Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Дефект главного зеркала,

или Почему миру нужны «лирики»
20 октября, 19:42
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Сегодня «День» продолжает начатую экспертную дискуссию о качестве и проблемах современного гуманитарного образования (см. № 158, 2 сентября, и №16, 9 сентября). Свою точку зрения предлагает доктор исторических наук, профессор Виталий Стецкевич. Как он признался, именно эти мысли он хотел изложить в развернутом письме вице-премьеру по гуманитарным вопросам и министру образования и науки

ТЕЗИС 1

Гуманитарная составляющая нашего сообщества ныне пребывает в тени, на некоей обочине, как пасынок. Довольно только внимательно посмотреть вокруг и прислушаться, если только есть потребность и желание увидеть и услышать, и поймешь: такой фундаментальный фактор гуманитарной составляющей нашего бытия, скажем, как культура в ее широком понимании (а не только в том, за что отвечает Министерство культуры и туризма) выглядит заброшенным и не отвечает современным мировым стандартам.

Здесь я собирался призвать на помощь таких авторитетных гуманитариев современной Украины, как О. Гончар, И. Дзюба, С. Крымский, Е. Сверстюк и Л. Костенко. Но остановился на последней, вспомнив ее эссе «Гуманітарна аура нації, або Дефект головного дзеркала». Дело в том, писала она, что когда американцы в свое время запускали с мыса Канаверал опытную станцию с каким-то особенно мощным телескопом, который имел прецезионно точную систему зеркал, то, обнаружив в последний момент дефект главного зеркала, остановили запуск, устранили дефект и только тогда запустили этот телескоп на орбиту. И далее самое существенное из Л. Костенко: «В переносном значении таким телескопом, с такой системой зеркал у каждой нации, в каждом обществе должен быть весь комплекс гуманитарных наук, с литературой, образованием, искусством — в сложном спектре этих зеркал и отражений общество может иметь объективную картину... Эффект главного зеркала, точность его оптики играют решающую роль. У нас же этот телескоп устарел.... Имеем не эффект, а дефект главного зеркала».

Перечитав этот фрагмент, на полях я написал: «Нужно начинать первую лекцию 1 сентября для студентов нашего технического университета, а возможно, и не только для них, именно с этой высокой сугубо гуманитарной ноты Лины Костенко...»

ТЕЗИС 2

Человек — единственное существо на Земле, которое создает то, что назывется культурой, или культурным продуктом. И создает не бездумно и бесцельно, а для собственного употребления. И чем больше он создает этого продукта и чем больше потребляет из мировой культурной сокровищницы — тем более он окультурен, цивилизован. Культура и человек — суть единое целое. И гуманитарная составляющая всего образования призвана выстраивать это гармоничное единство. Представить себе человека без культурного багажа, «человека неокультуренного» трудно; ведь от рождения через всю жизнь и всю систему воспитания и образования человека, как писал уважаемый мной философ Мераб Мамардашвили, окультуривают , наполняя его, в первую очередь гуманитарными знаниями (сказками, умением разговаривать, читать, писать, рисовать, стихотворения запоминать, мир познавать и тому подобное), что только и дает возможность поднять его до уровня ЧЕЛОВЕКА.

ТЕЗИС 3

С подписанием Украиной Болонских соглашений и попыткой овладеть европейскими стандартами образования, ситуация с преподаванием гуманитарных дисциплин обострилась. И это в то время, когда гуманитарная образованность тех, кто приходит в высшую школу, падает. Почитайте письменные работы, написанные как будто бы на государственном языке, и вы долго не заснете. Заметьте: речь идет о тех, кто уже, казалось бы, должен в школе усвоить нормы языка, кто через 4—5 лет получит диплом о высшем образовании.

Приглашаю к студентам одного из нардепов. Боже милостивый! Если бы я и мои коллеги знали и слышали раньше его экспромты. С первой же фразы он ошеломил: «Вот тут вам говорят, что Шевченко говорил и писал по-украински. Это неправда. Я его читал. Писал он по-русски. Я тоже буду с вами разговаривать по-русски. Думаю, вы не против...»

Безусловно, время требует, чтобы просветительскую ниву адаптировали к требованиям современного мира и вывели ее на новые стандарты образования. Особенно учитывая переход нашей цивилизации в сферу жизни, где господствующую роль играют информационные технологии и происходит переход от индустриального общества к информационному. Но будет ли человеку уютно и комфортно жить в такой среде? Еще О. Гончар записал в дневнике: «Когда речь идет о достижениях техники, науки здесь можно говорить о всемогуществе человеческого разума. Если же коснуться проблем нравственности, человечности, умения мудро сосуществовать, то...»

ТЕЗИС 4

Есть еще один фактор, который заставляет ставить вопрос о важности и имманентности гуманитарной составляющей во всей системе образования и воспитания. «Современное образование, если ориентироваться на последние основополагающие документы ЮНЕСКО, призвано помочь человеку научиться познавать, научиться делать, научиться жить и научиться жить вместе» (К. Астахова). Следовательно, человека, а дипломированного специалиста особенно, нужно научить учиться всю жизнь, учить этому нужно всем, кто причастен к просветительскому труду. Есть здесь и большое поле собственно для гуманитариев. Особенно в условиях нашей повседневности, в условиях жизни, обозначенной радикальными системными изменениями (от политических до общественных) и трансформациями.

ТЕЗИС 5

Создается впечатление, что мы уже далеко «не впереди планеты всей» в сфере культуры. Даже в той ее части, где всегда считалось, что здесь мы уже точно на первых позициях: имеем в виду то, сколько и что мы читаем. Сегодня издаем (то есть печатаем книг в Украине) и читаем, оказывается, значительно меньше, чем в подавляющем большинстве развитых стран мира. Александра Коваль — известная в Украине организатор книжного форума во Львове, — недавно об этом говорила с отчаянием и болью. «Куда идем, братья?» — хочется закричать, особенно после того, как одна студентка на мои упреки по поводу того, что она за последние три года ни одной (!) книги не прочитала (потому что не было потребности, по ее словам), с вызовом сказала: «А вот я слышала, что жена футболиста Бекхэма за всю свою жизнь не прочла ни одной книги и ничего. Она супермодель и живет себе миллионершей...» В это время за дверями аудитории другая студентка, которая только вышла, громко рассказывает коллегам: «Ой, девки, что он грузит! Короче. Говорит Катьке: Вы каких классиков европейской литературы знаете? Прикинь. Кошмар. Шо ему надо, блин?» Это группа сдает «Историю мировой и отечественной культуры»...

Живем мы вместе и в условиях засилья маскультуры и попсы, а не только заброшенной среды. (Страшно подумать: во времена моего детства мы пили воду из нашей речки Саксагань, а ныне — только покупаем питьевую воду!).Вы давно были в ближайшем от вас парке культуры и отдыха? Сходите. Особенно вечером и попробуйте найти там следы культуры и еще и культурно отдохнуть... Конечно, можно жить и в такой среде. Но это уже не жизнь — полноценная и духовно богатая, — которой человек достоин и к которой стремится весь цивилизованный мир. Это существование и барахтанье. Хотим ли мы такую?

ТЕЗИС 6

Посол Германии в Украине Дитмар Штюдеманн писал, что определенное время у него на родине «не воспринимали утверждения о том, что культура может касаться экономики, прибылей. Мы не привыкли мерить экономическими определениями такие понятия, как культурное или духовное наследие — то есть все то, что является основой культурного развития. Теперь понятно, что это была ошибка. И мы до сих пор усваиваем уроки этой ошибки. Первыми их усвоили немецкие бизнесмены...» Очевидно, что и нам стоит, учитывая чужие ошибки, не повторять их, а наоборот, усвоить уроки тех ошибок, которые когда-то допускали не только в Германии, но и в других странах Европы и Северной Америки. Но вот и наш земляк философ Сергей Крымский на парламентских слушаниях по вопросам культуры в апреле 2005 г. отмечал: «Ни одна нация не выходила из кризиса только благодаря материально-экономическим факторам».

ТЕЗИС 7 (ЗАВЕРШАЮЩИЕ ВЫВОДЫ)

Из всего сказанного (и оставленного за пределами этого текста) вытекает:

Гуманитарное образование — от школы до вуза — крайне необходимо; оно отвечает требованиям и вызовам времени. Есть ли резервы для улучшения всего гуманитарного образования — от дошкольных до высших учебных заведений? Безусловно, есть. Как есть и понимание специалистами того, что здесь нужно делать. Дело за взаимопониманием с чиновниками, законодателями и физиками. Нужны диалоги, поиски компромиссов. Физикам и лирикам надо быть в одной упряжке. Каждому свое делать, а в итоге у нас будет гармонично образованный специалист, имя которого — Человек.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать