Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Борьба коррупционных агентов»

В парламенте зарегистрировали ряд законопроектов, нацеленных на уничтожение системы международных закупок лекарств
15 июня, 09:48
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Верховная Рада может быстро отменить то, чего так долго добивалось сообщество пациентов. В парламенте зарегистрировали ряд законопроектов, которые практически уничтожают закупки лекарств по государственным программам через международные агентства.

Напомним, что уже два года Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Королевское агентство Великобритании Crown Agents и другие специализированные структуры с мировым именем закупают для Украины необходимые лекарства и вакцины. Конечно, процедура несовершенная, но государство получает препараты без посредников, закупая их напрямую у производителей, что дешевле и быстрее. Теперь кому-то очень захотелось вернуть старые правила игры, когда в тендерах Министерства здравоохранения принимали участие одни и те же фармацевтические компании, когда работали схемы «откатов» и подставных фирм. Странно, что инициатором таких нездоровых изменений является парламентский комитет по вопросам здравоохранения.

ЛАЗЕЙКА ДЛЯ ПОДСТАВНЫХ КОМПАНИЙ

Так, автором законопроекта №6245 «О внесении изменений в статью 1 Закона Украины «О публичных закупках» (относительно перечня специализированных организаций, которые осуществляют закупки)» является глава упомянутого комитета Ольга Богомолец. В объяснительной записке к законопроекту говорится, что международные агентства не справились со своими обязательствами: закупки начались несвоевременно, например, до сих пор завозятся лекарства по программам 2015—2016 гг. (хотя уже норма для Украины, что тендеры проводятся с опозданиями), цены слишком высокие, еще и нарушаются сроки годности лекарств.

Поэтому написанный Ольгой Богомолец законопроект предлагает расширить перечень организаций, которые могут покупать лекарства для Минздрава. Член правления «Центра противодействия коррупции» Александра Устинова комментировала ранее: «Можно просто зарегистрировать дистрибьюторскую компанию ООО «Чебурашка», выиграть тендер на ProZorro на услуги по обеспечению обороноспособности, которые будут идти под грифом «Секретно» из-за войны, и ты уже можешь принимать участие в процессе закупок лекарств для Минздрава и избираться подрядчиком. То, чего пытались избежать в начале запуска международных закупок, — невозможности зарегистрировать подставные компании, которые будут закупать для государства лекарства, пани Богомолец хочет вернуть назад, открыв двери всем».

Еще один законопроект №6194 «О     внесении изменения к статье 17 Закона Украины  «О лекарственных средствах» (относительно сроков пригодности лекарственных средств, закупленных с привлечением специализированных организаций)» касается сроков пригодности лекарств. Он должен быть не менее 12 месяцев. Для украинских дистрибьюторов таких требований нет. В «Центре противодействия коррупции» убеждены, что из-за этого вырастут цены на препараты, закупленные международниками, а перечень лекарств, которые они могут приобрести для Украины, существенно сократится.

«РЕЧЬ ИДЕТ НЕ ТОЛЬКО О ДЕНЬГАХ»

Законопроекты №6367 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно обеспечения осуществления закупок лекарственных средств и медицинских изделий)» и №6494 «О внесении изменений в статью 2 закона Украины «О публичных закупках» (относительно осуществления государственных закупок с привлечением специализированных организаций, которые осуществляют закупки) прописывают более жесткие условия для работы международных агентств в Украине и отменяют упрощенную регистрацию лекарств, льготные условия маркировки препаратов и т.п. В объяснительных записках к обоим проектам приведены жалобы, что международники все равно закупали лекарства через посредников. Последними часто становились украинские компании, которые и раньше принимали участие в закупках, поэтому никакой экономии средств не произошло. С одной стороны, сопротивление изменениям — нормальная реакция. Ломать старые правила игры не всем хочется, особенно если кто-то имел от этого выгоду.


РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.

 

«На закупках от международных агентств сэкономлено 620 миллионов гривен. Очевидно, раньше эти средства находили своего владельца, который сегодня хочет вернуть все на старые рельсы, — считает Виктория Тимошевская, директор программы «Общественное здоровье» международного фонда «Відродження». — И речь идет не только о деньгах. Сегодня существенно меняются подходы к формированию номенклатуры (списки препаратов, которые следует покупать по конкретным государственными программами лечения. — Авт.). Ранее подавляющее число номенклатуры составлялось согласно «профессиональному» мнению одного-двух человек — главных внештатных специалистов, людей влиятельных в направлении определенной специализированной программы. Эти люди считают, что только они уполномочены решать, что следует покупать за государственные средства, потому что они признанные специалисты и владеют определенными регалиями. Они пытаются дискредитировать новую систему закупок. Я не говорю, что международные организации — это панацея. Сейчас государство в лице Минздрава пытается сформировать свое агентство по закупкам, но оно не появится завтра, тем более когда есть такая борьба коррупционных агентов и их попытки вернуть все потоки себе».

ОТ СЛОВ — К ДЕЙСТВИЯМ

В целом распространение «страшилок» о медреформе, блокирование Верховной Радой необходимых для ее старта правительственных законопроектов и появление альтеративных законопроектов являются кадрами одного фильма об изменении украинской системы здравоохранения.

«Нужно вынуждать наших политиков либо делать полезные вещи, либо не вредить, — считает Александр Ябчанка, эксперт «Реанимационного пакета реформ». — Это хорошо показывает голосование в парламенте по пакету медицинских законопроектов. Если внимание общества приковано к тому, что делают народные депутаты, им придется принимать определенные законы и отвечать на запрос общества. Реформа системы здравоохранения показательна, потому что министерство решило делать политику в так называемый «цикл выработки публичной политики». Минздрав просто начал публично обсуждать свои предложения с заинтересованными сторонами, а это так или иначе каждый гражданин. После того как реформу обсудили в Киеве, предложили Кабмину принять ее концепцию. Правительство это сделало, а дальше министерство поехало в регионы. После этого появляется реакция сопротивления. А      министерство лишь предлагает перейти от слов к конкретике и действиям».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать