Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Археология и... вечная любовь

Доктор исторических наук Николай Бандривский — об уникальном экспонате в львовском Музее истории религии
20 июня, 11:22

В Музее истории религии во Львове есть экспонат, от созерцания которого перехватывает дух: скелеты мужчины и женщины, которые вот уже почти три тысячелетия, обнявшись, спят вечным сном. Скелеты были «вырезаны» вместе с землей и экспонируются в музее в том виде, как они были найдены археологами. Это пращуры Ромео и Джульетты?

С просьбой рассказать историю отыскания и дать объяснения относительно этого экспоната обращаюсь к доктору исторических наук, заведующему отделом Института религиоведения Львовского музея истории религии, старшему научному сотруднику отдела археологии Института украиноведения им. И. Крипьякевича НАН Украины, профессору кафедры археологии и специальных областей исторической науки Львовского национального университета им. И. Франко Николаю БАНДРИВСКОМУ.

«НА ТЕРРИТОРИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЫСОЦКОЙ КУЛЬТУРЫ ИЗВЕСТНО 58 ПАРНЫХ ЗАХОРОНЕНИЙ»

— Николай Стефанович, когда, как и где было найдено это захоронение?

— На протяжении 1995, 1996, 1998,  2004 годов археологическая экспедиция Института украиноведения им. И. Крипьякевича НАН Украины совместно со Львовским Музеем истории религии около с. Петриков на южной окраине г. Тернополя исследовала один из наибольших на сегодня обнаруженных в Центрально— Восточной Европе некрополей позднего периода эпохи бронзы, который свыше трех тысячелетий тому оставили носители так называемой Высоцкой культуры. На сегодня в Петрикове обнаружено 183 захоронения, из которых шесть парных, то есть таких, в которых одновременно были похоронены два лица, чаще всего — мужчина и женщина. Среди этих парных захоронений в Петрикове одно уникальное: в могиле, крепко обнявшись, лежат мужчина и женщина. Их лица обращены друг к другу, чела соприкасаются. Женщина, лежа на боку, правой рукой прижимает мужчину к себе, положив запястье руки на его правое плечо. Ноги женщины, согнутые в коленях, лежат поверх выпростанных ног мужчины. На обоих покойниках лежали бронзовые украшения, а в их изголовье — расставлена полукругом глиняная посуда: миска, горшок и три черпака.

— Много ли таких парных захоронений найдено на территории Украины?

— Одной из наиболее интересных, но одновременно и наиболее сложных проблем исследования древних обществ             — попытка воссоздания их тогдашних духовных ценностей, миропонимания, религии, форм поклонения Богу. Обычно, обо всех этих вещах мы пробуем говорить после анализа результатов раскопок святилищ, храмов. Однако не больше ли всего информации о тогдашнем духовном мире наших пращуров мы черпаем из древних захоронений, в которых по покойнику, его ориентации относительно сторон горизонта, положения рук, ног, головы и сопроводительных вещей     — украшений, оружия, предметов быта — имеют первостепенное значение.

Имеющиеся на сегодня данные дают основания именно так, а не иначе ставить вопрос о «любви — навеки», утверждая, что над настоящими чувствами время не властно. И то, что эту сентенцию древние европейцы воспринимали не как метафору, а как постулат, правило, согласно которому жили, свидетельствуют недавние раскопки украинских и итальянских ученых.

Парные захоронения в Высоцкой культуре — привычное явление. Впервые на них натолкнулись еще в конце ХІХ в. И.Шараневич и М.Грушевский, когда начали раскопки некрополя в с. Высоцкое вблизи г. Броды на Львовщине. После парные захоронения в разное время были открыты экспедициями Т. Сулимирского, В. Канивца, Л. Крушельницкой и мной еще на пяти могильниках. Поэтому, на сегодня на территории распространения Высоцкой культуры известно 58 парных захоронений. Сравнивая такие захоронения в других уголках Европы и у нас, нужно отметить, что если в Европе умерших мужчин и женщин просто укладывали рядом, то в парных захоронениях Высоцкой культуры умерших всегда укладывали так, чтобы они были близкими, нескрываемо симпатизировали друг другу: то ладони женщины вложены в ладони мужчины, то уста одного касаются чела другого, то руки обоих переплетены, обнимая друг друга.

—  Каким временем датируют эти захоронения?

— В Высоцкой культуре традиция хоронить мужчину и женщину одновременно (к этому, по-видимому, побуждали какие-то исключительные обстоятельства) просуществовала с XI до конца VIII в. до рожд. Хр. Мной издан общий труд с нашими американскими коллегами, в котором опубликованы результаты углеродного анализа костей с парного захоронения из Петрикова, согласно которому захоронение состоялось в пределах второй половины XI — начала X в. до рожд. Хр.

По свидетельству еще М. Грушевского, найденные им захоронения принадлежали представителям восточносредиземноморской расы. Эти выводы нашего выдающегося соотечественника подтвердились также и современными данными из Петриковского могильника.

«РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В РАННЕИСТОРИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ ЕВРОПЫ ОСТАЕТСЯ ВСЕ ЕЩЕ НЕДОСТАТОЧНО ИЗУЧЕННОЙ»

— Николай Стефанович, наконец, наиболее жуткий и наиболее интригующий вопрос: как уходили в «лучший из миров» женщины? Их вынуждали к этому морально? Совершали над ними физическое насилие? Казнили?

— По оценке патологоанатомов, уложить уже неживые тела в такие объятия просто невозможно. Скорее всего, по мнению этих специалистов, по крайней мере, один из покойников придавал эту своеобразную позу своему телу перед смертью сам. Напрашивается догадка, что — согласно тогдашним ритуалам и обычаям — женщина, при определенных обстоятельствах, считала лучшим уйти вслед за своим умершим мужчиной. Для этого, скажем, ей достаточно было выпить настойку цикуты (травянистого растения), которая, кроме яда, содержит, еще и наркотические вещества, которые дают возможность легко и безболезненно отойти в небытие. По нашему мнению, это было решение, которое женщина принимала добровольно. Возможно, после смерти мужчины она не считала нужным иметь другого, привыкать к другому образу жизни. И, соответственно, считала лучшим отойти в «лучший из миров» вслед за своим мужчиной. Это в любом случае не был ни акт суицида, ни уход от трудностей, реальностей в свое время. Такой поступок со стороны женщины был предопределен, как допускаемый, лишь внутренним духовным порывом, попыткой и дальше быть рядом со своим суженым.

Очевидно, в то время на западных поприщах сегодняшней Украины в среде носителей Высоцкой культуры был очень развит институт семьи и брака, который предусматривал незаурядные взаимные обязанности одного перед другим. И потому общество того времени воспринимало как должное, что женщина добровольно уходила из земной жизни вслед за своим мужчиной. Дело в том, что люди позднебронзовых времен, очевидно, совсем по-другому трактовали феномен смерти, чем большинство из нас сегодня. Основополагающей причиной этого была вера в бессмертие человеческой души и последующее ее существование в Вечности.

Возможно, именно в обычаях позднего периода эпохи бронзы следует искать истоки этого загадочного обряда, который через полторы тысячи лет не раз был засвидетельствован средневековыми хронистами. Так, византийский император Маврикий в описании обычаев славян (VІ—VІІ вв.) пишет, что «... славянские женщины сверх всякой меры хранят верность своим мужьям, причем настолько, что многие из них сами себя удавливают после смерти мужа, не желая вести уединенной жизни». Подобную информацию о западных славянах представил в VІІІ в. и св. Бонифаций, по словам которого «... славяне так ревностно лелеют супружескую любовь, что женщина после смерти мужчины, лишает себя жизни. Добродетельной считается женщина, что собственной рукой наносит себе смерть, чтобы вместе с мужчиной сгореть на одной кипе (дров очага захоронения. — М.Б.)».

Даже в Литве еще в начале ХІІІ в. сохранялся обычай, в соответствии с которым вдова после смерти мужа наносила себе смерть добровольно. Например, в Ливонский хронике  1205 г. сказано, что «... рассказывал один священник, который тогда в Литве находился в плену, что в одном селе 50 женщин убили себя после смерти их мужей. Это и не удивительно, ведь они верят, что со своими мужьями во второй жизни скоро опять будут жить».

Обычай хоронить женщину вместе с мужчиной описан также и в «Велесовой книге». Но есть ли она источником данных для историков, когда известно, что она является плохо скомпилированной фальшивкой, о которой много написано и украинскими, и западными исследователями!? А тот факт, что эта книга гипнотизирует какую-то часть сегодняшних украинских этнографов, учителей, часть деятелей общественных организаций, я объясняю нежеланием этих лиц искать сначала доказательства подлинности упомянутого произведения, а уже потом решать, вносить ли ее в образовательные программы. Тем более что сегодня ультраправые организации Российской Федерации очень широко пользуются «Велесовой книгой», черпая из нее идеи «Общеславянского языческого мира», и делают все для того, чтобы нивелировать христианские ценности, а  внедрить «исконно русские обряды и верования».

Что касается уже упомянутых похожих захоронений в Европе, то в феврале  2007 г. мировые информационные агентства сообщили об открытии итальянскими археологами такого захоронения в Мантуи. Поэтому, открытие сразу нескольких таких захоронений доказывает, что роль женщины (а шире — взаимоотношений мужа и жены) в раннеисторических обществах Европы остается все еще недостаточно изученной. Поэтому считаем, что парные захоронения наподобие Петрикова и Мантуи со всей очевидностью демонстрируют всем нам достойный удивления мир чувств и супружеских обязанностей, которого придерживались в Европе свыше трех тысячелетий тому назад.

— Что остается еще неисследованным в таких парных захоронениях?

— Не знаю, так уж необходимо ли доискиваться генетического родства (или его отсутствия) носителей Высоцкой культуры с современными галичанами и Волынью. С тех пор на наших землях сменилось с десяток протодержавных образований, которые, как и в каждой другой стране современной Европы, сосуществовали с другими культурами, нередко совсем другого этнического происхождения. Вообще, с вопросами генетики относительно археологических исследований следует быть чрезвычайно осторожным.

Невыясненными для меня продолжают оставаться и другие вопросы относительно носителей Высоцкой культуры. Например, имела ли женщина право идти вслед за своим умершим мужем, если у них были дети? Имел ли право мужчина лишать себя жизни, то есть идти за своей женой, если она умирала первой? Какой была религия тех людей, ведь их обряд захоронения — это лишь частица отражения их мировоззрения, их тогдашних взглядов на мироздание, на жизнь и смерть, на последующую судьбу их душ. Вопросов немало.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать