Черный и Белый
От графита до алмазаИтак я остановился на том, что как такие разные исполнители, как Джимми Хендрикс, родитель тяжелого рока, сгоревший в алкогольно-наркотическом огне, и такая монументальная рок-группа, кaк «Пинк Флойд» (периода 70—90-х), олицетворяющая созидание, могут ассоциироваться с одним и тем же, черным цветом?
ДА БУДЕТ СВЕТ!
В энциклопедии свет трактуется как «электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом, то есть в диапазоне частот 4,0 X 10 в 14 степени — 7,5 X 10 в 14 Гц.
То есть это — высокоэнергетическое излучение. Дабы глаз стал его воспринимать, «излучатель» надо основательно «раскочегарить».
Кстати то, что Гете называл «положительными цветами« (красный, оранжевый, желтый) и «отрицательными» (голубой, синий, фиолетовый) — классифицируются сейчас как теплые и холодные. То есть по степени «нагретости». Условно говоря, черную материю нужно «нагреть» до состояний излучения. То есть белый — «бывший черный».
Размышляя о природе черного, я ассоциативно вспомнил систему: графит — алмаз.
Как известно, у них одинаковый химический состав — углерод (С), но гигантская разница в структуре.
Алмаз — высокий порядок структурной организации (октаэдр), графит — низкий (слоистая).
Алмаз — воплощение света (высочайший показатель преломления — 2,4), графит черен как тьма.
Искусственный алмаз производится высоким давлением, достигаемым при помощи взрыва. Есть и технологии статического обжатия, которыми занимался мой отец в 60 —70-х в Киеве в ведущем институте СССР этого профиля — ИСМ (Институт сверхтвердых материалов).
Чтобы получить незначительное количество синтетических алмазов (некрупных к тому же), графита требуется в десятки раз больше.
И колоссальное количество энергии нужно для того, чтобы произошел качественный скачок (однажды даже атомную бомбу рванули в угольной шахте в надежде насобирать «алмазный урожай»). В естественных условиях, конечно, процессы превращения длятся столетиями...
Неожиданно в моем воображении возникла картина звездного неба. Только ленивый поэт не сравнивал звезды с «алмазными россыпями на черном бархате небес».
То бишь черный — основной фон.
Учеными уже доказано, вакуум — не условная «пустота», как считалось до некоторых пор, а низкоэнергетическое поле.
Получается, что материя «низкого порядка» служит «топливом» для создания высокоэнергетических систем, дающих свет. (Примерно как в обыденной жизни — уголь для производства тепла на ТЭЦ и, соответственно, электричества).
Выходит, что во Вселенной черного должно быть гораздо больше по соотношению к белому, поскольку это «материал». И соотношение между ними, как в треугольнике-пирамиде (см. рис.).
Лишний раз в голову приходит мысль о том, что и наша жизнь, и вообще световые категории являются достаточно дефицитными штуками во Вселенной. Вспомним, в каком количестве тьмы вращаются наша и другие галактики. Больше будем ценить «что имеем».
Черный — первичный материал. Не случайно художник Казимир Малевич «дошел» до своего «Черного квадрата», отметая «послойно» образы и предметы. Он справедливо считал «черный квадрат» — «первоосновой», некоей «грифельной доской» для Творца.
ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ
Однако вернемся к «Пинк Флойду» и Хендриксу.
Значит, черный — не только символ распада, то есть «поглощающий», но и «аккомулирующий», то есть «накопливающий энергию». (Может пресловутые Черные Дыры — те же аккумуляторы?).
Вопрос только в том: куда направлен вектор энергии — на разрушение или на созидание.
У двух таких разных исполнителей, как Хендрикс и «Пинк Флойд», разная направленность энергетики. Если Хендрикс — черный цвет, олицетворяющий энергию, ведущую к распаду, то «Пинк Флойд», напротив — это черный, уже накопивший энергию перед переходом в белый.
В основе пинк-флойдовского альбома «Темная сторона Луны» (1973) — ритм сердца, уходящий в космос, затем возвращающийся через ритм станка, печатающего деньги, и опять — к ритму сердца. Смычка Космоса и Земли, сознания и подсознания через человека.
Изумительно и оформление их альбома. Дизайн разработал талантливейший художник Джордж Харди (группа «Хипнозис»): на черном фоне в призму падает белый луч, и происходит спектральное разделение. Единственно: лучи уже разных цветов не «разбегаются»(как происходит в действительности), а идут направленным «радужным» пучком. Возможно, в этом символически отражено действие Воли, как силы способной фокусировать свет (в буквальном и в переносном смысле).
Когда с черным в общих чертах стало понятно, мне захотелось расписать спектр цветов-эмоций по своей мировоззренческой системе Вертикаль (связь человек — Небо)+(Точка Пересечения — Бог) Горизонталь (связь человек — Земля), которую я представил в номерах «Дня» №№ 66,76,82.
НИКАКИХ СОМНЕНИЙ!
Конечно, Вертикаль+Горизонталь — переведенная в философскую плоскость математическая декартова «система координат». И стоит, наверное, подробнее остановиться на создателе этого понятия, французе — Рене Декарте (1596 — 1650). Он является воплощением аналитического Западного мышления. И потом, именно он заложил основы «Учения о свете» (диоптрике).
Во времена Декарта расплодилось множество скептиков, подвергающих сомнению все и вся. Они «нападали» и на восточные концепции, основанные на чувствах и интуиции, а значит, не подлежащие проверке.
Декарт же поставил целью вывести НЕСОМНЕННОЕ. То, что можно повторить и в чем можно убедиться неоднократно. Что касается философии — это логическая цепочка, что касается других областей знаний — практические опыты. Такую тактику определила его судьба.
Мать Декарта умерла от легочной болезни, когда ему не исполнилось и года. Родился создатель аналитической геометрии хилым, и врачи постоянно ставили под сомнение само его существование.
С ярлыком «нежилец» прошло его детство, отрочество и юность. По-видимому, уже будучи молодым человеком, такое отношение, в конце концов, его основательно разозлило. И первое, что он решил доказать — несомненность собственного существования!
Само существование, как известно, подвергается сомнению и в некоторых традиционных индусских философских системах. Мол, майя, все! То бишь — иллюзия. А Декарту захотелось все же, чтобы на его счет никаких сомнений не существовало: он — это действительно он. Рене, а ни кто-нибудь другой. Да! И теперь, даже спустя четыреста лет, мы признаем, что он — это точно он. А не, к примеру, Архимед. Но для это парню пришлось проявить характер!
В школе иезуитов, куда отдал юношу родитель, Рене увлекся верховой ездой и фехтованием, что весьма закалило его организм.
Но все же наставники, в связи с первоначальной слабостью здоровья воспитанника, сделали поблажки (хоть иезуиты!) и разрешали ему валяться до 10 — 11 часов в постели.
Именно это время он называл «наиболее плодотворным для мыслей» (лично я с ним абсолютно солидарен!). Всю жизнь Декарт придерживался такого «режима». Только однажды отказался, что для него и стало роковым. Но не будем торопить события...
Кстати, в Париж этот молодой дворянин заявился почти в то же самое время, что и герой Дюма д’Артаньян. Но результатом в упражнении шпагой стало для Рене не мушкетерство, а трактат «О фехтовании».
Мог бы и об игре в карты написать, да бросил это занятие, увлекшись математикой. Тогда же он сформулировал для себя основные правила «игры в жизнь»:
1. Исходить в своих рассуждениях только из таких положений, которые предстают в уме ясными и отчетливыми и не вызывают никаких сомнений в своей истинности.
2. Разделять каждую сложную проблему на составляющие ее части вопросы, чтобы каждую часть в отдельности лучше разрешить (дедукция).
3. В своих рассуждениях стараться переходить от предметов самых простых и легко познаваемых к познанию более сложных вещей, от известного и доказанного — к менее известному и недоказанному (индукция).
4. Стараться не совершать никаких пропусков в своих рассуждениях в процессе логического хода мыслей.
Благодаря подобным «строгостям», он в 24 года заложил основы аналитической геометрии, связав геометрию с алгеброй. Открытие состояло в том, что любую кривую можно описать при помощи уравнения с двумя переменными и наоборот...
Впоследствии он специально запутанно и длинно написал свой оригинальный труд «Геометрия», дабы «лишить завистников возможности сказать, что все они давно это знали».
Ох, как мне знакомы такого рода отзывы! Но я, ради дорогих читателей, не могу воспользоваться этим способом, а, напротив, пытаюсь излагать предельно просто. Хотя иной раз ужасно тянет «замутить», чтобы поиздеваться над умниками. Однако тираж, друзья — серьезная вещь...
Декартова система координат оказалась весьма удобной не только как средство подсчета, но и для того, чтобы продемонстрировать философско-нравственные категории, что я и сделал на примере принципа Вертикаль+Горизонталь. У меня даже получилось объединить Западный и Восточный подходы, используя соотношения черного и белого цвета и, соответственно, эмоций, которые символизируют цвета спектра.
Но об этом читайте в следующем пятничном номере.