Картинам холодно
Скоро может прекратить свое существование Закарпатский областной музей имени И. БокшаяСегодня в Верховной Раде состоится День правительства. Один из вопросов, которые будут на нем рассматриваться, «о состоянии и перспективах охраны памятников культурного наследия Украины». Кажется, пример с Закарпатским областным музеем имени И. Бокшая, расположенным в памятнике архитектуры 1805 года — Ужгородской ратуше, может служить довольно красноречивым примером общего состояния дел в этой сфере. Мы надеемся, что этот конкретный адрес не затеряется в общих глобальных перспективах охраны культурного наследия.
Сейчас температура воздуха в помещениях Закарпатского областного художественного музея имени И. Бокшая — всего пять градусов тепла. Уже третий год здесь замерзает 6 тысяч картин, скульптур и других художественных шедевров минувших веков не только Закарпатья, но и Украины, Венгрии, России, Восточной и центральной Европы. Среди этих бесценных предметов — самая большая коллекция венгерского искусства в Украине, полотна так называемых «малых голландцев», картины корифеев Закарпатья.
Почему так случилось? Дело в том, что здание, в котором уже 26 лет живет художественный музей, является бывшей Ужгородской ратушей. Памятник архитектуры 1805 года капитального ремонта не помнит. Только осенью 2003 из областного бюджета для этих целей выделили 300 тысяч гривен. Деньги потратили на реконструкцию фасада. Вторая очередь предполагала ремонт залов постоянной экспозиции. Частично были заменены 200-летние балки перекрытия, сделана новая крыша. Согласно постановлению Кабмина, в прошлом году к Закарпатье поступили целевые четыре миллиона гривен. Но хитрая система тех времен по перекачиванию средств из региона в регион значительно сократила эту сумму. Денег хватало ненадолго и не на все. Работы выполнены менее чем на 50 процентов. Комментирует директор музея Олег Зайцев: «Сегодня из-за того, что в ноябре 2004 года прекратилось финансирование, строители не получили свои полтора миллиона за выполненную работу, они ушли. И целый год мы строителей не видели, поскольку, как я уже говорил в одном интервью, строители могли бы работать бесплатно, потому что все- таки ценят искусство, однако материалов никто бесплатно не дает. В связи с тем, что музей — памятник архитектуры, здесь не используются современные материалы, надо придерживаться той технологии, по которой построен сам памятник. Поэтому, например черепицу, хоть у нас ее и выпускают на Закарпатье, привозили из-за границы, чтобы она совпадала с архитектурой памятника. Это, разумеется, требовало немалых средств, и мы должны были их находить...»
По словам директора Художественного музея, сейчас уже никто и не говорит о том, чтобы доделать ремонт так, как того требуют все каноны. Самой главной проблемой незаконченного ремонта является так и не установленная система отопления. В результате из-за низкой температуры и повышенной влажности на некоторых картинах в музее уже заметны признаки порчи.
«Без отопления мало того, что сотрудники мерзнут — хоть это тоже очень плохо, поскольку все мы болеем, — у нас в хранилищах, где находится 6 тысяч уникальных картин, шедевров живописи, скульптуры, ткани, нарушился микроклимат, — рассказывает Олег Зайцев. — В результате, несколько картин сегодня уже начали портиться. Слава Богу, что у нас есть профессиональный реставратор, который осматривает картины и фактически «лечит» их. Мы сегодня работаем как реаниматоры, наш реставратор просто спасает картины...»
«Фактически сегодня наши реставраторы работают не покладая рук, — рассказала Галина Рыжова, главный хранитель фондов музея. — Картины, написанные два-три столетия назад, имеют очень тонкий слой краски. Тепло и холод влияют на них следующим образом: в результате потепления полотна расширяются, в результате резкого похолодания — сужаются. Естественно, трескается краска, появляются пятна. Это начало разрушения живописного слоя. Каждое такое пятно надо удалить, иначе не избежать следующего этапа — краска может потрескаться. Яркий пример такой «простуды» — картина Адальберта Борецкого».
По словам Олега Зайцева, согласно приблизительным подсчетам, требуется пять миллионов гривен, чтобы комплекс Ратуши, как говорится, довести до ума. Но директор просит у властей хотя бы один — 600 тысяч, необходимых для установки отопления и спасения шедевров. Тем не менее ни областная, ни государственная власть не слышит криков о помощи. Директор музея господин Зайцев написал десятки просьб и обращений. Его адресаты — жена Президента, под чьей опекой находятся памятники архитектуры, губернатор, Министерства и управления культуры. К сожалению, ответов нет. А вместе с тем, кстати, недавно альбом «Закарпатський художній музей ім. І. Бокшая» на I Всеукраинском музейном фестивале, посвященном 150-летию со дня рождения Д. Яворницкого, признан лучшим в Украине...
В этом году на реставрацию бывшей Ратуши, занесенной в реестр исторических памятников Украины и признанной визитной карточкой Ужгорода, средств не выделяли. На прошлой неделе на пресс-конференции губернатор области Олег Гаваши сказал, что на музей выделено 200 тыс. грн. Остальные средства, необходимые исключительно для отопления, — это еще 400 тыс. грн. — музей сможет получить в конце января.
Конец января — это уже фактически конец зимы, и где гарантия, что тогда работники музея опять не получат очередную «отмазку»? А там уже и до лета недалеко, зачем отопление?...
СПРАВКА «Дня»
В проекте Государственного бюджета на 2006 год заложено 100 миллионов гривен на защиту памятников культурного наследия. Эти средства будут распределяться только среди тех регионов, которые представят собственные программы сохранения памятников. Казалось бы, вот выход из положения, но не тут-то было: оказывается, закарпатские чиновники уже несколько лет подряд не могут разработать программу сохранения и использования памятников культурного наследия Закарпатья, согласно которой и пришли бы в область деньги.
И это при том, что по региону в Государственном реестре находятся 9 замков, 339 памятников архитектуры национального и местного значения и 21 памятник археологии.
Выпуск газеты №:
№230, (2005)Section
Общество