Изуродованный силуэт Киева
Корреспондент «Дня» прогулялась вместе с Николаем Жариковым и увидела, какие здания не пошли на пользу городуКиев ожидает нового главного архитектора. Мэрия объявила открытый конкурс, а общественность формирует свой перечень пожеланий и требований к будущему зодчему, хотя в последнее время архитекторов так не называют. Нет для этого оснований и особых заслуг. Вероятно, за стеклянные высотки в историческом сердце столицы или элитные жилые дома на склонах Днепра такой титул не присваивают. Последние 20 лет стали пиком скандальной застройки центра города, когда городское пространство обезобразили небоскребы, возведенные с многочисленными нарушениями строительных норм. «День» вместе с Николаем Жариковым, в свое время главным архитектором Киева, членом Национального союза архитекторов Украины, действительным членом Украинской академии архитектуры, проанализировал и зафиксировал на фото — наибольшие «ляпы» главных архитекторов столицы за последние два десятилетия.
НАИБОЛЬШИЕ «ВРЕДИТЕЛИ» — ДВОЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ
Наш анализ касался четырех главных архитекторов. Это Сергей Бабушкин (занимал должность с 1996 по 2003 год), Василий Присяжнюк (2003—2008 гг.), Сергей Броневицкий (2009—2011 гг.) и Сергей Целовальник (2011—2015 гг.). Больше всего запомнились киевлянам первый и последний из перечисленного списка. Как комментирует Николай Жариков, именно при них город подвергся наибольшим видоизменениям. Присяжнюк и Броневицкий — меньше «вредили», потому что были лишь исполнителями «мэрских» указаний. Просмотрев их заявления и интервью, видим, как оба рассказывали, что центр Киева застраивать нельзя, вели разговоры о необходимости генплана для Киева и новых транспортных развязках. Присяжнюк обещал, что Киев возьмет курс на малоэтажки, но при этом нужно застраивать Южные Осокорки и Теремки-3.
А Сергей Броневицкий, ныне возглавляющий коммунальную структуру «Институт генерального плана города Киева», руководил разработкой генплана столицы до 2025 года, на который город потратило 16 миллионов гривен, и к которому масса претензий у киевлян. Наибольшая — попадает под угрозу сохранность зеленых зон, холмов Днепра и исторический центр столицы.
ГУЛЛИВЕРУ И НЕ СНИЛОСЬ...
Наш маршрут по местам архитектурной «славы» стартовал от офисно-торговых центров «Парус» и «Гулливер» между улицами Бассейной и Мечникова — это результаты работы лавного архитектора Сергея Бабушкина. Высота сооружений — 133 метра и 148 метров соответственно — конкурируют с невысокими старыми домами вокруг, а допустимая здесь высота — 27 метров.
«Сегодня весь мир строит «свечи», никуда от этого не денешься, уплотняют застройку. Но это исторический центр Киева, здесь разрешена новая застройка, и стиль нового дома может быть другим, только нужно придерживаться объемов и определенных норм, чтобы это не выглядело вызывающе. Такого допускать нельзя. На месте «Гулливера» был парк с такими красивыми каштанами, при Александре Омельченко его вырубили, а вместо «Паруса» был скверик. Я предлагал одно время здесь на углу проект здания на девять этажей, но тогда не поддержали эту идею. Архитектура была бы не стеклянная, а в духе соседних домов», — комментирует Николай Жариков.
ИСПОРЧЕННАЯ ПАНОРАМА ЛАВРЫ
Но «Парус» и «Гулливер» теперь пасут задних по высотности. На Кловском спуске,7 стоит гигантский дом — 48 этажей и 160 метров высоты. Это сооружение начало строиться при архитекторе Присяжнюке, сдавалось в эксплуатацию при Целовальнике, когда Киев получил рекомендации ЮНЕСКО относительно снижения высотности, потому что этот строительный гигант перекрывает панораму Киево-Печерской Лавры. Но оба главных архитектора закрыли на это глаза.
РЯДОМ С ОТЕЛЕМ «САЛЮТ», НА УЛИЦЕ МАЗЕПЫ, 11Б, ПОСТРОЕНА ВЫСОТКА. ЭТОТ ДОМ, ВОЗВЕДЕННЫЙ НА СКЛОНАХ ДНЕПРА, ПЕРЕКРЫВАЕТ ВИД НА ЛАВРУ
Как именно эта высотка портит лаврскую панораму, лучше всего видно, если ехать по мосту Патона с левого берега Днепра на правый. Преодолеваем этот маршрут с Николаем Жариковым и видим, как златоверхая Лавра спряталась на втором плане, а в пышные днепровские холмы воткнуты, будто колы, очень высокий дом с Кловского спуска и высотка с улицы Мазепы, 11б. Этот дом архитекторы считают еще большим злом для Лавры, чем тот, который на Кловском. Возведен он практически на склонах Днепра рядом с гостиницей «Салют» на площади Славы (начало строительства — 2008 год, когда главным архитектором был Василий Присяжнюк).
«Самая ценная панорама Киева в зоне Лавры претерпела непоправимый ущерб. Помню, когда в конце 1970-х годов строилась гостиница «Салют», киевляне возмущались относительно его высотности, мол, будет конкурировать с Лаврской колокольней. И тогда высотность уменьшили вполовину, — вспоминает Николай Леонидович. — Вот, в Париже на Монпарнасе построили высотку черного цвета, но люди взбунтовались, сейчас собирают средства на ее снос».
«ХМЕЛЬНИЦКИЙ НА ФОНЕ «СТЕКЛЯШКИ» — ЭТО НОНСЕНС»
Возвращаемся в центр Киева, к Софийской площади, где гуляет много киевлян и туристов. И первое, что видим, — пятизвездочная гостиница «Хаятт» из стекла, которая смотрит на памятник ХІ века. Это еще одно творение архитектора Сергея Бабушкина. Стеклянный небоскреб элит-класса вырос в буферной зоне Софии Киевской. Если бы не сопротивление киевлян и публичная огласка, то вдоль Владимирского проезда вплоть до Михайловской площади могло бы появиться еще пять таких «свечек» гостиничного комплекса.
«Там, где сейчас гостиница, раньше был сквер. Когда начиналось строительство, соседние дома поджигали, — показывает Николай Жариков на выгоревшие стены покинутых помещений. — Один дом даже снесли, но общественность начала возмущаться, его отстроили, правда, не в аутентичном виде. Раньше туристы фотографировались возле памятника Богдану Хмельницкому на фоне зелени, а теперь там гостиница. А Богдан Хмельницкий на фоне «стекляшки» — это нонсенс», — добавляет Николай Жариков.
ЭЛИТУ ОСЛЕПИЛО СТЕКЛО
И это не единственная «свечка» в центре Киева. По нашей просьбе, Николай Жариков выбрал для анализа те, которые больше всего портят панораму столицы. На углу улиц Владимирской и Богдана Хмельницкого один из таких объектов — бизнес-центр «Леонардо», как раз напротив Национального оперного театра.
КАК НИ ПРЯТАЛИ СТРОИТЕЛИ БИЗНЕС-ЦЕНТР «ЛЕОНАРДО» ВО ВНУТРЕННИЙ ДВОРИК СТАРОГО ДОМА, НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРА ОБРЕЧЕННО СМОТРИТ НА ЭТО «ЧУДО»
Кстати, строился при Василии Присяжнюке. «В оперный театр приходит вся элита, и никто не выступил против этого строительства в историческом центре. Построили бы по высоте ниже, но нет, потому что это квадратные метры. Вот видите, как пристроили к театру дополнительное помещение, и все в выдержанном с театром стиле, все красиво вписалось в соседнюю архитектуру», — показывает Жариков на дом театра с флигелем.
ПРИВЕЗЕННЫЙ С ТРОЕЩИНЫ
Приблизительно в те же годы появился почти по соседству с Администрацией Президента жилой дом по улице Институтской, 18. Как «прекрасно» он вписывается в центральную панораму города, видно с улицы Прорезной: как бы на две головы выше соседних сооружений. «Жилой дом, будто его с Троещины привезли, такой неуклюжий по архитектуре. И этот дом виден еще с улицы Садовой и с Мариинского парка», — комментирует Жариков. Убеждаемся в этом, стоя на обзорной площадке в Мариинском парке: верхушка дома с Институской,18 составляет трио с куполом Верховной Рады и верхними этажами соседних парламентских комитетов.
ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ С АРХИТЕКТОРОМ СТАЛО ИЗВЕСТНО, ЧТО СУД ОТКАЗАЛСЯ ПРИЗНАВАТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ВЕРТОЛЕТНОЙ ПЛОЩАДКИ НЕЗАКОННЫМ
А сама обзорная площадка в 2010 году стала эпицентром скандала. Точнее, то, какой пейзаж с нее открылся: вертодром Виктора Януковича на крыше развлекательного центра, построенного на Парковой аллее. О возможных сдвигах почвы, срубленных деревьях на холмах Мариинского парка никто не думал. В настоящий момент судьба вертодрома решается в судах.
Еще одно украшение Мариинского парка от главного архитектора Бабушкина — дом элит-класса на Грушевского, 9а, на склонах Днепра. Точка отсчета этого дома — 2003 год. Одно время президент Виктор Ющенко давал указание уменьшить высоту на восемь этажей. Однако Николай Жариков уточняет, что решает все не только главный архитектор, но и мэр города, и чиновники от правительства. Когда все в доле, любые протесты, дискуссии или даже президентские указы не имеют смысла.
КОГДА ЗАКАЗЧИК — ГОСУДАРСТВО
С обществом также никто не считается, когда заказчик противоправного строительства — само государство. Такой пример Николай Леонидович показывает нам на пересечении бульвара Дружбы народов и улицы Старонаводницкой. По заказу правительства, с 2012 года здесь началось строительство помещения Высшего суда на площади более четырех гектаров. За архитектуру города тогда отвечал Сергей Целовальник. И киевляне высказывали опасения, что строительство может разрушить башню №4 Киевской крепости, расположенную на этой же территории. А Николай Жариков напоминает, что разрытые строителями холмы — это старинное Звиринецкое кладбище. И кому писать возмущенные письма в этом случае?
Микола ЖАРІКОВ, архітектор: Найцінніша панорама Києва в зоні Лаври зазнала непоправної шкоди. Пам’ятаю, коли в кінці 1970-х років будувався готель «Салют», кияни обурювались його висотністю, що буде конкурувати з Лаврською дзвіницею. І тоді висотність зменшили наполовину... От у Парижі на Монпарнасі збудували висотку чорного кольору, але люди збунтувалися, зараз збирають кошти на її знесення
Николай Жариков напоминает о последнем скандале между киевлянами и мэрией относительно строительства 32-этажных жилых домов на Никольской Слободке, когда точно так же игнорируются общественные обращения и протесты: «При Целовальнике и мэре Кличко началось это строительство. Строительные магнаты выиграли все суды. Приостановили строительство только перед выборами. Городская власть утверждает, что с документами у застройщика все в порядке».
ОТВЕТСТВЕННЫЙ И ПОРЯДОЧНЫЙ
И еще одна архитектурная пощечина на лице Киева — строительство на Гончара, 17-23 в буферной зоне Софии Киевской. Это «робота» Сергея Целовальника. И от воли будущего архитектора будет зависеть, чем завершится этот конфликт между обществом, которое выступает против, ЮНЕСКО, которое рекомендовало снизить высотность здания, и бизнесом.
«Архитектор должен быть ответственным и порядочным. Чтобы запретить высотность в историческом центре, не нужно приглашать иностранцев, как сейчас сделали для проведения городского конкурса на должность главного архитектора. Когда изменится власть, придут нормальные люди, которые не крадут, честные и порядочные, тогда все остановится», — считает Николай Жариков. Возможно, новый столичный архитектор возьмет себе это на заметку.
Выпуск газеты №:
№222, (2015)Section
Общество