Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Богдан ПРОЦЬ: «Необходимо уже сейчас готовиться к следующим пожарам»

Эколог — о продолжительности и особенностях восстановления сожженных территорий и добровольных пожарных формированиях
19 августа, 17:35

После последнего масштабного лесного пожара на территории Северодонецкого и Новоайдарского лесоохотничьего хозяйства Луганской области (а горело 6 — 13 июля) прошло чуть больше месяца. А о нем в СМИ никто уже и не вспоминает. И это несмотря на то, что пять человек погибли, многие остались без крыши над головой, и леса и того, что в лесу, выгорело немало. По информации пресс-службы Луганской облгосадминистрации, размер ущерба, причиненного чрезвычайной ситуацией только от потери лесных насаждений, составил более 450 млн гривен.

Кабинет Министров целево предоставил 54,71 млн грн, и это средства на нужды людей, проживающих на этой территории, а также на осуществление Гослесагентством мероприятий по ликвидации последствий пожара.

Что, собственно, в первую очередь нужно делать для того, чтобы быстрее восстановить сожженные природные территории? Об этом «День» беседовал с руководителем «Дунайско-Карпатской программы», заведующим отделом Государственного природоведческого музея НАН Украины, кандидатом биологических наук, старшим научным сотрудником Богданом Процем. А перед тем — небольшой экскурс в историю масштабных лесных пожаров в Украине уже в наше время.

ИЗ-ЗА АНОМАЛЬНЫХ МЕТЕОУСЛОВИЙ. НО НЕ ТОЛЬКО

— Поскольку память человеческая — довольно короткая, прошу назвать территории в Украине, где в последние годы произошли пожары. И какой из этих пожаров вызвал больше всего бедствий — я имею в виду площадь сожженного леса?

— Однозначно, человеческая память коротка, поэтому все катастрофические явления — будь то наводнение или пожар — быстро забываются. Но, собственно, чтобы их побороть, нужно готовиться к борьбе с ними в период их отсутствия. Последним знаковым пожаром стал пожар в Луганской области, однако особенно опасным оказалась пожар в Чернобыльской зоне, так как он связан с риском переноса радиоактивного загрязнения. Также были многочисленные, но небольшие по масштабу пожары во Львовской, Ривненской, Житомирской и во многих других областях. В последние годы самым большим по площади охвата был пожар в Чернобыльской зоне — более 50 тыс. гектаров, тогда как в Луганской области — более 5 тыс. гектаров. Возникновению пожаров на этих территориях способствовали аномальные погодные условия 2019 — начала 2020 года, в частности — теплая бесснежная зима. По информации метеостанций, за прошлый год зафиксировано всего 58 — 63% от среднегодовой нормы осадков и на 2,6 — 2,8 єС выше нормы температуры воздуха. В течение холодного периода года фактические метеорологические условия были благоприятными для высыхания горючих (легковоспламеняющихся) материалов и повышения уровня пожарной опасности. Также одной из причин развития пожаров до катастрофических масштабов оказалось крайне низкое увлажнение пойм рек, водно-болотных угодий и торфяников, пересыхание части противопожарных водоемов, что затрудняло борьбу с пожарами.

Согласно материалам «Отчета комиссии по оценке последствий пожаров в экосистемах Чернобыльского радиационно-экологического биосферного заповедника в течение апреля 2020», который подготовили сотрудники заповедника, собственно, наибольший ущерб от пожаров понесли объекты историко-культурного наследия. Особенно ценные памятники народной деревянной архитектуры были уничтожены огнем в селах Лубянка и Иловница. Конечно, за 34 года после Чернобыльской катастрофы много недвижимых памятников традиционной культуры Полесья претерпело необратимые разрушения под воздействием различных природных факторов. Однако на территории зоны отчуждения еще сохранилось до 20 традиционных деревянных зданий конца XVIII века. — первой половины ХХ в., которые составляют значительную культурно-историческую, этнографическую ценность. Однако вследствие пожарной ситуации на территории зоны отчуждения существует риск их потери. Так что нужно уже сейчас готовиться к следующим пожарам.

Сложность ситуации заключается также в том, что наша страна находится в состоянии войны. Есть подозрение, что причиной начала последних крупных пожаров является работа диверсионных групп, которые проникают на нашу территорию и пользуются высоким уровнем возгорания леса (период сухости), близостью территорий (недалеко от границы или оккупированных территорий) и немногочисленностью населения на этих территориях. Анализ возникновения и распространения этих пожаров указывает на человеческий, преднамеренный, фактор.

ВАЖНО ВОССТАНОВИТЬ ПРИВЫЧНУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДУ

— Сколько примерно лет нужно для того, чтобы восстановить уничтоженную огнем территорию, и какие специалисты должны над этим работать, ведь сожжены и флора, и фауна?

— Все зависит от интенсивности огня, объема ресурса, который сгорел, а также от типа ландшафта. Если территория подверглась только поверхностному или низовому огню (то есть горели подстилка, кусты или камыш), то она быстро восстановится для всех типов ландшафта. Если был верховой огонь преимущественно в зрелых и перезрелых посадках соснового леса, то восстановление такого леса может длиться до 25 лет, если не проводить посадочных работ. Поскольку толстый слой пепла на пепелище может препятствовать естественному восстановлению деревьев на протяжении многих лет.

ТАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЖАРА В ОВРУЧСКОМ РАЙОНЕ НА ЖИТОМИРЩИНЕ, КОГДА ОГОНЬ ИЗ ЛЕСА ПЕРЕКИНУЛСЯ НА ЖИЛЫЕ ДОМА ПОСЕЛКА МАГДИН (СГОРЕЛО ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ДОМА, УЦЕЛЕЛО — ВСЕГО ЧЕТЫРЕ), УВИДЕЛ В АПРЕЛЕ ЭТОГО ГОДА БИЛЬДРЕДАКТОР «ДНЯ» НИКОЛАЙ ТИМЧЕНКО / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»

Такое возгорание может произойти и в посадках молодого леса в длительные бездождевые периоды, когда неосторожное обращение с огнем может привести к масштабному пожару. Поверхностный огонь, включая «огонь вихрем» и развитие хорошо развитых высоких огненных конвекционных колонн, собственно, образуют самую высокую температуру горения на территории, что способствует расширению зоны поражения.

Сложными и опасными являются и пожары на торфяных территориях, которые предварительно пытались осушить для добычи торфа. Горение таких территорий продолжалось, образуя опасные полости внутри почвы. Эти территории не подлежат восстановлению в исходное состояние, так как торф формировался десятки тысяч лет — это порода растительного происхождения, образованная из неразложившихся растительных остатков (трав, мхов и древесины), которые минерализовались вследствие высокой влажности и плохого доступа воздуха. Кроме того, на месте выгорания торфа нужно создавать водно-болотные угодья — озеро, пруд или канал, чтобы предотвратить будущие повторные возгорания этих территорий. Поскольку климатические изменения будут этому способствовать.

При восстановлении растительности постепенно будут восстанавливаться популяции видов животных, которые будут проникать из соседних территорий. Важно восстановить привычную природную среду.

ОЖИВИТЬ СОЖЖЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ

— С чего должны начинаться восстановительные работы? Наверняка, речь идет прежде всего об очищении территории? И если не производить очистку, то чем это грозит?

— Каждый тип экосистемы требует своего подхода при проведении восстановительных работ. Отдельные территории, скажем, болотные или прирусловые (заросли тростника), не требуют специальных мер восстановления. Они легко восстановятся в весенний сезон.

Очистка территории нужна только на исключительных территориях — например, тех, где есть высокое радиоактивное загрязнение.

На почвах с высоким содержанием пепла нужно проводить лесовосстановительные работы.

Пепел является хорошим природным удобрением для роста молодого леса.

САМОВОССТАНОВЛЕНИЕ — ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

— Насколько необходимы дополнительные силы для восстановления уничтоженных пожарами лесов? Я имею в виду питомники, которых не очень много в Украине?

— Для восстановления таких территорий нужны питомники, так как семена, которые в основном содержатся в почве, при высоких температурах также погибают. В Украине есть достаточное количество питомников в системе лесного хозяйства — несмотря на сокращение их площадей. Собственно, такое лесовосстановление поможет оживить сожженные территории.

— Какие деревья уместно высаживать? Возможно, те, которые быстрее растут?

— Нужны десятилетия, чтобы семена проникли и проросли в таком толстом слое пепла. Собственно лесовосстановление природных видов должно быть основной мерой. Нужно высаживать дубовые смешанные группировки, которые не настолько легковоспламенимы, как сосновые. Не нужно заниматься посадками инвазионных пород деревьев, которые растут быстрее, чем природные. Затем эти посадки будут причиной таких экологических проблем, как отсутствие различных видов животных в этих посадках, грибов и другой биоты. Мы не можем рассчитывать на многочисленные экосистемные услуги от таких инвазионных древостоев.

— Что еще нужно делать на территориях, которые будут восстанавливать после пожаров, кроме высадки деревьев? Возможно, какие-то специальные противопожарные полосы?

— Конечно, проведя посадку леса, нужно уже думать о специальных противопожарных мероприятиях. Для проведения этих мероприятий должны быть надлежащие технические средства — машины, резервуары для воды и т.п. Кроме того, на отдельных территориях и лесных массивах (с повышенным уровнем возникновения пожаров) нужно создавать противопожарные полосы — разрыва поверхностного огня, если он возникнет. Также на таких территориях нужно поднимать уровень грунтовых вод, восстанавливая различные водно-болотные угодья. Поскольку увлажнение почвы будет охранять от возникновения и распространения огня.

— Знаем, что природа самовосстанавливается. Уместно ли говорить об этом в смысле лесных пожаров?

— Частично природа способна самовосстанавливаться. Если это луговые или болотные группировки, то они восстанавливаются быстро. Для таких группировок один пожар в пять-десять лет является положительным явлением, однако ежегодные пожары приводят к деградации группировок. Лес также способен восстановиться, но это длительный процесс. Восстановление леса после пожара является длительным явлением. Если это эксплуатационные леса, то мы теряем значительный ресурс. Если выгорит старый 150-летний лес, то он сможет восстановиться без вмешательства человека только за такой же промежуток времени и если условия будут соответствующими, а возможно и никогда!

НУЖНА ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ МЕСТНЫХ ГРОМАД

— Известен ли опыт аналогичных работ в других странах? И проводят ли вообще у нас такие работы? Или все бросают на произвол судьбы — как и в отношении большинства вопросов, касающихся сохранения природы?

— Иногда таким территориям за рубежом предоставляют возможность естественного развития без вмешательства человека — только в случаях национальных парков. Как правило, пожары являются злом в странах ЕС, и курить за рубежом в лесу или на своем участке — запрещено. Каждая громада имеет соответствующие противопожарные службы, которые должны работать в тех массивах, где они размещены. Это добровольные службы. Материально их обеспечивает громада, но пожарная служба является добровольной. Ведь Чернобыльская противопожарная служба имеет большой опыт того, как действовать в городе, но недостаточно эффективна при лесных пожарах. Нужно соответствующее обучение. То же самое касается природоохранных территорий, которые порой слабо обеспечены технически и не подготовлены на случай пожаров, особенно в горах. Закупленные противопожарные машины для карпатских парков несколько лет назад не достаточно пригодны для работы в горных массивах и играют роль скорее хороших экспонатов на проверках. Эта покупка напоминала скорее очередную коррупционную сделку. Поэтому сложно наладить эффективную противопожарную работу ради сохранения природы в такой ситуации...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать