Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Какие педагоги нужны сегодня

Миссия университетов — готовить новый тип учителя для Украины и Европы
14 января, 19:11

На днях Национальный педагогический университет имени М. Драгоманова отметил 175-ю годовщину со дня своего основания. В университете давно внедряются педагогические технологии, благодаря чему формируется учитель нового типа — учитель для Украины и объединенной Европы ХХІ века. Отношение к учителю и к школе в нашем обществе является далеко не адекватным. Кое-кто вообще пытается «обойти» эту институцию, полагаясь на частного учителя, воспитателя или гувернера. Другие, по большей части зажиточные слои населения, вывозят своих детей на учебу за границу. Третьи усиливают школьное обучение репетиторством, работают с детьми самостоятельно. Существует полностью реальная тенденция недоверия к школе, скептического отношения к учителю, к учебе ученика в общеобразовательной школе в целом.

В условиях кризиса общественного производства, социально-политических институтов и систем, практически отсутствия понимания проблемы со стороны органов власти ответственность за будущее человека и общества в целом должны взять на себя представители общественных институтов, которые не посрамили себя перед историей, во все времена были и остаются источниками духовности, носителями гуманистической культуры человечества. Первой среди них является духовная элита цивилизации — представители духовенства и школа, церковь и университет, духовник и учитель.

УЧИТЕЛЬ — ЭТАЛОН ДУХОВНОСТИ

Невзирая на то, в каком социокультурном пространстве, при наличии какой политической системы или в условиях какой идеологии школа и учитель осуществляют свою учебную и воспитательную деятельность, история не знает фактов, когда бы учитель, школа или университет призывали к конфронтации или насилию, выплескивали зерна зла и несправедливости. На протяжении истории эти заведения ориентировались на извечные ценности цивилизации — истину и добро, порядок и справедливость, гуманизм и человечность, демократию и свободу. Именно поэтому пальму первенства в единении европейских народов ХХІ века я отдаю не политикам или производственникам и даже не духовенству, а университетам, школе и учителю. Более того, готовя учителя, они закладывают фундамент духовного роста личности, формирования нового мироощущения и миропонимания, а главное — преобразования мира для десятков и сотен миллионов детей, представителей разных народов мира.

Роль университетов в укреплении единства народов европейского пространства вообще уникальна. Университеты разрабатывают стратегические программы, разъясняют их суть представителям власти и широкой общественности, активизируют их усилия на прогрессивные превращения. Центром их научной, учебной и воспитательной деятельности является подготовка специалиста — человека высокого профессионализма, активного, творческого, небезразличного, способного выполнить высокую общественную функцию организатора, управленца производственными процессами, воспитателя коллектива. Главное же заключается в том, что это дело начинается с подготовки нового учителя — профессионального наставника и воспитателя новых поколений, который берет на себя ответственность за формирование активного поборника прогрессивных изменений, основанных на гуманистических и демократических началах, глубоком единстве и сотрудничестве народов и культур, приоритетах сохранения мира, экологической безопасности, благосостояния и общественного порядка.

Реализация этой исторической миссии нуждается в радикальных изменениях общественного статуса современного университета и школы, роли учителя, его учебной и воспитательной деятельности. Важным при этом является то, чтобы университеты готовили нового учителя на платформе ценностей, понятных и приемлемых для разных народов и культур; чтобы школьные программы обеспечивали формирование единственной шкалы просветительско-гуманистических ценностей (научных, политических, моральных, эстетичных и тому подобное), одинаково близких, понятных и приемлемых для народов стран европейского пространства; чтобы учитель убедительно доносил их до каждого из своих воспитанников, обеспечивал непрерывность духовного роста личности в соответствии с потребностями практики.

На это обстоятельство я обратил внимание в своем докладе во время зачисления меня в «Клуб ректоров Европы» (Оксфорд, октябрь 2009 г.). Подготовка нового учителя, как подчеркивалось в докладе, нуждается в создании Консорциума европейских университетов педагогического профиля, формировании единственной шкалы ценностей, которые могли бы быть положены в основу учебно-воспитательного процесса во всех странах Европы. Реакция ректоров и их представителей, которые принимали участие в этом собрании, поразила. Проникаясь будущим Европы, каждый из них в той или иной форме проявил не только поддержку, но и готовность к практической реализации идеи.

Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова взял на себя обязательство решения организационных вопросов. В Украине существует мощная национальная педагогическая традиция, изучению которой при подготовке будущего учителя придают первоочередное значение в ряде стран мира, в частности, в Италии, Канаде, Германии, Японии, Китае. Есть у нас общепризнанные талантливые, преданные своему делу педагоги-новаторы. Функционируют мощные научно-педагогические школы, на основе их разработок осуществляется подготовка будущего учителя не только в отечественном, но и в европейском и мировом образовательном пространстве.

КАК СОХРАНИТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Первым и главным вопросом при разработке единой системы подготовки учителя для стран Европейского пространства является вопрос о соотношении в ней национальных и общечеловеческих приоритетов. Кое-кто побаивается, что внедрение общеевропейских стандартов нивелирует национальные традиции. Другие указывают на подчинение национальных традиций большинства стран национальным приоритетам страны, которая доминирует в это время в Европе или странами, которые создали своеобразное просветительское объединение. Подобная угроза, конечно же, существует, однако лишь как возможность, к тому же абстрактная.

Европейский дом, как известно, состоит из разнообразия культур, народов и традиций. Найти общий духовный знаменатель для их объединения чрезвычайно трудно. Но возможно. Условием при этом является непредвзятое изучение и понимание истории и культуры европейских народов, социального опыта, их ментальности, образа мышления и действия, формирования к ним уважительного отношения и толерантного восприятия. Толерантность является именно тем принципом, который обеспечивает восприятие другого таким, каким он есть и имеет право на существование в своей собственной идентичности, не претендует на тотальность и тем самым не угрожает твоему собственному бытию. Новый учитель европейского пространства должен быть толерантной личностью. Для этого он должен воспитать в себе по крайней мере четыре основные характеристики: 1) уравновешенное восприятие разных взглядов и практик, при условии, что они не противоречат общечеловеческим нормам; 2) уважение к другому, взгляды которого не разделяет и с которым непосредственно не взаимодействует; 3) терпимость к слабости (или силе) других; 4) расширение собственного опыта и критический диалог, который опирается на дискурсивную природу ума. Педагогические университеты должны не только воспитать в будущем учителе эти качества, но и научить его формировать их в своих учениках.

Воспринять и понять культуру другого народа непросто. Главным редутом, который нужно преодолевать, является язык, знание или незнание которого проводит своеобразный водораздел между людьми относительно возможностей доступа к культуре других народов мира. Без свободного владения языками учителю в ХХІ веке делать нечего. Язык объединяет народы, сближает культуры, создает возможность обмена духовными ценностями, собственно, сам является одной из основных ценностей в шкале приоритетов, обязательных для внедрения в процесс подготовки будущего учителя для объединенной Европы.

Такой же ценностью для учителя является свободное владение компьютером, освоение информационных технологий, шире — электронной педагогики на уровне требований современного и перспективного этапов информационной революции. Европейский учитель ХХІ века должен быть глубоким научным работником, научиться самостоятельно распознавать личность, применять относительно нее именно те методы, формы, технологии учебы и воспитания, которые отвечают ее внутренней природе. Ведущей среди них должна стать технология дискурса, который обеспечивает движение интеллекта от одного субъекта к другому, их общее интеллектуальное обогащение.

Утверждение в европейском пространстве демократических традиций нуждается в соответствующей подготовке человека, воспитания способности жить и работать в условиях демократии и демократическим образом. Главным звеном этого процесса является формирование демократической культуры личности. И это задание опять же возлагается на плечи учителя. Европейский учитель не только должен быть убежденным демократом, носителем демократического сознания и культуры, но и владеть мастерством воспитания демократических ценностей у своих учеников.

И, наконец, последнее — самое главное. Новый европейский учитель должен стать поборником и носителем гуманизма и высокой духовности. Его основное задание заключается в воссоздании человеческого духовного величия в каждой личности. Его базовыми ценностями должны стать такие общечеловеческие гуманистические приоритеты, как Добро, Справедливость, Честь, Достоинство и т. д., ведущими символами — категории «Вера», «Надежда» и «Любовь». Деятельность такого учителя базируется на уме и стремится к истине, окружена чувственностью, пытается вылить ее в сопереживание; является олицетворением воли человека, направленного на его самореализацию.

Европа объединяется. Растет ее глобальная гуманистическая роль в мире. Первым и главным носителем этой роли является учитель — профессионал высокого уровня, патриот и гражданин своей страны и мира, носитель высоких педагогических технологий, демократии и толерантности, поборник мира, экологической безопасности, высокой культуры и противодействия международному терроризму, здорового образа жизни. Воспитать такого учителя — историческая миссия университетов, обусловленная потребностями сегодняшнего дня, а еще больше — потребностями дня завтрашнего.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать