Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Две войны и пять тысяч часов в небе

Командир звена вертолетной эскадрильи военной части. А 1604 полковник Павел МУДРЫЙ 30 лет тому назад прошел Афганистан и уже пять лет держит оборону на Донбассе
17 января, 11:25

Если бы кто-то сказал ему — выпускнику Саратовского высшего военного летного училища, молодому лейтенанту за штурвалом МИ-8, который спасал раненных солдат в Афганистане, — что через 30 лет ему придется пройти этот ад опять, даже больше — на родной земле, он никогда бы не поверил. Выйдя на пенсию после военной службы и налетав тысячи километров как гражданский пилот, полковник Павел Мудрый вынужден был вернуться на военную службу и стать на защиту Украины — бок о бок с молодыми пилотами. Российско-украинская война кардинально изменила его планы на жизнь, но полковник ни на минуту не жалеет о своем выборе. Говорит, что небо — это его родня, и будет летать он до тех пор, пока оно позволит.

«Я уже был «черпаком», списанным со службы по состоянию здоровья, потому что Афган так просто не проходит. Работал гражданским пилотом в одной зарубежной частной компании, осуществлял доставку грузов, в основном по Азии. Зарабатывал достаточно неплохие деньги, семье хватало. В начале войны у меня уже была открыта виза в Судан, но, услышав о первых погибших, в возрасте, как мой сын, — не выдержал, махнул рукой и вернулся в Украину, — начинает свою историю Павел МУДРЫЙ. — И возобновиться на службе было непросто. Гоняли по кабинетам, как мальчика, но я добился своего. Прошел комиссию, собрал все документы, и в начале 2015 года зашел по контракту особенного периода. Все было будто, как перед Афганом. «Учебка», тренировка, командный дух. Отличие одно — тогда я был молод, и меня все учили, теперь я уже старый и сам всех учил. Я могу уйти со службы в любой момент. Но не могу, ребята и небо держат. Не нужно думать, что это какой-то героический поступок, совсем я не герой. Нет! Таких как я — идейных дядь — в войске много».

«ЛЕТИШЬ И ДУМАЕШЬ: «ТОЛЬКО БЫ ДОВЕЗТИ ЕГО ЖИВЫМ, ТОЛЬКО БЫ ВЫДЕРЖАЛ»

Первого февраля будет ровно пять лет, как Павел Мудрый вернулся в армию. За его плечами 54 года жизни, больше 30 из которых он отслужил в авиации. Говорит, что по меркам пилотов он уже давно «мамонт», но порох с пороховниц вытряхивать не собирается, потому что чувствует свою нужность на фронте. Сознается, что за это время украинская армия окрепла в разы, молодые пилоты быстро учатся, потому что талантливые и мотивируемые. Те, что пришли вместе с ним в 2015 году, уже при погонах, заняли должности замполитов или командиров. Сознается, что ребята, бывает, работают на грани, начиная от взлетного веса и заканчивая маневрами, режимами эксплуатации вертолета. Рядом с молодыми несут службу и его однолетки. Они не пасут задних рядом с молодыми.

«Когда я еще был в «учебке», со мной учились два борттехника, подполковники, которые когда-то меня молодым лейтенантом учили. Им было уже почти 60 лет на тот момент. Но ничего! Прошли три полигона в полном боекомплекте, потому что авиация — это постоянные тренировки, напряжения и драйв, — продолжает Павел Мудрый. — В настоящее время со мной служит борттехник, майор Сергей Батов (на фото). Он, кстати, по национальности белорус, но любит и защищает Украину, читает Шевченко наизусть, хорошо знает нашу историю. Рядом со мной летает уже четвертый год! Также идейный (улыбается. — Авт.). С таким составом работать одно удовольствие, хотя  работа нелегкая. Бывает, летишь и думаешь: «Только бы довезти его живым, только бы выдержал». В такие моменты все делаешь интуитивно, погружаешься в размышления — сколько еще? когда удастся довести это дело до конца? Я не говорю об окончании войны любой ценой, ведь что это значит!? Нужно дело завершить, вернуть свое и отдать дань памяти всем погибшим».

«НИКОГДА НЕ СКАЖЕМ «НЕТ», ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЕТ О СПАСЕНИИ БОЙЦОВ»

Командир звена вертолетной эскадрильи неохотно рассказывает о нынешних военных буднях, говорит, что это, прежде всего, — работа. Между тем отмечает, что любой пилот — всегда в бою — с законами физики, с законами природы, с врагом. Каждая посадка в кабину вертолета — это вызов, но не геройство, потому что, как говорит Павел Мудрый, опытный пилот пытается не залезать туда, откуда нужно с героизмом вылезать.

«Каждый из нас делает свою работу: вы в тылу, мы  на войне. У вас свои вызовы, уверен, что они также непростые, а у нас свои — в небе, — отмечает командир. — Бывает, ничего не предвещает беды, а ситуация может измениться кардинально, за считанные минуты. Вот не так давно вылетели мы тремя экипажами, погода — ясная, ситуация — спокойная. На полпути попадаем в тучи. А каждый борт летит со скоростью больше двухсот километров в час, каждый весит свыше двенадцати тонн и машет лопастями на 12 метров. Плюс в тучах вертолет начинает покачивать. А видимость — нулевая. Конечно, мы к этому готовы, знаем, как действовать, но ощущение не из приятных, и нужно продолжать делать свою работу, потому что разве можно отказаться доставить раненого с поля боя?! С первых дней, с тех пор, как я здесь, мы с ребятами договорились, что никогда не скажем «нет», если речь идет о спасении бойцов».

«НЕ СМЕЮ НАЗВАТЬ СЕБЯ КАЗАКОМ, А ВОТ ГАЙДАМАКА, ЧТО НАДО»

Несмотря на скромность, Павел Иванович выделяется среди других своих коллег не только искренним пылким нравом, но и внешним видом — носит оселедец и роскошные усы. Сейчас он верит, что ничего в жизни не бывает случайно и если судьба дает знак, его нужно учитывать. Вспоминает случай, когда он еще работал в частной компании и одесские пилоты привезли книгу воспоминаний одного из проводников Холодного Яра зарубежного издательства. Он заинтересовался, взял полистать, а ребята говорят: «Так возьми почитай, как твои земляки давали чекистам прикурить».

Павел Мудрый признается, что не великий почитатель писаного слова, больше по технике «выступает», но эта история заставила его недоспать несколько ночей в командировке. После прочтения книги маршрут его жизни изменился. Он понял, что вся история, которую ему рассказывали в школе, училище, была лживой. Происходила определенная переоценка ценностей и открылись глаза на свое. Он начал искать много исторической информации, исследовать историю своей семьи, родного края, по которому, как оказалось, в свое время прошли холоднояровцы.

«Несмотря на оселедец и усы, я не смею назвать себя казаком, потому что для этого нужно иметь за плечами соответствующую школу, а вот гайдамака, что надо. Мститель по зову сердца, — улыбается полковник. — Сам родом из села Зарудье на Оратовщине, Винничине. Это район, где действовали гайдамаки и проходили холоднояровские казаки. Красивый край с работящими людьми. Мои родители работали в колхозе, папа всю жизнь на машине. Никто из них не побуждал меня идти в военное училище, пришло приглашение и я поехал на конкурс.

За время учебы оброс множеством друзей — из разных стран мира, «дружественных» республик, в том числе и из России. Но когда началась война, я заморозил все отношения, чтобы не портить отношения, так нам не о чем настоящий момент говорить?! Это понял после случая с бывшим однокашником. Он сам из Макеевки, служил и живет сейчас в Подмосковье, выкладывает на своей странице в соцсетях «кашу из головы». Пишет, как в оккупированном Донбассе сейчас «харашо жить». Ну если «харашо», то почему ты до сих пор в Подмосковье, почему бросил Родину?! Если нечего сказать, то лучше молчать».

«НАШИ ПОТОМКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СИЛЬНЫМИ, А СИЛА — В ИСТОРИИ»

Сейчас Павел Иванович имеет две мечты. Первая — посетить родину деда, который был репрессирован в 1937 году, село Марьяновку. Он самостоятельно искал сведения о нем (жалеет, что в советское время и при военных побегах этого делать не смел). По крошкам собрал информацию, воспроизвел семейную историю. Жалеет, что не успел рассказать ее матери, которая рано умерла, но донес правду о деде родным дядям и их семьям. Вторая мечта — не потерять приобретенное, чтобы передать внуку. Павел Мудрый мечтает, что его потомок вырастет настоящим казаком, здоровым  и крепким. Сможет достойно продолжить семейную историю.

«У меня прекрасная семья. Со своей женой Ириной я познакомился еще в 1986 году на выпускном из училища. Многое хотел бы поменять в своей жизни, но точно не ее. Случайная встреча позволила мне получить надежный тыл в ее лице. Ирина сама из Саратова, но настоящая патриотка Украины Она подарила мне двух прекрасных детей: дочку и сына. Старшая дочь уже имеет внука, которого люблю больше всего на свете, — с теплом рассказывает Павел Мудрый. — Наши потомки должны быть сильными, а сила — в истории. Чем правдивее она будет, тем более сильными и гордыми мы станем, — отмечает полковник. — Дети должны знать, из какого они рода, кто были их прадеды, на какой земле они родились, кто по ней ходил до них. Целые поколения отважных умирали за Украину, они заложили фундамент для нашей прочности. Достаточно просто стать на ноги и расправить плечи, как Атлант».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать