Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Подольская биография Косачей

В Виннице представили редкие архивные документы
25 февраля, 20:01

Государственный архив Винницкой области представил подборку материалов, которые представляют малоизвестные факты из биографии семьи Косачей. В частности, матери Леси Украинки Олены Пчилки, ее сестер Исидоры и Ольги, их мужей Юрия Борисова и Михаила Кривинюка, а также рассказывают об Александре Судовщиковой — жене безвременно скончавшегося брата Леси Михаила Косача. Все они в 1920-х годах жили и работали в Могилеве-Подольском, где так стремилась поселиться и Леся, но по состоянию здоровья проживать в городе над Днестром ей было не суждено.

Как рассказывает главный специалист отдела информации Государственного архива Винницкой области, кандидат исторических наук Константин ЗАВАЛЬНЮК, Леся Украинка, будучи замужем за Климентом Квиткой, мечтала поселиться где-то поближе к родным местам. В своем письме к матери от 21 марта 1908 года она писала: «Маримо ми, коли б якось врядитись, як не в Криму (що страшенно трудно), то в Бессарабії або в Південному Поділлі...». В следующем письме, от 27 июня 1908 года, Леся конкретизировала свое намерение: «Зрештою, жити на Україні нам можна було б не далі на північ, як Могилів-Подільський». Эту же мысль Леся выражает впоследствии и в письме к Борису Гринченко: «А як уже не змога або нехіть вам їхати на чужину, то може, ліпше, ніж у Криму, було б понад Дністром, у Кам’янці, — сей курортик тепер дуже вилюднів, а проте ще не навчився так обдирати людей, як «русская Ривьера», клімат там гарний, околиця гарна, а народ рідний. Я б там з охотою жила, коли б вибір житла залежав від мене».

«И все же, существуют документы, которые недвусмысленно указывают на то, что поэтесса бывала в городе над Днестром. О чем говорится в первой главе нашей выставки, — рассказывает историк. — Это прежде всего письмо Исидоры Косач-Борисовой, младшей сестры поэтессы, в музей Леси Украинки в Киеве от 17 июля 1963 года. В нем, в частности, отмечалось: «В Могилев-Подольском Леся была еще совсем молоденькой, ездила с мамой к знакомым на несколько дней. Об этом путешествии и мама, и Леся, бывало, говорили, но как тех знакомых звали, не помню». Кроме того, по мнению писателя Анатолия Бортняка, Леся вместе с матерью могла гостить в селе Карповка — в имении, приобретенном Михаилом Старицким, который был своеобразной духовной Меккой для многих выдающихся украинский. Сюда приезжали Николай Лысенко, Марко Кропивницкий, Мария Заньковецкая, Николай Садовский, Андрей Дыминский и другие. О том, что Леся очень хорошо знала наш край и бывала в нем, свидетельствуют многочисленные фольклорные мотивы с Подолья в ее творчестве, в частности в ее знаменитой «Лісовій пісні».

КОСАЧИ НА КАРТЕ ВИННИЧИНЫ

Второй раздел выставки посвящен «Имени Косачей на литературной карте Винницкой области». В нем содержатся документы, которые рассказывают, где работали и жили родственники Леси Украинки. Как оказалось, Могилев-Подольский был не единственным городом на Подолье, где жили Косачи. Например, из автобиографии Юрия Борисова, мужа Лесиной сестры Исидоры, известно, что с 6 февраля по ноябрь 1912 года он работал агрономом Погребищенского участка, а следовательно, жил в Погребище. Это подтверждает в своих воспоминаниях Исидора Косач-Борисова, которая писала, что отправилась к матери в Киев из Погребища. Жили Косачи и в селе Чернятин, что близ Жмеринки, о чем свидетельствует телеграмма, которую Исидора Косач отправила своей сестре Ольге в Екатеринослав с просьбой сообщить адрес Леси Украинки. После этого, как известно, Исидора Косач-Борисова срочно выехала в Грузию, где в это время ухудшилось состояние здоровья Леси.

Следующая подольская страница в биографии Косачей связана с городом Бар. По мнению краеведа Николая Йолтуховского, Косачи-Борисовы оказались в этом городе в 1919 году, спасаясь от деникинцев, которые в это время наступали на Киев. Гостили в доме Березовского, эконома бывшего помещика из села Шпирки Сергея Иваницкого. Именно у этой усадьбы была сделана уникальная фотография, на которой изображены рядом 7-летняя дочь преподавателей Барского реального училища Ирина Краузе и дочь младшей сестры Леси Украинки Леся (Олеся) Борисова. Вверху, над ними Исидора Косач-Борисова. (Этот снимок оцифровывать не удалось, поскольку он довольно некачественный).

И все же, как отмечает Константин Завальнюк, яркая и известная страница в подольской биографии семьи Косачей — Косачев — могилев-подольская. В этом плане достаточно ценным является ряд дел 20-х годов ХХ в., хранящихся в Государственном архиве Винницкой области. Прежде всего они касаются деятельности Могилев-Подольского сельскохозяйственного техникума им.Селянина и его персонала. Заведующим (управляющим) этого техникума был Юрий Борисов. А работали в заведении Исидора Косач-Борисова (преподавала химию и географию) и Михаил Кривинюк, муж сестры Ольги. Он читал зоологию и алгебру. В архиве хранятся их личные дела, автобиографии, характеристики.

САМОЕ ТОЛСТОЕ ДЕЛО КОСАЧ-КРИВИНЮК

Несмотря на то, что дольше всех на Винничине жила Исидора Косач-Борисова, больше документов в архиве связано с ее сестрой Ольгой Косач-Кривинюк. Она была близким другом Леси Украинки, ее первым биографом, врачом, педагогом, переводчиком, этнографом, фольклористом. В город над Днестром прибыла осенью 1921 года из Лоцманивськой Каменки (возле бывшего Екатеринослава), где лечила людей от разных болезней и вместе с семьей спасались от голодной смерти. Прибыв в Могилев, она пошла учителем в трудовую школу. Там организовала драматический кружок и ставила спектакли Елены Пчилки.

В 1923 году именно Ольга Косач-Кривинюк ездила из Могилева в Екатеринослав к Петру Ефремову, чтобы приобрести автографы Леси Украинки, опубликованные в журнале «Червоний шлях». Тогда Климент Квитка писал ей: «...Найважніше тут не принцип і не наше самолюбство, а те, щоб рукописів редакція «Черв[оного] шляху» не скрила по використанні, і в разі, якщо «Черв[оний] шлях» надрукує зі змінами чи пропусками для надання бажаної тенденції, щоб була потім змога надрукувати, як є, якби ти могла поїхати в Катеринослав, бо я ніколи не вмів твердо говорити і завжди пасував, а головне, що ти з Петром Єфремовим знайома».

«Вот так, благодаря Ольге Косач-Кривинюк, автографы тех пяти произведений Леси Украинки (кстати, единственные экземпляры автографов) в настоящее время хранятся в отделе рукописей Института литературы Тараса Шевченко НАН Украины, — комментирует Константин Завальнюк. — Одним из самых новых документов в фонде нашего архива является заявление Ольги Косач-Кривинюк на выезд за рубеж и справка Могилев-Подольского пограничного отряда ГПУ о разрешении на выезд в Чехию в 1924 году. Дело это было связано с поручением, которое Ольге Петровне 15 марта 1924 года дал Антон Борисович Шимановский, бывший муж ее сестры Ксении, которая жила в Праге. Вот что, в частности, что было сказано в этом документе: «Поручаю Ольге Петровне Кривинюк, урожденной Косач, сестре моей первой жены (Ксении Петровны Косач-Шимановской) привезти мою дочь Ксению, родившуюся в г.Лозанне (Швейцария) в 1911 году в марте месяце, и ныне находящуюся с матерью в Праге, ко мне в г.Ленинград...». Сама же Ольга в сохраненном письме от 12 июня так же объясняла цель своего визита. Однако здесь есть довольно ценные показания библиографического характера. В частности, относительно ее официального места и даты рождения. «Українська літературна енциклопедія» пишет, что Ольга Косач-Кривинюк родилась 26 мая 1877 года в Новоград-Волынском, а в документе сама Ольга Косач-Кривенюк указывает 20 июля (по старому стилю) 1876 года и город Луцк Волынской губернии. Поэтому этот момент требует более тщательного исследования».

ДОМ УНИЧТОЖЕН, А ПАМЯТЬ ЖИВА

Отдельная тема — это пребывание матери Леси Украинки Елены Пчилки в Могилеве-Подольском. Впервые она приезжала в город над Днестром в 1880-х годах еще с маленькой Лесей, а затем после скандала на Шевченковском празднике в Гадяче. Тогда Ольга Петровна не побоялась встать в защиту национального флага, который сорвал с бюста Тараса Григорьевича большевистский комиссар Крамаренко. В знак протеста она произнесла пламенную речь, за что была арестована. Только по просьбе дочери Исидоры и ее мужа Елена Пчилка была освобожден с условием — она должна немедленно покинуть Гадяч. При этом ей не разрешили забрать с собой ни личные вещи, ни рукописи, ни домашнюю библиотеку, которые вскоре были разграблены и уничтожены. Так, в 1920 году Елена Петровна вернулась в Могилев-Подольского снова и поселилась у дочери Исидоры.

Хотя женщина уже была немолодой, она продолжала работать: читала лекции по украинскому языку и литературе на учительских курсах, занималась с юными любителями сцены в драматическом кружке, собирала жемчужины народного творчества. Результатом этнографических исследований в Надднестрянском крае стали его труда «Українські народні легенды останнього часу: (Записи 20-х рр. на Вінниччині)», «Українське селянське малювання на стінах». В архиве Елены Пчилки в Киеве и сегодня хранятся общие тетради с записями веснянок, колядок, щедривок, купальских, бытовых песен, собранных и записанных в селах Могилев-Подольского уезда.

«В государственном архиве Винницкой области хранится документ от 17 марта 1924 года о назначении персональной пенсии Елене Пчилке «в размере полной ставки 10-го разряда. Губсобесу обследовать имущественное положение и состояние здоровья». 19 июня 1924 года такое обследование произошло, о чем свидетельствует короткая запись: «гр.Косач ничего ни денег ни недвиж. имущества не имеет». После этого Могилевский соцбез сообщил, что Елене Пчилке выплачена пенсия в размере 149 к 25 коп. Собственно, получив пенсию, Елена Петровна уехала из Могилева-Подольского в Киев, где работала в Академии наук до своей смерти 4 октября 1930 года, — рассказывает Константин Завальнюк. — В Могилеве до сих пор сохраняется добрая слава о матери Леси Украинки.  В 1972 году на доме, который снимала Исидора с семьей и жила вместе с матерью, была установлена мемориальная доска в честь Елены Пчилки. В 1992 году этот дом был снесен и сейчас о нем напоминают разве что старые фотографии. Но память о Елене Пчилке жива, ее именем названа одна из улиц Могилева-Подольского, а в 2019 году на фасаде Дома школьника была открыта мемориальная доска писательнице Елене Пчилке (Ольге Драгомановой-Косач), матери украинской поэтессы Леси Украинки».

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Особенность документальной выставки заключается в том, что представленные на ней документы отражают не только факты из жизни и деятельности семьи Леси Украинки, но и освещают коммеморационные мероприятия, посвященные выдающейся деятельнице украинской литературы. Это материалы украинских общественных организаций и документы советских органов власти о памяти Леси Украинки. Довольно показательным в этом плане является документ, в котором говорится о мероприятиях в память о Лесе Украинке, которые были приняты на заседании школьного совета Томашпольской районной трудовой школы 21 февраля 1927 года с подробным планом мероприятий. Также в фондах ГАВО хранится копия постановления № 67 совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) от 19 января 1946 года о праздновании 75-летия со дня рождения Леси Украинки. В ответ на это постановление Винницкая городская рада трудящихся провела торжественный вечер в драмтеатре и запланировала ряд лекций на предприятиях, в школах и библиотеках.

Интересной в этом блоке является переписки разных учреждений и организаций с мужем Леси Украинки Климентом Квиткой, которого приглашали как на разные памятные мероприятия, так и вообще переезжатьна Винничину. В частности, один из документов представляет приглашение Климента Квитки работать в Винницком институте народного образования, документ за 11 ноября 1921 года. Также содержатся сведения, что между 1922 и 1931 годами он совершил ряд путешествий для записи народных мелодий на Винничине. Гостил у Косачей и других деятелей Подолья.

Если подытожить, то представленная выставка документов призвана не только почтить память выдающейся представительницы культурно-просветительского пространства Украины Леси Украинки, но и осветить в ретроспективном срезе механизмы формирования национальной памяти о ее значении для Украины и Винничины в частности. Ведь помнить о юбилее со дня рождения Леси Украинки стоит не только в феврале, а минимум весь юбилейный год.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать