначалу неровной, узкой, крутой и безводной, усеянной шипами и полной опасностей, к концу же — ровной и гладкой, легко проходимой, с плодоносными рощами и обилием влаги, чтобы все страдания завершились там отдохновением. А дорогу рабства он представил поначалу ровной и гладкой, поросшей цветами, приятной на вид и полной наслаждений, к исходу же — узкой, крутой и каменистой»...
Короче, все все поняли. И решили... сдать Эзопа Крезу, когда тому доложили, кто воду мутит. Пристыдив соотечественников, Эзоп тем не менее отправился к Крезу сам. И в конце концов своими баснями совсем заговорил последнему зубы. Так, что он Самосе дал мировую. В благодарность местные власти поставили Эзопу памятник при жизни.
Потом он с успешными гастролями объездил весь цивилизованный мир. Америка тогда еще не была открыта, поэтому пришлось ограничиться Европой (Южной), Египтом и Вавилоном.
В Вавилоне, как известный юморист и мудрец, он познакомился с царем Ликургом. С царями он научился быстро находить общий язык. Эзоп оставил гениальный рецепт, как этого добиться: «С царями надо говорить или как можно меньше, или как можно слаще». Актуален и его совет политикам: «К государству нужно держаться не слишком близко, чтобы не сгореть, и не слишком далеко, чтобы не замерзнуть». Думаю, все современные украинские политики-долгожители руководствуются именно эти принципом.
Царь Египта Нектанебон вызвал посоревноваться в мудрости Вавилонского владыку. Тот, конечно, прислал Эзопа. Предварительно выпустив его из тюрьмы, куда тот попал по доносу приемного сына. Вообще люди редко прощают гениальность. (Что и отразится на финале Эзоповой жизни.) Но иногда она им до зарезу нужна, как Ликургу.
Задача египетских советников звучала так: «Нечто, чего мы не видели и не слышали?» Что бы ни сказал Эзоп, ему всегда можно ответить, что мы это видели и слышали. Ответ, который дал Эзоп, будет дублироваться ( в той или иной форме) во многих фольклорных поверьях мира.
Он написал коротенькую долговую расписку: «Царь Нектанебон получил от царя Ликурга тысячу талантов золота». Эзоп протягивает расписку и говорит: «Прочтите договор». Советники : «А мы не раз его видели и слышали». — «Что же, — мирно говорит он, — гоните монету»... Пришлось Ликургу так или иначе раскошелиться.
Редко судьба гения (а тем более юмориста) заканчивается весело. Дернуло Эзопа выступить в Дельфах! Очень уж знаменитый был город.
Как и везде, публика слушала его с удовольствием. Но платить не платила.
Эзоп тогда сказал: «Если увидеть бревно, которое носит по морю, издали можно подумать, что это стоящая вещь. А ближе подойдешь — сразу видно — это дрянь, за которую гроша не дашь...Так и вы — дельфийцы. Издали я дивился на ваш город, думал, что вы богаты и благородны. Но теперь вижу, ошибся. От рабов вы родились, и стало быть, и сами люди не свободные».
Дельфийцы подумали, что это мнение о них, как популярная личность, Эзоп разнесет по всей Элладе. И решили его подло устранить. Подкинули золотую чашу из храма и обвинили в воровстве и святотатстве. Тут же, как водится, и приговор объявили: смертная казнь через сбрасывание в пропасть.
Ну или сам кидайся — если духу хватит. Духу Эзопу было не занимать. Но кидаться совсем не хотелось. Чтобы урезонить своих палачей, он придумывал все новые и новые басни. Но помогало это слабо. Наконец, он опять проявил силу своего характера. В последний раз. «Уговариваю я вас на все лады, да все напрасно, — устало сказал Эзоп. — Поэтому дайте рассказать еще одну басню. Один крестьянин прожил всю свою жизнь в деревне и ни разу не был в городе. Вот он попросил детей отпустить его на старости лет посмотреть город, покуда он жив. Запрягли ему домашнюю телегу ослами и сказали: «Ты их только погоняй, а они уже сами тебя довезут до города». Но по дороге его застигла ночь и непогода. Ослы заблудились и завезли на край обрыва. Увидев, в какую беду попал, он воскликнул: «Владыка Зевс, и за что мне такая злая гибель? Добро бы еще от лошадей, а то ведь от негодных ослов».
Не удивительно, что после этого остроумного произведения дельфийцы его сами чуть не скинули в пропасть.
Тогда Эзоп проклял их музами и бросился вниз.
Историки утверждают, что дельфийцев потом постигла чума. И их знаменитый оракул сообщил, что они должны искупить гибель Эзопа. Получилось у них это или нет, — неизвестно. Короче, как всегда — угробят великого человека, а потом — искупают. И никаких исторических уроков. Сократ был следующим, кого умертвили демократическим путем. Этот закон я бы назвал «Местью количества — качеству».
Напоследок хочу рассказать свою любимую басню Эзопа. О качестве.
У лисицы родилось пятеро детей. Она стала хвастаться перед львицей, у которой родился только один.
— Да, — согласилась с ней львица, — но зато мой один — лев!