Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Об «общей мечте громады»

Как небезразличие местной власти влияет на развитие внутреннего туризма. А равнодушие — тормозит. Об этом — в беседе с экспертом отрасли Александром Лиевым
21 апреля, 11:04
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

За последние 3 года въездной туристический поток в Украину сократился вдвое — с 24 до 12-13 млн. В то же время внутренний поток вырос на всех видах транспорта, и это связано с туристическим перемещением. Такие данные озвучил председатель общественной организации «Ассоциация индустрии гостеприимства Украины» Александр ЛИЕВ во время первого туристического воркшопа, на котором недавно Херсонская, Николаевская, Черкасская и Черниговская области представили сотни новых туристических проектов. «День» пообщался с Александром Сергеевичем о состоянии и перспективах украинского внутреннего туризма.

— Наша газета давно отстаивает тезис, выраженный главным редактором Ларисой Ившиной, о том, что перед европейской интеграцией должна состояться внутриукраинская. Можно ли сказать, что это является  одной из ваших задач? Как работают на это представленные продукты?

— Мы с вами единомышленники. Это прямая наша цель. Есть понятный инструмент — делать это именно с помощью внутреннего туризма. Действительно,  о какой-либо европейской интеграции говорить нельзя, пока сама Украина не интегрирована. 60% населения нашей страны никогда не были за пределами своей области. И если среди городского населения это еще ориентировочно 55%, то среди сельского доходит до 75%. Поэтому внутренний туризм — это не только деньги (а это десятки миллиардов гривен). Это 20 млн туристических поездок в год, которые совершают приблизительно 7 млн украинцев, потому что они ездят по нескольку раз в год. Другое дело, что никто никогда не учил украинский турбизнес, как создавать сервис и сам продукт. Поэтому нашим операторам или даже потребителям легче узнать о Турции или Испании, чем о Николаевщине или Кропивницком. Мы пытаемся сейчас это все изменить. Как ассоциация занимаемся несколькими направлениями работы.

Кроме отсутствия туристического продукта, еще проблема в том, что даже в маленьком регионе представители украинского турбизнеса считают друг друга конкурентами. То есть объединяться для того, чтобы привлекать туристов на свою территорию, не совсем готовы. Наши готельеры конкурируют только по тем людям, которые уже приехали в город и, конечно, не руководят туристическим потоком.

А туристические потоки — это такие же потоки, как ветер или вода, с помощью которых можно делать энергетику, а можно получать стихийные бедствия.

На упомянутом воркшопе за 3 дня 4 региона представили почти двести туристических продуктов, которые были разработаны специально для жителей регионов Украины. В действительности это очень неплохие, качественные продукты, довольно недорогие. За 15-30 долларов в сутки с питанием, проживанием можно получить очень классные и уикенды, и отпуск, и все это на территории Украины. В воркшопе приняли участие 57 туроператоров, которые заключили более 200 предварительных соглашений с представителями регионов, которые этот продукт предлагали. В Украине это было первое мероприятие. Мы считаем, что оно прошло успешно.

Единственное, что, к сожалению, государственная власть полностью проигнорировала это мероприятие, хотя кураторы туризма в правительстве обещали нам быть. Мы фактически делаем их работу, и это неприбыльное дело. А это не должна быть общественная работа, на это государство выделяет деньги вообще-то. Но за деньги, которые выделены сегодня государством (31 млн гривен), Министерство экономики, в котором есть департамент туризма, запланировало 16 выставок по свету — от Китая до США — на которые поедут чиновники. Хотя мы предлагали, что эти средства стоит сосредоточить прежде всего на внутреннем туризме — научить людей, помочь им с разработкой собственных стратегий и программ развития туризма... А другую половину денег потратить максимум на три региона, например Польшу, Германию и Турцию. Если взять три региона, то действительно можно достичь какой-то цели. Если 16 регионов, то это будет сделать трудно.

— В последние годы в силу разных причин спрос на внутренний туризм вырос. Насколько украинцы больше готовы посещать не только традиционные побережья Черного и Азовского морей и Карпаты? Насколько к этому готовы сами места?

— Вопрос готовности инфраструктуры вообще практически не стоит. Например, черниговская инфраструктура больше готова к такому туристическому потоку, который, например, направляется сегодня во Львов, чем сам Львов. И черниговское наполнение разными интересными туристическими маршрутами не меньше, чем львовское. Единственное, что в Львове есть громада, которая решила, что для них туризм — это приоритет. И осуществили общую мечту — развитие туризма. В Чернигове такой общей мечты нет. К сожалению, несмотря на инфраструктуру, громада еще не понимает, что туризм — это не развлечение, не хобби и не творчество, а бизнес. И если к нему относиться как к бизнесу, то он может приносить достаточно неплохие деньги для громады.

Начинать нужно именно с внутреннего турпотока. Рассчитывать на зарубежного туриста многим регионам, кроме 5 городов Украины, по моему мнению, на этом этапе не стоит.

— После аннексии Крыма побережья Черного и Азовского морей получили больше туристов. Те, кто раньше ездили в Крым, поехали туда. Не «расслабило» ли это наши «материковые» области?

— В первый год это их расслабило, потому что люди приехали сами. Без каких-либо усилий. Это дало два результата. Первый — они не смогли на этом заработать. Потому что это была стихия. Представляете, какая это беда для мэра Скадовска: весь Скадовский район — это 30 тысяч населения, а здесь приехал миллион человек?! А у него скорая помощь, пожарники, милиция... — все рассчитано на 30 тысяч. Вот что делать?! А во-вторых, это была беда и для тех, кто приехал. Потому что большей частью люди, которые приехали в 2014-ом и 2015-ом годах, сильно разочаровались и больше вряд ли вернутся в эти регионы в ближайшие годы. Потому что первое впечатление может создаться лишь один раз. Туризм сам как манна небесная на голову не падает. Он может, напротив, завалить. А воспользоваться этой возможностью южные украинские регионы мы сейчас учим. Это касается и Николаевщины, и Херсонщины, и Запорожья.

— Одной из задач «Ассоциации индустрии гостеприимства Украины», как отмечается на вашем сайте, является стремление «объединить и развивать коммерческие и некоммерческие туристические объекты Украины». Насколько это удается?

— Относительно этого у нас есть два продукта. Во-первых, это учеба кластерности. Три-пять совсем,  как выясняется, незнакомых между собой объектов, которые находятся друг возле друга, знакомятся и создают общий туристический продукт, как например, на воркшопе это представила Черкасская область. Пока не приехал Лиев из Крыма и их не познакомил между собой, такого продукта не было. В кластере разработана методология, кто кому и в каком смысле подчинен, кто как взаимодействует, и это объединяет людей. Второй продукт — мы создаем сейчас базу данных всех туристических ресурсов Украины. О ней уже говорят больше 10-ти лет, а мы уже заканчиваем ее создание. Она называется Zruchno.Travel и будет открыта уже за несколько недель. Это портал, который даст возможность видеть, какие туристические ресурсы, особенно за пределами городов, есть рядом, — как коммерческие, так и некоммерческие. Как выяснилось, в Украине почти половина этих объектов вообще не упоминается в интернете. И 90% туристических объектов не имеют собственных сайтов.

Мы затребовали перечень таких объектов у государства, его дали очень некачественный, поэтому сами его проверяем. Все делаем сами, но всегда приглашаем власть на наши мероприятия. Но внутренний туризм, к сожалению, государственную власть не интересует. А вот местную власть очень интересует. Пример — ныне за счет наших членских взносов мы выдаем гранты украинским громадам на разработку программы развития туризма. На этот год их 8. Они небольшие — 20 тысяч гривен, но все же для нас, неприбыльной организации, это серьезные деньги. Так вот: мы получили свыше 200 заявок! Громады за подписью мэров городов, областных или районных рад обратились к нам, а не к власти, с просьбой помочь в создании программы развития туризма.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать