На изломе пяти эпох
В Виннице представили первое основательное издание об истории местного театра — со времени его строительства и до разрушения во время Второй мировой войныДевять лет научные работники Винницкого областного краеведческого музея Лариса Семенко и Александр Логинов работали над монографией «Вінницький театр в свічаді історії». По крохам выискивали информацию об актерах и режиссерах, организаторах театрального дела, имена которых в советские времена несправедливо замалчивали из-за их политических убеждений. В издании впервые опубликованы материалы из архивов Украины, России и даже США. Вообще в этой книге много чего можно встретить впервые. Она интригует с первых страниц. Сразу бросается в глаза лейтмотив — слова Евгения Чикаленко: «Легко любить Украину до глубины души, попробуйте любить ее до глубины собственного кармана». Эти слова как можно лучше подчеркивают патриотизм, жертвенность и большое сердце авторов книги, которые издали ее за собственные средства тиражом в 300 экземпляров.
«НЕ ТОЛЬКО ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ, СПЕКТАКЛЕЙ, РЕПЕРТУАРА, НО И ЛЮДИ, ПОТОМУ ЧТО ТЕАТР ЭТО НЕ ТОЛЬКО СЦЕНА»
Монография освещает жизнь театра со времени создания, становления и первых лет существования театра им. И. Франко до его разрушения в 1944 году. Практически она показывает, как жил театр, а с ним и город на изломе пяти эпох: царской, революционной, украинского возрождения, тоталитарной эпохи и периода оккупации. В этот сложный период истории Украины именно театр парадоксальным образом пережил катастрофы. Он не прекращал свою деятельность, а обрастал достижениями. Особенно интересными и даже несколько шокирующими являются факты об актерах, режиссерах, организаторах театрального дела — как знаменитых, так и малоизвестных. Кроме этого, как отмечает заведующий отделом научной информации и библиографии Винницкой областной универсальной научной библиотеки имени Тимирязева Ольга Кизян, сквозь призму театра авторам издания удалось воссоздать целостную картину тогдашней жизни города и его жителей.
«Эта монография является первой апробацией объективного и комплексного изучения сложной и противоречивой театральной истории Винницы, которая написана на фоне «духа эпохи». Театральный процесс города освещается на материалах ранее не обнародованных документов, воспоминаний, переписки. История систематизирована в периоды, в каждом из них на главное место выдвинуты и достижения, и проблемы театрального прошлого Винницы, — рассказывает пани Ольга. — Но очевидно, что для исследователей история театра — это не только хронология событий, спектаклей, репертуара, приобретения творческого опыта, преодоления трудностей, но и люди, потому что театр — это не только сцена. В частности, возвращен из забвения титан театрального дела, талантливый актер и режиссер Сергей Иванович Каргальский. Поэтому именно в этом аспекте открывается широкое поле для последующих биографических исследований имен, неоправданно забытых из-за своих убеждений, и тех, жизнь которых забрала мясорубка репрессий 1930-х годов».
«ПОИСКИ НОВЫХ ИСТОРИЙ НАЧАЛИ ВОВЛЕКАТЬ И НЕ ОТПУСКАЛИ»
Книга состоит из трех хронологических частей. Первая — об открытии Городского Зимнего театра и его первых сезонах, когда на сцене царило безудержное веселье в виде «фарсиков», оперетт и «шуток», а единственной целью организаторов выступлений было привлечение как можно большего количества публики для получения финансовой прибыли. Вторая — о становлении театра имени И. Франко и советского театра имени Ленина, тогда исчезли «фарсики» как образец буржуазного искусства и появились новые революционные пьесы, цель которых — воспитание зрителя, поднятие его культурного уровня и пролетарского сознания. Третий — о Винницком театре оперы и балета до оккупации и разрушения. Это было время существования активной деятельности оперной труппы, через которую прошло много корифеев отечественной сцены.
Все эти периоды изложены не как исторический отчет или художественное исследование, а, скорее, фактажное повествование, что переплетено подробностями тогдашней жизни. О взаимоотношениях между дирекцией и властью. Об анекдотических и трагикомических ситуациях, в которые попадали творческие люди. О ворах, которые залезли в театр и украли несколько посудин, но так шумели, что их поймали. О директоре, который списывал из буфета водку и устраивал с ближайшим окружением ежедневные банкеты. Об антрепренере, который из-за растраты гонорара убежал из города, оставив актерам «сочувственное письмо». О «минусовой» температуре в зале во время спектаклей в революционные времена. За всеми этими подробностями стоит глубокий поиск и мотивация — довести начатое дело до конца, не ничего упустив.
«Все началось с того, что в свое время у меня была встреча с солистом балета нашего Винницкого театра оперы и балета Михаилом Климчуком. Он знал тех людей, которые работали в нашем театре, и у него была очень большая коллекция фотографий конца 1930-х годов. Он дал их на выставку и позволил отсканировать — так появилась первая статья «Винницкий театр во время оккупации», она была опубликована, если я не ошибаюсь, в 2006 году. С нее, собственно, все и началось. Поиски новых историй начали затягивать и не отпускали, — рассказывает автор книги, заведующий отделом новейшей истории Винницкого областного краеведческого музея Лариса Семенко. — Параллельно велась работа относительно комитета памяти Николая Леонтовича, и часто попадались материалы о театре, очень много. Игнорировать их нельзя было. Так они накапливались, и когда появился вопрос, что о нашем театре нет ни одной книги#— все эти заметки понадобились. Сначала была мысль описать историю театра от начала создания и до сегодня, но материала было настолько много, что мы бы в нем утонули. Даже спорили с Александром за последний раздел о гастролях — он был против, а я не могла упустить этот момент, потому что гастрольные спектакли в Винницком театре в период с 1914-го по 1916-й годы проходили чуть ли не ежедневно.
Сказать, что нам удалось полностью воспроизвести все аспекты истории Винницкого театра с момента введения здания в эксплуатацию (в 1910 году) и до его уничтожения пожаром (в 1944 году), можно лишь с некоторыми предостережениями. Например, цитировать огромный массив деловых бумаг об отношениях администрации театра с властью или внутренней документации профсоюзного «горкома» было бы просто бессмысленно. Также не полностью отображен перечень трупп и отдельных исполнителей, которые выступали на винницкой сцене. Надеемся, будут найдены в будущем и другие важные иллюстрации и фотографии, особенно — дореволюционного периода. Ожидаем и то, что приведенные в книге данные об актерах и труппах, графики гастролей будут в будущем дополняться. Однако цели охватить «все и вся» и не было».
«НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ В КНИГЕ, НО ЗА НИМИ ГОДЫ РАБОТЫ»
В этой книге вы не найдете панегириков тем или другим коллективам, нет и излишней патетики, потому что сложно в настоящее время говорить, насколько искренними были рецензенты, когда писали о «блестящем успехе» или «полном провале». Но есть в ней то, чего раньше не знали. Она восстанавливает историческую справедливость и называет всех директоров театра, художественных руководителей и позволяет «реконструировать» в воображении дух той или иной эпохи. Многочисленные фотографии показывают, во что одевались, афиши отображают, что смотрели и слушали, а газетные публикации, о чем писали и читали. Лариса Семенко сознается, что некоторые фотографии искали по всем прежним республикам Советского Союза, начиная от Москвы, потому что они позволяли пролить свет на новые факты и истории, которые нужно было вернуть к жизни.
«В дореволюционный период первым антрепренером стала Татьяна Лентовская, о ней было очень мало информации. Но в результате поиска оказалось, что это псевдоним и в действительности она княжна Ухтомская, жена известного одесского скульптора. Чтобы найти ее фотографию, мы связались с одесскими коллегами из художественного музея. У них оказался барельефный медальон работы ее мужа Бориса Эдуардса. Потом натолкнулись на его дневники. Прочитав их, выяснили, что у них были непростые семейные отношения. Также узнали, что наш земляк Натан Альтман рисовал шарж на нее. Как можно было пропустить такой момент?! В винницких фондах сохраняется только первая часть его шаржей, а вторая — в Санкт-Петербурге. Обратились к тамошним знакомым. Пошли, нашли, сфотографировали и прислали. Так мы получили шарж на Лентовскую, которая изображена в роли Фрины. Об этом в книге несколько предложений, но за ними годы работы, — говорит Лариса Семенко. — И проделанная работа стоит потраченных усилий, потому что отзывы на книгу слетаются отовсюду. Когда директор театра И. Франко прочитал монографию (винницкий театр считается отцом франковцев), то в телефонном разговоре сказал: «У меня создалось такое впечатление, что Винница в начале прошлого века — это центр театральной жизни Украины». И где-то он прав, потому что в 1920-ые годы сюда приходили такие коллективы, каких уже после войны мы не встретим. Был Малый театр, «Березиль» с Лесем Курбасом, театр Мейерхольда, Вера Холодная — должен был быть один концерт, а дала она два с аншлагом. Наш театр дал дорогу в жизнь выдающимся фигурам, о которых не все знают, даже в Виннице».
«В ВИННИЦЕ НЕ ПРОСТО ИГРАЛИ И ПЕЛИ, А ДЕЛАЛИ ЭТО С БЛЕСКОМ, ВДОХНОВЕНИЕМ, РЬЯНО»
Книгу писали два автора, потому в ней два стиля. Аналитическим центром работы был научный сотрудник Александр Логинов. Четкая структурированность, взвешенность каждой фразы, отбор корректного материала, редакция текстов — это его прерогатива в работе над изданием. Однако душой книги, безусловно, стала Лариса Семенко. Возможно, из-за этого посвященная истории жизни Винницкого городского театра книга написана так, будто авторы пересказывают биографию своего старого знакомого, близкого человека, у которого в жизни было все, — и радости, и неприятности.
«Исчезнувшая реальность проявляется через людей. Через тех, кто выходил на сцену Винницкого театра, кто блуждал за его кулисами, кто сидел в зрительском зале, кто свои впечатления от увиденных спектаклей выплескивал в слезах и текстах, — пишет в аннотации к книге доктор искусствоведения, театровед Анна Веселовская. — Такая детализация театрального процесса в одном отдельном нестоличном городе, к которой, обычно, не прибегают историки отечественного театра, способна дать очевидные открытия. По меньшей мере, это касается организации в Виннице стационарной оперы, которая позже превратится в Винницкий театр оперы и балета и сконденсировала культурную жизнь города на уровне настоящих художественных достижений.
Винницкая сцена была важной для творческой реализации режиссеров Семена Бутовского и курбасовца Сергея Каргальского, театральных художников разных поколений Николая Бурачека и Ивана Курочки-Арашевского, певцов Марии Литвиненко-Вольгемут, Зои Гайдай, Оксаны Петрусенко, Михаила Донца. И какими бы верными концепции всего «всего» не были авторы, исследуя причастность к Винницкому театру выдающихся личностей, они гордятся тем, что в Виннице не просто играли и пели, а делали это с блеском, вдохновением, рьяно».
Анна Веселовская добавляет, что авторская гордость за театральное прошлое проступает не только и не столько через текст, сколько благодаря многочисленным фотографиям. Собранные фото лиц, афиш, архивных документов, а главное многочисленные изображения самого помещения Винницкого театра со времени его открытия вплоть до момента разрушения, фактически превращают книгу в альбом с семейными фотографиями, всматриваясь в которые, мы ясно видим, как все было.
Выпуск газеты №:
№220-221, (2019)Section
Общество