Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Экспозиция на ремонте

Как музеи Донетчины и Луганщины проходили интенсивный курс осовременивания
22 марта, 10:58

Проект «Музей открыт на ремонт» организует Художественное направление Украинского кризисного медиацентра при поддержке USAID. Первопроходцами в ноябре 2016 года стали Славянский и Лисичанский краеведческие музеи. Под ремонтом имелось в виду не окрашивание стен или замена окон, а осовременивание подходов к выставкам, просветительским мероприятиям, коммуникации. После такого обновления музеи должны были превратиться в культурные центры, активно включенные в жизнь города и формирования гуманитарной политики региона.

Во время реализации проекта музеи вместе с приглашенными кураторами обновляли материально-техническую базу, изучали успешные кейсы на воркшопах, создавали у себя открытые музейные лаборатории. Кроме того, каждое учреждение имело возможность разработать стратегию коммуникаций музея, в частности в социальных сетях. В конце музейщики получали методологические рекомендации для последующего развития, а кураторы между тем нарабатывали методику, по которой могли бы «реформироваться» другие региональные музеи.

Третий «сезон» проекта «Музей открыт на ремонт» завершился в конце февраля. В конкурсе мини-проектов приняли участие 13 музеев Донетчины и 6 музеев Луганщины. Шесть победителей получили на реализацию своих идей до 100 тысяч гривен. Проект Дружковского историко-художественного музея стал дополнительным победителем с частичным финансированием.

РАБОТА СО СРЕДОЙ

Мариупольский краеведческий музей — самый старый в Донецкой области, вскоре будет отмечать столетний юбилей. Поэтому его коллектив в рамках «ремонтного» проекта определялся, какой путь развития избрать в будущем. Музейщики собрали за круглым столом ученых, краеведов, общественных активистов и представителей местной власти, также опросили 2,5 тысячи горожан. Одни видят музей сугубо научным заведением, другие хотели бы больше развлекательных и интерактивных форматов. Есть компромиссный, но и более сложный вариант — культурный центр с приоритетной краеведческой тематикой, куда будут ходить и дети, и молодежь, и взрослые. Заинтересованы в расширении музея и местные художники, которые нуждаются в выставочных площадях.

В апреле-мае будет открыта выставка «Столетняя история музея», которая детальнее расскажет о его непростой и насыщенной истории. А пока музейщики размышляют над тем, как реализовать собранные идеи: создание тематических экспозиций, партнерство с частными коллекционерами или другими институциями, технические новинки и активность в соцсетях. И самое главное — ремонт и реставрация здания, комфорт и доступность для разных категорий посетителей.

Беловодский краеведческий музей в своем проекте попытался реконструировать образ города как столицы конных заводов Украины. Их в районе существовало 5, сейчас осталось 4. Деркульский конный завод, один из самых старых в Украине, недавно отметил свое 250-летие. Он и его «младшие братья» со своими лошадьми не раз получали награды всесоюзных конкурсов. Коллектив краеведческого музея убежден: город, который имеет такое культурное наследие, не может называть себя бедным, напротив — должен беречь и преумножать богатство. Сейчас они планируют создать центр культурного наследия, который объединит конные заводы с другими достопримечательностями района, в частности объектами природного заповедного фонда. Возможно, на этой основе удастся создать историко-культурный заповедник.

Музей Великоанадольского леса, что в поселке Графском на Донетчине, взял идею для своего мини-проекта из окружающей среды. «Экологическая обсерватория» — это квест по шести интерактивным локациям в помещении музея. В игровой форме музейщики будут рассказывать посетителям об альтернативных источниках энергии, правилах сортировки мусора, флоре и фауне края, экологических проблемах и тому подобное. Такой формат обучения популярен не только среди экскурсионных групп и профильных кружков, но и среди семей, которые решили посвятить выходные природе. Сам Великоанадольский лес — тоже достаточно интересный экологический кейс. Высаженный Виктором фон Граффом еще в ХІХ веке,  он стал убедительным доказательством возможности залеснения степи.

ЛЮДИ И ВЕЩИ

Два музея в своих проектах исследовали историю окружающих территорий через вещи. Историко-художественный музей Дружковки представил электронный каталог фарфора из своих фондов. Здесь с начала 1970-х годов работает единственный в Украине фарфоровый завод, изделия которого известны далеко за пределами города. Коллекция насчитывает более 500 экземпляров и, кроме дружковской посуды, включает изделия и из других городов Украины. Объединив и систематизировав их в каталоге, музейщики показали общее между работами мастеров из разных регионов, подчеркнули связи между ними и самобытность каждого стиля. «Расцветает» коллекция и в физическом пространстве: коллектив контактирует с заводом и опытными художниками, пополняет собрание, покупает дополнительные витрины. Возможно, вскоре желающие смогут получить печатную версию каталога.

Новоайдарский краеведческий музей уже два десятилетия собирает коллекцию аутентичных народных костюмов, которая отображает многообразие населения района. В рамках проекта «Музей открыт на ремонт» исследователи вместе с приглашенными кураторами обновили экспозицию. Здесь и костюмы казацких потомков, и одежда переселенцев из соседних губерний, и даже костюмы лемков, которых сюда принудительно перевезли в 1945 году. Большинство костюмов попало в музей из дома легендарной местной портнихи Ксении Лихачевой, другая часть собрана в экспедициях или подарена жителями района. Главная цель экспозиции — сплотить  местных жителей, развить у них интерес к своим корням и прошлому соседей, развеять мифы о заселении края. Укрепляется и связь музея с обществом: после тематических экскурсий люди не просто исследуют собственную историю, но и пополняют фонды новыми артефактами.

Два музея из Донетчины в своих проектах сделали акцент на выдающихся личностях. Так, Покровский исторический музей работает над «Культурным кодом Покровска», разрушая стереотип о сугубо промышленном городе. Коллектив пригласил посетителей дополнять этот «код» своими идеями и презентовал экспозицию зала «Возникновение города и социально-экономическое развитие конца ХIX в. — начала 40-х гг. XX в.». В ней интересно переплелись индустриальная специфика (шахты, Динасовый завод, вагонное депо) и фундамент культурной жизни города, заложенный Николаем Леонтовичем. Композитор  четыре года работал учителем музыки и пения в «школе железнодорожников», создал здесь первый в Украине рабочий хор, выступал в сопровождении оркестра. В прошлом году в городе открыли памятник автору «Щедрика». К сожалению, вандалы повредили его дирижерскую палочку, поэтому музейщики заменили ее деревянной. Запасные «сувениры» будут оставлять около скульптуры и раздавать в течение месяца.

Музей-усадьба Владимира Немировича-Данченко (поселок Нескучное, Донетчина) посвятил мини-проект «Phantom» педагогу Николаю Корфу, который был тестем театрального деятеля и жил здесь. Рядом с усадьбой находится здание, где Корф организовал школу по собственной методике. До недавнего времени она стояла пустая, но потом местный житель передал часть помещения музея для создания экспозиции. Теперь посетители могут зайти в «кабинет» педагога и школьный класс, присесть за первую парту и полистать Евангелие, которое Николай Корф дарил выпускникам-отличникам. Экспозиция дополнена видеороликами и другой информацией, которую вместе собирали школьники и краеведы. По планам музейщиков, проект должен не только оживить старое здание, но и сплотить местных жителей и представителей тех громад Днепропетровщины, Херсонщины и Запорожья, где работал Корф.

***

 «Одна из побед проекта — это осознание музеями небольших городов того факта, что необязательно делать все самим. Это нормальная мировая практика — сотрудничать с посторонними кураторами, — говорит Леонид МАРУЩАК, руководитель художественного направления УКМЦ и проекта «Музей открыт на ремонт». — Важно и то, что за три сезона нам удалось создать на востоке Украины дружное музейное сообщество. Участники проекта постоянно на связи с нами и друг с другом, в Луганской области даже юридически оформили ассоциацию музейщиков. Благодаря соцсетям проблемы или идеи одного музея актуализируются для всех, могут приниматься какие-то совместные решения. Хоть проект и не предполагал традиционные ремонты, но приятно, что после него в некоторых музеях происходят и такие изменения. Коллективы продолжают учиться друг у друга, например, организуют совместный воркшоп, а мы помогаем определенными ресурсами».

Сами музейщики говорят, что после участия в проекте стали смелее, легче идут на контакт с властью и обществом, эффективнее воплощают собственные идеи. Безусловно, к ним приходят разные посетители, но основной группой часто называют детей. «Отремонтированные» музеи консультируются с «Мистецьким Арсеналом» — хотят внедрить опыт «Арсенала Идей», чтобы быть полезными и привлекательными для самых маленьких гостей. Кураторы проекта также отмечают: стоило бы привлекать в ряды музейщиков молодежь, которая лучше знает, чего от музея хочет новая генерация.

В четвертом сезоне команда УКМЦ планирует «ремонтировать» музеи по всей стране. «В контексте децентрализации развитие локальных музеев как научных центров, которые собирают и систематизируют информацию об общих аспектах жизнедеятельности общества, очень важна. Поэтому следующий этап нашего проекта будет посвящен определению места и роли музея в условиях децентрализации, —  говорит Леонид Марущак. — До конца весны выберем 30 музеев из 7 областей Украины, которые будут перенимать успешный опыт музеев Донетчины и Луганщины. Участники предыдущих сезонов станут тренерами для своих коллег».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать