Не теряя времени
На дорогах Украины за январь-июнь 2020 г. погибли 1482 человека. Врач — о том, когда и как можно спасти жизнь пострадавшим в ДТПСогласно статистике, Украина входит в десятку стран с наибольшей летальностью в ДТП (6-е место, а на первых пяти — Россия, Албания, Литва, Беларусь и Молдова).
В мире роковой покос в автомобильных авариях — более 1,3 миллиона. На украинских дорогах ежегодно погибают 9 человек на 100 тыс. населения. Больше всего — на Львовщине, в Киевской и Одесской областях. На дорогах Украины за январь-июнь 2020 произошли 72394 ДТП, в них погибли 1,482 тыс. человек, сообщило Государственное агентство автомобильных дорог Украины ( «Укравтодор») в Facebook.
По его данным, почти две трети всех ДТП (46,8 тыс.) произошли по двум причинам: нарушение правил маневрирования — 3,037 тыс. травмированных, 234 погибли, превышение безопасной скорости — 5,090 травмированных, 729 погибли.
«На радостях от поездок по новым качественным дорогам водители часто забывают о том, что существуют четкие ограничения скорости, а также о том, что на высокой скорости возможности маневрирования уменьшаются в разы. И хотя на дорогах государственного значения эта цифра меньше (всего произошло 6813 ДТП, в которых 2777 человек травмированы и 522 — погибли) — это все равно важный сигнал к тому, что на новых дорогах нужно быть максимально осторожным», — говорится в сообщении.
Агентство отмечает, что своеобразный антирекорд установлен на дороге М-03 Киев — Харьков — Довжанский, где на сегодняшний день уже погибли 44 человека.
Поэтому вопрос, как помочь пострадавшим до приезда скорой, к сожалению, не теряет актуальности. Для беседы пригласила заведующего хирургическим отделением Львовской больницы скорой медицинской помощи Игната Герича, который знает о проблеме, как говорится, из первых рук.
А начал рассказ хирург, по-моему, довольно неожиданно.
— Первое правило, которого должен придерживаться прохожий, который хочет помочь пострадавшему в ДТП, — не навредить себе, — говорит Игнат Герич. — То есть прежде всего нужно сориентироваться, ничего ли не угрожает его собственной жизни — нет ли, например, утечки горючего или оголенных проводов. Почему? Да потому что вскоре «скорая», которая прибудет на место аварии, будет иметь еще одного пациента — в лице того, кто пытался помочь. Итак, прежде всего нужно реально оценить ситуацию. И, конечно, вызвать «скорую», потому что какие бы спасательные действия мы ни выполняли (например, искусственный массаж сердца), они все равно потребуются дальнейшие, квалифицированные, действия медперсонала.
— Когда делаем вызов «103», что нужно говорить диспетчеру?
— Следует четко указать, где это произошло, назвать число пострадавших и кратко описать, что видите (характер травм). В Украине начинает работать система, согласно которой врачи, находящиеся на телефонной связи, могут предоставить соответствующие травмам, описанным вами, консультации. И человек, не имеющий медицинского образования, может выполнять, оценив состояние пострадавшего с помощью диспетчера «103», какие-то действия еще до приезда «скорой».
— Какое второе правило?
— Не навредить травмированному. Очень часто, когда происходит ДТП, люди или остаются заблокированы в автомобиле, или вылетают из него. Сначала следует выяснить, в сознании ли человек. Если да, то спросить, все ли в порядке или что его беспокоит? Также нужно защитить себя от прямого контакта с пострадавшим — речь идет о разного рода инфицировании. Например, через кровь или слюну. Итак, прежде чем оказывать помощь, нужно надеть защитные перчатки, которые должны быть в аптечке автомобилиста. Нужно оценить, нет ли угроз для пациента. Например, не облит ли он бензином? Оцениваем, если пострадавший без сознания, на летальность — есть ли признаки жизни? Речь идет об оценке пульса — на сонной артерии на шее. Также нужно наклонить ухо к ротовой полости пострадавшего, чтобы почувствовать дыхание.
Если мы определили, что нет пульса; нет дыхания, после звонка в «скорую» нужно немедленно начать процедуру искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Что касается искусственного дыхания, то, согласно новым рекомендациям, мы, не имея специальных средств (а они нужны, потому что часто случается, что у пациента загрязненная кровью полость рта или, например, разбитое лицо), имеем полное право не проводить реанимационных мероприятий, чтоб не заразиться. Тогда нужно правильно провести непрямой массаж сердца. Помощь могут оказывать один или два человека. По новым алгоритмам, а они часто менялись за последнее время, если помощь оказывает один человек, то в течение 60 секунд (минуты) необходимо осуществить более 100 нажатий на грудину.
— Но это очень сложно ...
— Да, очень сложно! На специальных курсах, где учат такому массажу, всегда говорится, что в течение двух минут человек очень истощается, поэтому начинает неадекватно оказывать помощь. Поэтому следует понимать, что процент оказания помощи «в одни руки» — очень низкий. И для такой помощи необходимо два человека. В современных аптечках есть так называемые воздуховоды, это такая трубочка, которую спасатель вводит в ротовую полость пострадавшего, чтобы не контактировать ни с кровью, ни со слюной травмированного. Нужно 30 раз нажать на грудь, затем сделать паузу, а второй ассистент, который помогает, делает два вдоха и продолжает массаж сердца, и это, повторяю, должно быть 100 нажатий в минуту — тогда это эффективно! И главная цель, конечно, этого массажа, чтобы кровь из сердца поступала к головному мозгу, потому что когда есть кислородное голодание мозга, эти изменения — необратимы! Но из собственного, уже большого, реанимационного опыта говорю, что осуществить это — очень сложно.
— Если речь идет о сломанных конечностях, нужно их до приезда «скорой» обездвиживать? И каким образом это делать?
— Если пациент в таких условиях, что может лежать и не двигаться, то до приезда «скорой» ничего делать не нужно. Если же видим, что травма легкая, то есть сломана одна рука или одна нога и без смещений, конечно, можно применить самые банальные приемы — иммобилизировать. Повторяю: не вправлять, а иммобилизировать — обездвижить, зафиксировать.
— А с какими переломами чаще всего приходится работать?
— Это переломы ребер. И следует помнить, что такие переломы вызывают тяжелейшее осложнения — пневмоторакс. Речь идет о повреждении пленки, покрывающей легкие. И тогда воздух начинает скапливаться в легких, в плевральной полости, сжимает легкие. И человек начинает задыхаться. В новых военных наборах и тех, что я имел возможность наблюдать в очень дорогих автомобилях, есть прибор, который может спасти жизнь в этих ситуациях. Когда человек начинает неожиданно задыхаться, хрипеть, имеет массивные кровоподтеки на грудной клетке или когда человек говорит, что у него со всех сторон очень болит грудная клетка, то можно проколоть специальным аппаратом грудную клетку, выпустить воздух и таким образом спасти человеку жизнь.
— Если случается так, что «скорая» не может, допустим, в течение получаса доехать, то как поступать? Вызвать еще одну? Пытаться самостоятельно доставить пострадавшего в больницу?
— Если видите, что пострадавший адекватный, что нет кровотечений, сильных ушибов и тому подобного, что представляет угрозу жизни, может быть, и не нужно ждать «скорую». Травмированного можно доставить в любое (!) ближайшее лечебное учреждение. Будь то роддом, сельская амбулатория или непрофильная больница (например, онкологическая). Ключевое слово в той ситуации — медицинское учреждение. Повторяю: любое, где окажут неотложную и специализированную помощь.
— Если привозим в ближайшую больницу, а там не принимают ... Что тогда?
— Обязаны принять! Даже если это не их профиль. Пострадавшего должен осмотреть дежурный врач, чтобы оценить состояние, а дальше либо на месте оказать необходимую экстренную помощь, если пациент нуждается, или вызвать «скорую», чтобы доставить в профильное медучреждение.
— То есть ответственность попутчика (постороннего человека, который довез пострадавшего до ближайшего медицинское учреждение) заканчивается на пороге этого медицинского учреждения, так травмирован попал в больницу.
Да! Потому что пострадавшему окажут первую врачебную помощь. Пусть неспециализированную, но врачебную. Это важно!
***
В завершение, Игнат Герич отмечает, что в одной беседе невозможно охватить и десятой части всех правил, которые нужно знать при оказании первой, неотложной, домедицинской помощи. Поэтому, если интересуетесь этим вопросом, стоит записаться на специальные курсы, где научат всем тонкостям этого сверхважного дела.
А главное — соблюдение правил дорожного движения всеми его участниками (говорю и о тех, кто управляет, и о тех, кто передвигается на своих двух).
Выпуск газеты №:
№152-153, (2020)Section
Общество