Глубина отпечатка
О природе талантаНАЧАЛО НАЧАЛ
Хочу подвести итоги того, о чем шла речь в прошлых моих философских статьях и поговорить о таких категориях, как талант и гармония.
Соотношение между черным цветом и белым во Вселенной, как в звездном небе: черного, как более низкоорганизованной материи — намного больше, чем белого. Для перехода одного в другой требуется много энергии, как для того, чтобы из графита получить алмаз, дабы, так сказать, «из Тьмы сотворить Свет». Это перекликается с Теорией взрыва, поскольку алмаз и получают зачастую из графита при помощи взрыва. Теория взрыва вовсе не противоречит Божественной, поскольку речь идет о следствии, а не о причине. Причина, первоимпульс — Бог. В Библии написано, после того как была «тьма над бездною», «Бог сказал: да будет свет. И стал свет». То есть тьма , или иначе — низкоэнергетическое поле — послужила Творцу первичным материалом.
Уже и математически доказано ( через измерение массы объектов), что существует некое Гармонизирующее Излучение Абсолюта, некая Сила, удерживающая мир в определенном порядке. Без этой Третьей Составляющей — планетарные системы бы развалились.
Эту Третью Составляющую и призывают на помощь люди в различных лечебных и духовных практиках, дабы гармонизировать себя. То есть привести в наиболее жизнеспособное состояние (и физически и духовно). Условно говоря, любую систему, которая усиливает ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ, можно назвать божественной. И напротив — стремящуюся к УНИЧТОЖЕНИЮ (и в конечном счете — к самоуничтожению) — дьявольской.
В христианской трактовке — это две антагонистические силы. В индуистской, к примеру, — взаимодополняющие, как Вишну и Шива. Хотя так же, как в христианстве, принцип Триединства сохранен, поскольку Верховный Творец — Брахма.
ДВЕ ИМПЕРИИ
В предыдущих статьях я доказывал, что крест в силу аналитического мышления и желания «все разложить по полочкам» — и есть квинтэссенция Запада. Крест — символ христианства, а также математическая декартова система координат. Я перевел ее в философско-нравственную систему. «Вертикаль (связь человек — Небо: интуиция, образное мышление, статика, поэзия, совесть, мужское начало, из сторон света — восток, из стихий — огонь), Точка Пересечения (Бог, вдохновение, совершенство), Горизонталь ( связь человек — Земля: «здравый смысл», динамика, аналитическое мышление, время, проза, деньги, женское начало, из сторон света — запад, из стихий — вода).
Крест — символ аналитического западного восприятия, а круг — (как те же Инь — Янь) — восточного, поскольку олицетворяет Всеобщность и Целостность.
Возьмем нации, наиболее ярко олицетворяющие запад и восток. Лучше островные. Потому что там, как нигде, накапливалась сила духа, ХАРАКТЕРНАЯ для своей стороны света, ведь находясь на острове, отступать некуда.
Это — Великобритания и Япония.
Их природные условия выработали железные кодексы поведения: джентльмена и самурая. Поначалу британцы и японцы только отражали вражеские нападения. Но по мере накопления силы по Вертикали (внутри общества четкая пирамида с монархической властью наверху) — ей понадобилось «растечься» по Горизонтали.
Британские джентльмены за пару столетий оккупировали полпланеты. Да и Япония не давала спокойно спать соседям (тому же в десятки раз более крупному Китаю). Только в финале Второй мировой, когда на Японию навались две супердержавы — она капитулировала.
Что же мы видим на британском и японском флагах? Да все то же: крест ( с диагоналями) и круг. Если их совместить, как я совместил В+Г c Инь-Янь ( статья «День рождения суперсимметрии», «День», №127 от 25 июля) — получим тот же общий символ для Востока и Запада.
Этим хочу показать, насколько очевидно особенности западного и восточного мышления (Горизонтального и Вертикального) проявляются в геральдике.
ГАРМОНИЯ
Вернемся к понятию Гармонии, а значит ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ (и физического и духовного).
Если посеять зерна, то, по теории вероятности, вырастет 70% средних зерен, 15% классных, и 15% — не очень.
В любом человеческом обществе примерно такое же соотношение людей по способностям: 70% — сердцевина, так называемые, средние граждане, 15% — люди с ярко выраженными творческими способностями, тех, кого принято считать талантливыми, и 15% — «двоечники».
Но как ни парадоксально, для ГАРМОНИЧНОГО общества, для его выживания — нужны все.
Сразу возникают нарекания: кого считать талантливым, кого нет? Всплывает вопрос: что такое талант и каковы его критерии?
Самое короткое определение таланта я дал в статье о гениальном художнике-сюрреалисте и карикатуристе Анатолии Казанском (и статья, и альбом, в силу определенных обстоятельств, до сих пор не вышли!)
Итак, талант — это ГЛУБИНА ОТПЕЧАТКА (это и критерий, и определение). Это касается искусства и науки. То есть насколько глубже человек сделал отпечаток с действительности — настолько гениальнее его работы, насколько поверхностнее — настолько бездарнее.
Отпечаток может принимать фантастические, сюрреалистические формы, как в искусстве (Гофман, Гоголь, Булгаков, Босх), или быть документальным, как в науке (Ньютон, Лобачевский, Эйнштейн).
Идеальный вариант взаимоотношения публики и гения таков. Когда в Англии изобретатель зонтика вышел со своим детищем на улицу, над ним стали все потешаться. Через два года все ходили с зонтиками.
То есть гений, в силу своей СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ, что-то вроде впередсмотрящего на корабле — он сообщает команде, что видит вдали. Как правило, это ЧТО-ТО проходит стадию «Глазам его не верят», однако через какое-то время парадокс становится бесспорным. А еще через какое-то — банальностью. Когда общие границы человеческого сознания уже расширены.
Любое общество напоминает человека, модель та же: 15% — сверхчувствительные и сверхактивные граждане (глаза, уши, мозг), 70% — средней активности и чувствительности (жизненно важные функциональные органы), и еще 15% — низкий порог чувствительности (органы защиты и нападения, мышцы, надбровный валик, кулаки и т. д).
В нормальном обществе руководство должно быть чуть-чуть круче среднего человека. Чтобы воспринимать гениев и переплавлять их достижения на пользу остальным, тренировать «мышцы» в виде армии, и, главным образом, конечно, заботиться о среднем человеке, поскольку именно он и есть основа общества, его сердцевина.
Если не происходит доминирование или сильно умных, или слишком тупых, общество исключительно ГАРМОНИЧНО.
Интересно получилось у древних афинян и спартанцев.
У первых в активе — сверхчувствительность, культ эстетики, искусства, развитые торговые отношения. Но соответственно — низкая обороноспособность. Спартанцы же тренируются с утра до ночи, закаляются, притупляют чувствительность; пропаганда культа силы и ограничений (уродов и калек со скал сбрасывают. Так бы и с гениальным Эзопом поступили — ведь он был редким уродом. Эзоп на замечания о его внешности разумно отвечал: «Качество вина определяет не форма сосуда, а его содержимое»).
Афиняне презирали спартанцев за «узколобость», а те в ответ гневно скрежетали зубами и обещали кулаками доказать, кто прав. Дело закончилось Пелопонесской войной. Разумеется, спартанцы победили.
Но тут же на них обрушились афинские деньги. А с ними — и наслаждения, которые можно за них купить. Порог чувствительности спартанцев стал гораздо выше — они стали понимать толк в искусстве и т. д. Афиняне же, в свою очередь, вынуждены были привести в порядок физические данные. В целом, образовавшееся эллинское общество стало более гармоничным. Система уравновесилась.
Вот приблизительно так и действует закон гармонии, не терпящий крайностей.
ШИРИНА РАСПРОСТРАНЕНИЯ
Однако «глубина отпечатка» — все же определение таланта по Вертикали. Можно ли назвать талантом завоевательные способности? Тот же талант Юлия Цезаря? Талантлив ли Чингисхан? Дьявольски, то есть как разрушитель — безусловно.
Оккупации во все времена служили для создания некой Общей Территории, то есть для объединения разрозненных наций. Так образовывались все империи, будь-то Римская или Британская. Но объединенная ТАКИМ ОБРАЗОМ территория рано или поздно разваливалась, хотя и способствовала распространению определенных знаний, языка, философии Сильной Стороны...
Талант по Горизонтали — это ШИРИНА РАСПРОСТРАНЕНИЯ. (Так же, как для таланта по Вертикали, — здесь нужна СИЛА ПРОНИКНОВЕНИЯ).
Ведь завоевать (если откинуть милитаристские штучки) — это и обрести популярность.
Гендель для этого уехал из Германии (через Гамбург, как и через 350 лет битлы) в Лондон, поскольку Лондон был культурным центром Европы. Поэтому композитор стал «звездой» при жизни. Он проявлял коммерческие способности, руководил театром, набирал труппу. Его гениальный соотечественник — Бах — работал только у себя на родине. И большинство его произведений получили широкое распространение только спустя сто лет после смерти великого композитора. То есть «глубина отпечатка» Баха была, может, и побольше генделевской, но широкое распространение его вещи получили позднее.
По Горизонтали проявляют талант продюсеры. Как Брайн Эпстайн у «Битлз». Или его американские коллеги, остроумно выпустившие к прилету в США ливерпульской четверки значки двух видов: «Я люблю «Битлз» и «Я не люблю «Битлз».
Последний пример. Когда на день рождения Мадонны спросили великого гитариста и лидера «Пинк Флойд» Дэвида Гилмора, как он, мол, относится к американской поп- звезде, он ответил: «Она ведет войну… А мы занимаемся совсем другим». Посмотрев в вопросительное лицо тележурналиста, он добавил: «Если вы поняли, что я хотел сказать…» — и отчалил. Как не понять? Гилмор пишет хорошую музыку — и этого достаточно. А Мадонна доказывает, что можно почти не иметь голоса, но быть мировой звездой. Поскольку ее талант — в сильной воле. При таком раскладе МОЖНО ВЫИГРАТЬ У ПРОСТРАНСТВА, У ВРЕМЕНИ — ВРЯД ЛИ.
С гениальным украинским художником Анатолием Казанским (которого, к несчастью, уже около пяти лет нет с нами) — ситуация прямо противоположная. Рисунки собраны в альбом. Но в силу некоторых причин — они до сих пор не изданы. То есть для публики его творчество не существует. Конечно, в таком «законсервированном» виде сюрреалистические работы Казанского могут пробыть сколь угодно долго. И все же по Горизонтали — жизнь его работ еще не началась.
Короли и знатные вельможи издревле любили подкармливать художников и летописцев ( и правильно делали!), дабы их светлые монаршие образы дошли до потомков. Только все тот же Юлий Цезарь никому не доверял, а собственноручно накропал Записки. Даже когда потопили его корабль и он спасался вплавь — рукопись держал над собой. Берег, будто чувствовал, что только благодаря этим, не слишком разборчивым строчкам, его образ запомнится в сознании последующих сотен поколений. Цезарь — пример сочетания завоевательных и художественных способностей в равной степени.
РАЗНАЯ ПРИРОДА ТАЛАНТА
Итак, талант по Вертикали — глубина отпечатка, по Горизонтали — ширина распространения. Для достижения цели в этих областях, требуются противоположные качества: в первой — СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, способность запечатлевать, во второй — ВОЛЯ, способность действовать. Кто-то умеет проявлять оба эти качества сразу (что крайне редко! Кроме уже упоминаемого Цезаря, из таких, например, Джек Лондон ). Чаще — или одно, или другое.
Для художников, важно сохранить «материал» внутри себя пластичным, не дать ему затвердеть, как глине.
Для завоевателей-авантюристов — напротив, надо быть собранным, закаленным, боеспособным, двигаться вперед, несмотря ни на что. Им не до того, чтобы фиксировать свои ощущения. Дело надо делать! Казанова только на старости лет засел за мемуары, до этого ему было «некогда».
Возьмем судьбу Варлама Шаламова с его «Колымскими рассказами», потрясшими во времена Перестройки.
Шаламов — человек стальной воли. Он даже не воспользовался тем преимуществом, которое дает в лагерях интеллигенту образованность, а именно — использовать себя в качестве рассказчика беллетристики. Многие так спасались, пересказывая Дюма зэкам. За что уголовная верхушка не давала их в обиду. Но Шаламов, будучи человеком морально и физически сильным (он долгое время занимался боксом), считал для себя унизительным подобное занятие. Хотя, конечно, не осуждал людей, спасавших свою жизнь таким способом.
Но его собственные рассказы бьют только фактами (как тот, где бывший красный командир сначала сбежал из немецкого плена, а потом из советского — дабы погибнуть свободным человеком), но не стилем или глубиной...
Может, это пластическое вещество, эта «глина» — после обработки огнем — затвердевает? О той же войне гораздо лучше получилось высказаться у поэта-актера Высоцкого — чрезвычайно подвижной во всех смыслах личности.
Тем не менее, глубина отпечатка у Толстого с Достоевским — более чем. И один классик и другой, пройдя множество испытаний, сохранили пластичность и сверхчувствительность. Правда, их и не назовешь блестящими стилистами. Лев Николаевич по семь раз переписывал одно и тоже почти теми же предложениями — толку никакого. Да и не нужно, и так — класс.
Так что раз на раз не приходится.
СПАСАЙТЕ СЕБЯ,СЕБЯ НЕ ОБЕРЕГАЯ
Человек с ярко выраженными гениальными способностями обычно и наслаждается ими, и страдает от них. Почему? Да потому , что это — отклонение от нормы. Сверхчувствительность — что- то вроде огромного щупальца. Художник лезет им в непознанное, снимает множество импульсов, которые другие не улавливают. Чем больше информации, тем точнее получится модель, и соответственно, глубже отпечаток. Но если увлечешься — будешь утрачивать волю.
Один мой знакомый, талантливейший художник, не мог с приличными деньгами уехать в отпуск. Не мог пойти купить железнодорожный билет и т.д. Вся его энергия ушла в рисунки. Воли осталось совсем чуть-чуть, на донышке. Чувствительность — выше нормы, а способность действовать — на нуле.
Выход — смена деятельности. Надо уравновешивать несоразмерный «щупалец» другими — поменьше.
Народ считает «графским чудачеством» Толстого босиком пахать. Да, великий писатель спасал себя! Переключался на противоположный вид деятельности! Уж, наверное, Лев Николаевич не был суперпахарем. Но зато сохранял в преклонные годы и ясный ум и отличную творческую форму. У патриарха мировой литературы в 82 года даже хватило сил сбежать из дома, как мальчишке.
Что касается Горизонтали, то люди, которые проявляли долгое время деловую активность, неожиданно начинали страстно коллекционировать предметы искусства, финансировать театры и т.д. Они спасали себя от эмоциональной черствости.
В общем, как в восточной кухне — если подается рыба (Инь) ее «уравновешивают» кружком лимона ( Янь).
ЧАШИ ВЕСОВ ВНУТРИ НАС
Но я, как литератор, против «механического» уравновешивания. Тот же выдающийся американский писатель Сэлинджер выстраивал многие свои произведения по канонам (особенно «Девять рассказов») древнеиндийской поэтики. И он, как настоящий мастер, достоин восхищения. Но во имя определенных правил равновесия Сэлинжер немножко механически уравнивает почти комический рассказ «Отличный день для банановой сельди» трагическим финалом — самоубийством. (Сейчас не идет речь о том, что смерть, согласно санскритской философии — благо. Это — отдельная тема.). Мне показалось, что писатель стремится уровнять полярные страсти на бумаге, как на блюде рыбу с лимоном.
Но ведь и внутри нас есть «чаши весов». И если нас насмешат в рассказе — внутри собственная чаша уравновесит смех. Или напротив, трагический финал впоследствии будет смягчен. Мне не так интересно сразу наблюдать уравновешенность. Я хочу «уравновеситься» внутри себя — процесс захватывает. Лучше ориентироваться на «внутренние» весы, чем на «внешние». Чего и другим советую.
P.S. Кстати, когда спрашивают, как возникла философская система В + Г, не жеманничая, отвечаю — именно из моей литературной практики.
Просто я поймал себя на том, что сначала работаю над тестом по Горизонтали — это последовательность событий, сама история. А когда текст в основном готов — начинается работа по Вертикали — «буришь» в одном месте, пока не извлечешь САМОЕ ТОЧНОЕ слово. Или Небо подарит. Так и пытаюсь сочетать прозу и поэтику.
Р.P.S. Когда я говорил о движении «внутри» холста или бумаги творца, я все же имел в виду гармонические произведения. Дисбаланс, к примеру, нашего майдана Незалежности сразу переворачивает все внутренние «чаши весов». Хотя как отражение дисбаланса государства — он не врет.
«Приборы» после Майдана надо восстанавливать уже в другом месте, например возле колокольни Печерской лавры.