«Формальный подход»
Почему эксперты недовольны подготовкой к введению оценки влияния на окружающую средуС 18 декабря должен вступить в действие давно ожидаемый Закон «Об оценке влияния на окружающую среду». До этого времени Министерство экологии и природных ресурсов должно подготовить все необходимые нормативно-правовые акты относительно того, как предприятия будут получать заключения о своей вредности для окружающей среды, как будут проходить общественные слушания в случае, если, например, в вашем городе будут строить свиноферму или мусороперерабатывающий завод, как будет работать база данных обо всех выданных министерством заключениях относительно оценки влияния на окружающую среду (ОВО).
Однако сейчас готовы всего лишь три проекта постановлений, которые должно утвердить правительство. Первый — о порядке передачи документации для предоставления заключения с ОВО и порядке ведения Единого реестра по оценке влияния на окружающую среду. Второй — о порядке проведения общественных слушаний в процессе оценки влияния на окружающую среду. Третий — относительно критериев определения планируемой деятельности, ее расширения и изменений, которые не подлежат оценке влияния на окружающую среду.
По крайней мере именно столько проектов ведомство вынесло на обсуждение с общественностью, которое завершилось 4 ноября. Как считают эксперты международной благотворительной организации «Экология-Право-Человек» и Реанимационного пакета реформ, они несовершенны и «сыры», что сводит на нет все преимущества от введения оценки влияния на окружающую среду. К тому же часть подзаконных нормативно-правовых актов, которые должны быть разработаны, еще даже не обнародованы.
«Это формальный подход к подготовке нормативных актов. Ведь введение оценки влияния на окружающую среду — это основная реформа в сфере охраны окружающей среды на сегодняшний день, — акцентирует София Шутяк, юрисконсульт МБО «Экология-Право-Человек». — Закон утверждает, что заключение об ОВО выдается бесплатно, а предшествует ему процедура, за которую тоже никто не должен платить. Но в нормативных актах почему-то появляется информация о квитанции за проведение ОВО. Если на проведение этой процедуры нужны деньги, для этого можно увеличить экологический налог по всей Украине или взять средства из фондов охраны окружающей среды. Можно говорить, что эти расходы берет на себя, равно как и на проведение общественных слушаний, хозяйственник. Но это все нужно четко прописывать. Возникает вопрос, как вообще определять эту стоимость. Якобы через систему ProZorro будут закупаться конкурсы. Например, нужны средства на проведение общественных слушаний, но мы не знаем, сколько будет таких общественных слушаний, какие деньги это реально потянет, тем более, закон предусматривает повторные слушания. Потом — где проводить эти слушания? В обнародованных Минэкологии порядках указано, что место будут выбирать по согласию субъектов ведения хозяйства и органов местного самоуправления. Но они могут согласовывать это между собой неделями. Почему организатору общественных слушаний не дать полномочия по выбору места их проведения? Ведь это полностью его ответственность».
Экологи сетуют на предложение экологического ведомства относительно создания отдельного государственного органа, который будет регистрировать все документы по ОВО. Хотя в законе речь шла о том, что будет работать специальный портал, где все будет изложено в открытом доступе.
«Все очень волнуются, что будет трудно провести общественные слушания, разъезжать всем уполномоченным органам по местам. Но никто не переживает, что в течение 20 дней им нужно будет проработать документы по этим слушаниям, которые могут состоять из тысячи страниц. Как они это будут успевать? — добавляет София Шутяк. — Почему-то опять говорят о частных экспертах, которые будут привлекаться за дополнительные средства. Для чего? Процедуру ОВО могут разработать научные институции, которые имеют базы данных, работают десятилетиями в этих направлениях. Было бы логично, если бы Минэкологии привлекало к этому профильные научно-исследовательские институты. Поэтому мы просим министерство доработать эти нормативные акты. И не нужно бояться общественности и показывать ей все эти проекты».
Итак, эксперты с нетерпением ждут 18 декабря. С этого дня каждый из нас будет иметь больше ресурсов для контроля за вредными предприятиями, будет возможность узнать, насколько чистая вода, воздух и почва в регионе. Чтобы процедура оценки влияния на окружающую среду заработала на полную, достаточно вступления закона в силу. Как объяснила София Шутяк, международная практика свидетельствует, что отсутствие конкретных инструкций, стратегий и порядков при наличии закона не является основанием, чтобы процедура не работала.
Выпуск газеты №:
№210, (2017)Section
Общество