О науке без гендерных стереотипов
Математик Елена Ванеева — о женщинах-ученых в УкраинеНа этой неделе, 11 февраля, в мире отметили День женщин и девушек в науке. По данным ЮНЕСКО, с каждым годом количество женщин в науке увеличивается: 20 лет назад мировой показатель составлял 20%, а сегодня — около 50%. В Украине коэффициент женщин, занимающихся наукой, составляет 45%. Это 12 место в рейтинге, куда вошла 41 страна. Также у нас растет количество девушек, которые интересуются наукой: по данным Малой академии наук Украины, ежегодно в конкурсах МАН количество девушек-участниц растет на 5—10% процентов. Как полюбить математику и строить карьеру ученого в Украине, «День» поинтересовался у кандидата физико-математических наук, старшей научной сотрудницы Института математики НАН Украины Елены ВАНЕЕВОЙ.
«В АКАДЕМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЦЕНИТСЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ»
— Пани Елена, почему, на ваш взгляд, в мире отмечают День женщин в науке? Есть ли для этого какие-то причины — гендерные, социальные, возможно, какие-то стереотипы?
— Много веков в мире существовал стереотип об интеллектуальной несостоятельности женщины. Те, кто поддерживает эте мнение, забывают о неравных условиях в получении образования, которые еще в начале прошлого века господствовали в мире. Так, выдающийся математик Эмми Нетер (1882—1935), была одной из двух девушек-студенток, учившихся в Эрлангенском университете среди 986 студентов. Они имели право посещать лекции без права сдавать экзамены и только по личному письменному согласию каждого преподавателя, курсы которых они хотели послушать. Только через несколько лет ограничения на учебу девушек в университетах были сняты. Но, несмотря на неравные условия, выдающиеся женщины-исследовательницы были и вносили свой вклад в развитие науки. День женщин и девушек в науке создан для того, чтобы вспоминать эти имена, которые могут вдохновить нынешнее поколение на научное продвижение, а также, чтобы отметить достижения современных исследовательниц.
— Можете ли сказать, что в Украине бытуют определенные стереотипы о женщинах-ученых?
— К сожалению, до сих пор есть люди, которые шутят, что женщина-ученый — это как морская свинка: и не свинка, и не морская. Но, к счастью, таких шутников становится все меньше. В своей научной деятельности я никогда не чувствовала дискриминации. Сейчас в Институте математики треть работников составляют женщины, и этот процент с годами увеличивается. В академической сфере прежде всего ценится профессионализм, следовательно, если работать на высоком научном уровне, то вопрос гендера не встает.
«И ТЕОРЕТИКАМ, И ЭКСПЕРИМЕНТАТОРАМ ДЛЯ РАБОТЫ В УКРАИНЕ НЕОБХОДИМ НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ЭНТУЗИАЗМ»
— Пожалуйста, расскажите больше о вашей научной деятельности: чем именно занимаетесь, чего стремитесь достичь?
— Еще Галилео Галилей говорил, что «книга природы написана на языке математики», а «тот, кто хочет решать вопрос естественных наук без помощи математики, ставит невыполнимую задачу». Действительно, многие физические и биологические процессы реального мира можно моделировать с помощью дифференциальных уравнений. При этом наличие нетривиальных симметрийных свойств является одной из особенностей, которые выделяют уравнения, описывающие реальный мир, из всего множественного числа дифференциальных уравнений.
Моя деятельность как раз и заключается в том, чтобы классифицировать дифференциальные уравнения по их симметрийным свойствам, а также исследовать нелинейные модели математической физики и биологии.
— Женщины-ученые в Украине имеют возможность раскрыть свой потенциал? Какие наши преимущества и минусы?
— Конечно, ученым, которым для работы нужно современное оборудование для проведения экспериментов, раскрыть свой потенциал в Украине сложнее, чем теоретикам, которым достаточно иметь компьютер, карандаш и бумагу.
И теоретикам, и экспериментаторам для работы в Украине еще нужен неисчерпаемый энтузиазм. Главным минусом является низкая заработная плата, на которую молодому ученому даже невозможно снять жилье, а также отсутствие средств на научные загранкомандировки. Из-за этого многие ученые уезжают за рубеж или оставляют научную деятельность.
Но есть в Украине и преимущества, так, у нас после защиты кандидатской диссертации можно получить постоянное место работы в научном учреждении или университете. В то же время, на Западе молодой ученый сначала имеет возможность получать лишь краткосрочные позиции, и потому все время вынужден искать работу, находясь в стрессовой ситуации. Именно поэтому, из-за такой неуверенности в завтрашнем дне, многие западные ученые не решаются рожать детей до получения постоянной позиции, что происходит, как правило, не раньше 35 лет.
«НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕ БОЛЕЕ НЕГАТИВНО ПОВЛИЯЛО НА ЖЕЛАНИЕ ИМЕННО МУЖЧИН ЗАНИМАТЬСЯ НАУКОЙ»
— Видите ли вы отток украинских женщин-ученых за рубеж из-за недофинансирования науки?
— Мне кажется, что отток ученых за рубеж происходит пропорционально, и поскольку сейчас мужчин-ученых в точных науках больше, то и выезжают они в абсолютном количестве больше. Недофинансирование науки как раз более негативно повлияло на желание именно мужчин заниматься наукой, поэтому в последние годы процент девушек — молодых сотрудниц в нашем институте увеличивается. Это связано с культурными особенностями и традиционными взглядами на то, что мужчина должен обеспечивать семью, а многие женщины считает, что, если родители или мужчина их обеспечивает, то им необязательно иметь высокий доход. Таким образом недофинансирование скорее посодействовало улучшению в сфере гендерного равенства в украинской науке.
— Как можно привлечь женщин в науку?
— Бесспорно, здесь работают навязанные обществом стереотипы, которые приводят к собственным внутренним стереотипам у девушек. Часто родители или учителя дают неправильные установки. Девушкам-школьницам и девушкам-студенткам необходимо поверить в себя. Важную роль играет ментор, это может быть кто-то из семьи, учитель или даже сверстник, который скажет: «Посмотри, у тебя к этому навыки, ты должен развиваться в этом направлении». В моей жизни было немало таких прекарсных людей, за что я им очень благодарна.
Сейчас есть интересная менторская программа «Девушки STEM», где успешные женщины вдохновляют девушек на карьеру в сфере STEM (аббревиатура, которая в переводе с английского расшифровывается как «наука, технология, инженерия, математика». — Ред.). В этом году я являюсь одной из таких «вдохновляющих женщин» в этой программе. То есть для того, чтобы привлечь женщин в науку, нужно начинать еще со школы: устраивать встречи школьников с женщинами-учеными, разнообразные научно-популярные мероприятия и лекции, и, конечно, отмечать День женщин и девушек в науке.
«ГЛАВНОЕ — ПОКАЗАТЬ, ЧТО МАТЕМАТИКА НЕ СВОДИТСЯ К УПРАЖНЕНИЯМ НА ПРИБАВЛЕНИЕ, УМНОЖЕНИЕ И ТОМУ ПОДОБНОЕ»
— Кто из женщин-ученых является для вас примером, кумиром в науке?
— Среди женщин-математиков меня больше всего восхищает Эмми Нетер, которую я уже вспоминала. Во-первых, потому что ее деятельность близка мне по тематике. Ее теорема о связи симметрий и законов сохранения имела чрезвычайно важное значение для развития теоретической физики. Она доказала, что каждой непрерывной симметрии физической системы отвечает определенный закон сохранения, в частности, однородности времени отвечает закон сохранения энергии, а однородность пространства — закон сохранения импульса. Значительный научный вклад она внесла и в абстрактную алгебру. Это была чрезвычайно умная, сильная и самодостаточная женщина, в то же время она была очень хорошим человеком. Альберт Эйнштейн писал о ней: «Как считают наиболее компетентные современные математики, госпожа Нетер продемонстрировала в своем математическом творчестве такую высокую степень гениальности, которую с тех пор, как женщины получили право на высшее образование, не удалось добиться никому».
— Чем, кроме науки, любите заниматься?
— Кроме науки я в основном занимаюсь семьей, ведь у меня двое детей, которым скоро исполнится десять и три года. В свободное время я люблю читать, в основном научно-популярную литературу, и слушать музыку. Лучший отдых для меня — это всходить в Национальную оперу или филармонию или просто прогуляться в Голосеевском лесу.
— На ваш взгляд, как заинтересовать детей математикой?
— Главное — это показать ее разнообразие, показать, что математика не сводится лишь к упражнениям на прибавление, умножение и тому подобное. Есть много игр и ломиголовок, играя в которые, можно развивать математические способности. Сейчас есть замечательные книги для детей, где с прекрасными иллюстрациями излагаются интересные математические факты. Не все они, к сожалению, доступны на украинском языке. Среди книг на украинском языке я советую почитать «#щотакематематика?» Кузька Кузякина и «Крута математика» Кейти Гьюветт и Трейси Янг, а также «Невероятные числа профессора Стюарта» Иэна Стюарта.
Еще приглашаю всех, кто хочет заинтересовать своих детей математикой, приводить их на научно-популярные мероприятия в Институт математики НАН Украины. Такие мероприятия один-два раза в год проходят в институте с 2014 года.
Выпуск газеты №:
№28-29, (2019)Section
Общество