Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Открытые двери к материям

Как активисты привлекают школьниц и студенток к техническим и естественным специальностям
09 августа, 11:39

В прошлом году ученые Оксфордского университета удивили прогнозом: почти половину рабочих мест в США займут компьютеры уже в ближайшие 10-20 лет. По данным экспертов, до 2030 года могут исчезнуть или существенно измениться аж 53 професcии. Среди них и популярные ныне на украинском рынке труда бухгалтер, нотариус, юрист-консультант, копирайтер, корректор, журналист и переводчик. Тем не менее, эти направления до сих пор получают огромное количество заявлений от абитуриентов, в том числе и по результатам нынешней вступительной кампании. Также в этих специальностях чаще, чем в других, пытаются реализоваться женщины.

Для того, чтобы помочь девушкам еще со школы вливаться в более востребованные технические и естественные направления, активисты Центра развития корпоративной и социальной ответственности запустили инициативу «Девушки STEM». Эта аббревиатура означает совокупность специальностей, которые в настоящее время считают «мужскими»: наука, техника, инженерия и математика. В целом проект направлен на преодоление гендерных стереотипов в выборе профессии и повышения веры девушек в собственные возможности построить STEM-карьеру в Украине. Сейчас к инициативе «Девушки STEM» приобщились уже около 20 000 участниц.

О преимуществах работы в этих отраслях для женщин и препятствиях на их пути мы пообщались с руководительницей Центра развития корпоративной и социальной ответственности и основательницей инициативы «Девушки STEM» Мариной САПРЫКИНОЙ.

СТЕНА СТЕРЕОТИПОВ

— Пани Марина, почему среди разнообразия возможностей школьницы нечасто выбирают STEM?

—  Главная проблема — это стереотипы, которые есть в обществе. Они исходят из нескольких источников. Первый — это учителя. Они своим поведением или высказываниями влияют на выбор детей. У нас есть своеобразное разделение: математика — это для ребят, а гуманитарные науки — это для девушек. В течение последних двух лет мы проводим много хакатонов, общаемся с девушками. Есть истории, когда студентке в университете не хотят ставить наивысший балл по физике. При этом она очень хорошо учится, но преподаватель ее уверяет, что никогда не поставит высокую оценку девушке. Такие же истории случаются и со школьницами.

Также мы заметили, что уроки в школе часто не учитывают гендерные аспекты. В прошлом году мы начали конкурс STEM-уроков, совместно с нашим партнером — Фондом ООН в отрасли народонаселения. Любой учитель школы мог подать свою разработку. Мы получили 325 заявок. Но вдумайтесь: во всех этих уроках главными персонажами были парни. Соответственно, девушкам предлагалась модель, в которой физика — это дело исключительно для парней. И это будет влиять на их выбор профессии. Впоследствии всех, кто прошел во второй этап, мы попросили пересмотреть свой урок и добавить то, что мы называем гендерной чувствительностью.

Второй источник стереотипов — это родители. Когда ребенок начинает что-то осмысливать и думать о своей карьере, то опять же слышит мнение, что гуманитарные науки — это именно то, чем должны заниматься девушки. И третий — психологический аспект. У девушек несколько больше неуверенности в себе. Они постоянно сомневаются, выйдет ли у них выполнить то или иное задание. Хотя до 10—11 лет и девушки, и ребята заинтересованы в STEM одинаково. Потом, в 12—13 лет, когда девушки начинают прислушиваться к мнению других,  формируются стереотипы. К тому же у детей в этом возрасте меняются интересы. Проходит два-три года — и парни опять возвращаются к STEM, а вот  девушки — уже нет, если их связь с этими дисциплинами утеряна.

— Как возможно побороть эти стереотипы?

— Мы работаем с тремя стейкхолдерами, которых я отметила выше. С учителями мы проводим много хакатонов. Во время их уже обучили около 150 педагогов, которые сейчас сами работают с девушками и привлекают их к STEM. Во время хакатонов, кстати, участники разрабатывают свои решения для привлечения девушек в STEM. Одним из недавних решений было поместить портреты выдающихся женщин — физиков, химиков — в аудиториях. Ведь вспомните нашу школу: мы заходим в класс, а там мужские портреты. Это демотивирует девушек.

Еще один результат хакатонов — это гендерно чувствительный аудит STEM-уроков. Мы даже пропилотировали этот проект в некоторых школах Шевченковского района Киева. Второй аспект — это работа с самими девушками. Им нужно показывать, что STEM — это классно. С ними нужно сотрудничать. Во время первого года нашей работы, еще в 2016-ом, мы проводили коуч, в котором говорили о самоуверенности. Девушки должны верить в свои силы. Третья ключевая аудитория — это родители. С ними работать — самое сложное. Сейчас мы разрабатываем возможные модели их привлечения через школы, через общение учителей и родителей.

STEM — ЭТО МОДНО

— А какие преимущества STEM-профессий для девушек?

— Главное, что мы пытаемся донести: мир меняется, многих профессий, которым учили раньше, скоро может не быть. Будущее за STEM, так или иначе все профессии будут с ним связаны. Когда девушки идут в STEM, это значит, что у них будет престижная профессия, крутая карьера, и они будут получать достойную заработную плату. Это те месседжи, которые мы сегодня готовим и для девушек, и для родителей. Мы хотим показать, что STEM — это круто, модно, что сегодня мы — отдельное сообщество, которое всегда поддержит.

— Вы работаете уже более трех лет, сейчас проводите много семинаров и хакатонов, имеете расширенную сеть сотрудничества с заведениями образования, а с чего начинался проект «Девушки STEM»?

— Когда мы начинали в 2016 году, это была менторская программа. Так работают с девушками и за границей. Это своеобразные ролевые модели. Ми показываем, что девушка может достичь успехов в профессии и выбираем 20 вдохновляющих женщин STEM, которые менторят участниц проекта. Проект охватывает участниц в возрасте от 14 до 24 лет. Девушки подают заявки и потом специалистки выбирают себе подопечных. В течение трех месяцев женщины менторят выбранных девушек, и благодаря этому участницы программы основывают стартапы, выдают новые идеи. Это хорошее профессиональное развитие. Довольно сложно было объединить женщин, которые достигли определенных вершин в STEM-отраслях, но сегодня они остаются с нашим проектом, являются своеобразными амбасадорками помощи и поддержки девушек в STEM.

Каковы результаты проекта за последние годы?

— Это долговременная инвестиция, и я уверена, что основные результаты еще впереди. Когда мы начинали, мы были первопроходцами. Делать что-то первым всегда трудно, но то, насколько сегодня это движение разрослось, просто поражает. Представьте, у нас была просто инициатива в Киеве. В этом году мы открыли регистрацию на филиале и через две недели получили 49 заявок — это круто, и это показатель результата. Ведь эти филиалы будут работать со школьницами и студентками, и это позволит охватить еще больше участниц. Но мы не останавливаемся, нам сейчас нужно сделать все, чтобы и в следующем году у нас была очередь из желающих сформировать эти филиалы, а наше движение только разрасталось. 

ДОРИСОВАТЬ ЖЕНЩИНУ

— Поскольку в Украине раньше не было модели привлечения женщин к направлениям STEM, я так понимаю, менторская программа — не единственный образец международного опыта, который вы применяли в работе?

— Да, в действительности проблема низкого интереса женщин к STEM не сугубо украинская, а глобальная тенденция. Сегодня в мире работают в STEM всего лишь 23% женщин. Более того, в Великобритании и Нидерландах женщин в STEM еще меньше. Но сегодня благодаря тому, что об этой проблеме говорят, что это является приоритетом для Европейской комиссии, девушек становится все больше, они хотят объединяться.

Когда мы были в Нидерландах, то увидели интересную идею. Она заключается в том, что школьники рисуют профессии STEM и потом знакомятся с женщинами этих специальностей. Это эксперимент, направленный на развеивание стереотипов. Нам он настолько понравился, что мы решили его повторить. Мы спонтанно выбрали школу в Шевченковском районе, получили разрешения, пришли в один из третьих классов и попросили детей нарисовать представителей таких профессий: аэроразведчика, вирусолога, реаниматолога и спасателя. Примечательно, что все дети нарисовали мужчин. А ми в свою очередь ознакомили их с представительницами этих профессий. Это имело эффект, одна девочка даже сказала, мол, ей говорили, что женщины не могут быть спасателями. Но она увидела, что это невозможно. Тогда мы решили провести этот эксперимент в других школах и других регионах. 900 детей нарисовали те же профессии. И только 13-15 процентов нарисовали женщин. Как видим, стереотип был достаточно сильным.

Еще один хороший опыт, который мы увидели в Нидерландах, — это день девушек STEM. Когда университеты и компании открывают свои двери для девушек и знакомят их со своей работой. В прошлом году мы уже воплотили похожий проект, а в этом году 8 октября мы планируем сделать национальный день девушек в STEM. Надеемся, к проекту приобщится как можно больше компаний.

Сейчас продолжается вступительная кампания. В этом году она удивила экспертов чрезвычайно низким интересом к STEM специальностей как от девушек, так и от парней. Если на право теперь подали более 50 000 заявлений, то на ту же химию всего лишь 1509. Как вы считаете, с чем связана такая поразительная разница?

— Стоит понимать, что привлечение к этим дисциплинам начинается не на уровне вступительной кампании или ВНО, а значительно раньше. За рубежом это стартует еще в детсаду. Далее уже привлечение к наукам зависит от уровня их преподавания в школе. Когда ребенку интересно в школе, ему будет интересно  продолжить учебу. Именно поэтому мы ввели конкурс на лучший STEM-урок. Мы хотим показать учителям, как можно интересно подходить к преподаванию STEM. Для ребенка главное — увидеть, какие практические вещи он может сделать.

Один из результатов нашего недавнего хакатона в Мариуполе — проект «STEM на каждый день». Это внеклассный кружок для девушек, где они могут делать то, что им интересно. Например, разбирать, из чего состоит помада, делать органическую помаду самим, разбирать, из чего состоит мороженое. Поэтому мне кажется, важно поднять уровень преподавания STEM, и я надеюсь, это повлияет на то, что больше детей будет получать высокие баллы ВНО и будут поступать на STEM-специальности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать