Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Не просто одна из лучших в Европе минералогических коллекций

Какие размышления вызывает обзор Геологического музея Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа
23 мая, 14:30
ОТПЕЧАТОК ИСКОПАЕМОЙ РЫБЫ

Скажу сразу: мне повезло. Повезло попасть туда, где можно увидеть то, что обычно спрятано природой от человеческого глаза, — сокровищницу, которая в 2007 г. была признана научным объектом, который составляет национальное достояние Украины. Речь идет об одной из лучших в Европе минералогических коллекций, которая принадлежит Геологическому музею Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа (ИФНТУНГ). Ей ориентировочно 140 лет. Она пережила две мировые войны, которые прокатились по территории Украины, однако была сохранена каким-то чудом. Впрочем, чудеса здесь — на каждом шагу.

ИСКАТЕЛИ ЦЕННОСТЕЙ

Чудом можно считать саму историю коллекции, которая звучит просто фантастически для современного меркантильного мира. Она была сформирована в 1873 г. профессором цесарско-королевской Технической академии во Львове (теперь — Национальный университет «Львовская политехника») Юлианом Медвецким, который вместе с коллегами провел колоссальную работу по систематизации и благоустройству собранных образцов, которая длилась свыше 35 лет. Сейчас бы сказали «на волонтерских принципах», ведь экспонаты привозили из разнообразных экспедиций, ими обменивались с другими коллекционерами. Некоторые образцы подарены Венским музеем Габсбургов. А некоторые из них первые устроители покупали на выставках в Германии, Австрии, Франции, США.

Иду, смотря на витрины, за которыми красота, — и вспоминаю другие истории, «сокровищесобирателей» ХХІ века, например, межигорских. Сравниваю их с жертвенностью и безграничной щедростью наших предков ХІХ в., именами которых стоит называть улицы и жизнеописание которых следует изучать в школе.


МОЛЛЮСК НАУТИЛУС

Именно таким был Юлиан Медвецкий — выпускник естественного факультета Венского университета, который впоследствии стал сотрудником Австрийского государственного геологического управления в г. Вене, профессором кафедры минералогии и геологии Технической академии (г. Львов), профессором кафедры минералогии Львовского университета, действительным членом Польской академии наук в Кракове, членом Украинского научного общества им. Шевченко и общества «Просвіта», одним из основателей и многолетним главой Польского общества естествоведов им. М.Коперника, был награжден австрийским орденом Железной короны третьей степени и румынским орденом Командора. Именно его минералогическая коллекция, по оценкам сотрудников музея, составляет в настоящий момент свыше 70% собрания.

ДЛЯ ОДНИХ — ЗРЕЛИЩЕ, ДЛЯ ДРУГИХ — НАУКА

Для меня, дилетанта в минералогии, оно — простите за откровенность — зрелище, в первую очередь. Рассматриваю зачарованно нерукотворные лепестки кальцитов, на удивление похожих на розы; любуюсь радужными переливами кристалла кварца, образованными внутренними трещинками; глаз не могу оторвать от разноцветья калийных солей — розовых, красных, голубых. А это что за миниатюрная модель человеческого мозга? Работники музея с улыбкой объясняют: это — гематит, и минералы такой формы, собственно, и называются «бурая стеклянная голова». Словом, на все это разнообразие смотрю глазами детей, которые попадают в музей в составе школьных экскурсий.


АГАТ

Но совсем другое в нем видят научные работники и студенты ИФНТУНГ, для которых собрание — это учебная база. Еще в 1939 г. коллекция размещалась во Львовском политехническом институте, а с переходом в 1963 г. одного из его факультетов в г. Станислав (в настоящее время г. Ивано-Франковск), изменила свою постоянную прописку. И поскольку ИФНТУНГ — весьма специфическое заведение высшего нефтегазового образования и науки, то и требования к его воспитанникам — особые. Например, они должны уметь определять, что за минерал перед ними, знать его характеристики. Как по мне, гранат за музейной витриной — просто камень, совсем не похожий на те, что в моем ожерелье (ведь он не шлифуется), а для них — образец характерной для этого минерала естественной формы, ромбододекаэдра. А вот на полочках  под стеклом — октаэдры магнетитов, ромбопирамидальные ставролиты, столбчатые аквамарины, арагониты. Это в соответствии с классификацией академика Е.Лазаренко, ведь музей — учебно-научный: его экспозиция сформирована под изучение конкретных дисциплин студентами определенных специальностей. Кстати, потому он и не открыт для широкой общественности.

МАЛЕНЬКАЯ БОЛЬШАЯ ПЛАНЕТА

А жаль, потому что здесь — много не просто красивых, но и очень поучительных экспонатов. Вот, например, антимонит с японского острова Сикоку. Минерал из этого месторождения теперь можно увидеть разве что в музее, ведь оно — отработано. То есть было — и нет. И больше никогда не восстановится. Есть над чем задуматься. Особенно когда подходишь к витрине с украинскими янтарями. Неужели их хищническая добыча когда-то приведет к тому, что мы и ими будем любоваться как образцами из навсегда потерянных месторождений? Ведь залежи сокровищ Матушки-природы не восстанавливаются. Таких  примеров в музее вам приведут немало: какими-то недра Земли до сих пор богаты, а каких-то скоро нечего и искать. И именно в этих стенах начинаешь осознавать, которая все же маленькая наша большая планета: как в капле росы отражается безграничное небо, так и в коллекции Геологического музея отображены практически все месторождения полезных ископаемых мира.


АНТИМОНИТ С О. СИКОКУ

Чтобы представить их так широко, ученым понадобилось больше века. Ведь традиция благотворительного дарования музею новых экспонатов, основанная Юлианом Медвецким, сохраняется до сих пор. Коллекцию и в настоящий момент пополняют преподаватели ИФНТУНГ, которые привозят минералогические образцы из далеких путешествий. В отдельной витрине экспонируются дары зарубежных друзей и партнеров университета, в частности Краковской горно-металлургической академии им. С.Сташица. В результате — ходишь по музею и будто странствуешь по разным континентам: вот тебе серебро и арсенопирит из Саксонии; медь и циркон из США; киноварь из Китая; горн с о. Борнео; рябенькие, похожие на пирожное в разрезе, мраморы из Греции, Италии, Франции, Норвегии, Австрии, Швеции, Польши, из Якутии и Урала; везувиан из Альп и канадских месторождений; гематит из Англии. В палеонтологической экспозиции — разноцветные кораллы из Индийского океана и Карибского моря, удивительной формы древние моллюски; ископаемые останки рыб, громадный зуб мастодонта, бивни мамонта и обломок челюсти пещерного медведя из Германии. И это — только маленькая частица «карты мира», который предстает перед посетителями музея.

ИЗДЕЛИЕ ИЗ АЛЕБАСТРА

Эта коллекция, словно флаг геологического сообщества, перешла от ее основателя, Юлиана Медвецкого, к последователям и бескорыстным продолжателям его дела. Именно им Геологический музей обязан наибольшей своей ценностью — духом жертвенного труда на благо Родины. Словно ее символ, посреди экспозиции возвышается охотничий сокол из аметистов, горного хрусталя, кварцов, цитринов, антимонита и пирита. Эту фантастическую скульптуру из разноцветных кристаллов в свое время подарил музею глава Ивано-Франковской ОГА, светлой памяти Михаил Васильевич Вишиванюк, со словами: «Это должны видеть люди». С тех пор гордая птица считается оберегом коллекции и напоминанием давней мудрости: что спрятал — то потерял, что отдал — твое.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

• Нефть бывает не только черной. Порой она светлая, похожая на красное вино, что является редким явлением. Такие образцы из украинских месторождений экспонируются в Геологическом музее ИФНТУНГ.

• Кристаллы берилла могут весить свыше 16 тонн. Тот, который сохраняется в ИФНТУНГ, — семикилограммовый.

• Минерал имеет однородную структуру и определенный химический состав; порода состоит из разных минералов и в разных пропорциях; а полезное ископаемое может быть и минералом, и породой.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать