Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Амбассадоры памяти-2

Элина Моденов о том, как в Шотландии сосуществуют прошлое и инновации
12 февраля, 09:27

«День» продолжает открывать читателям малоизвестные страницы из истории и современности Шотландии (начало — в №19-20 (2021 г.)). На этот раз сертифицированный гид по этой стране, член Ассоциации туристических гидов Шотландии Элина Моденова расскажет, почему говорят, что все великие изобретатели — шотландцы, какую роль играет местная аристократия в сохранении национальной самоидентификации и каковы связи Шотландии и Украины.

«ВСЕ ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ — ШОТЛАНДЦЫ»

— Шотландцам в своей инициативности есть у кого учиться. Могли бы вы рассказать об известных деятелях отсюда родом.

— Есть такое выражение «Все великие изобретатели — шотландцы», и нам просто не хватит времени, чтобы перечислить все имена. Потому что почти все, от школьной доски до бозонов Хиггза, придумали они! Поэтому я перечислю те, которые наиболее известны. И первое имя знает каждый, кто хоть раз в жизни держал электрическую лампочку. Это — Джеймс Ватт, талантливый инженер, родившийся близ Глазго. Ватт изобрел двухцилиндровый паровой двигатель, начав таким образом новую индустриальную эру паровозов, пароходов, добычи угля с помощью паровых двигателей, новых фабрик и заводов. С этого изобретения началась промышленная революция, которая и сделала Британию великой мировой империей XIX века.

В середине XVIII в. Эдинбург был центром Просвещения. Я уже называла такие всемирно известные имена, как Адам Смит, Дэвид Юм, Джеймс Геттон, которые жили и творили в те времена. Значительны достижения шотландцев и в медицине. Хлороформ, как первую анестезию, изобрел профессор Эдинбургского университета Джеймс Янг Симпсон, а основателем антисептической хирургии стал профессор университета Глазго Листер со своим изобретением карболовой кислоты. В ХХ веке шотландец Александр Флеминг изобрел пенициллин.

Изобретатель телефона Александр Белл тоже был шотландцем. Как и выдающийся физик, основатель корпускулярной теории света, электродинамики и электромагнетизма Джеймс Кларк Максвелл. Оба родились в Эдинбурге в середине XIX в. А любимый с детства писатель Роберт Луис Стивенсон ходил в ту же школу, где учился Максвелл. Кстати, эта школа, которая называется Эдинбургская академия, существует как учебное заведение и сегодня. А основал ее Вальтер Скотт.

Еще одно имя — Эндрю Карнеги, который благодаря невероятной работоспособности, всесторонней одаренности и настоящему предпринимательскому таланту, стал самым богатым человеком Америки XIX века. Стальной магнат, который понимал значение образования для развития государства и общества. За личный счет он построил 2500 библиотек в Европе, в частности, в родной Шотландии. Ну и наш современник, выдающийся ученый, лауреат Нобелевской премии за изобретение бозонов Хиггза профессор Питер Хиггз. Среди шотландцев — 11 лауреатов Нобеля.

Я уверена, что такой прорыв в разных областях наук стал возможным для шотландцев благодаря традициям хорошего образования. Первый закон об обязательном образовании для всех слоев населения был принят еще в 1702 году! Все получили возможность учиться, доступ к знаниям. Таким образом, за сто лет накопилась критическая масса хорошо образованных и трудоспособных людей, что и дало толчок началу промышленной революции, которая превратила Британию в мирового лидера. Когда в Российской империи еще не отменили крепостное право, Великобритания уже строила пароходы.

«КЛУБ РОБЕРТА БЁРНСА»

— В одном из сообщений вы указывали, что в Шотландии аристократические титулы, как и имущество, передаются из поколения в поколение уже на протяжении нескольких веков. Какую роль играет аристократия в современной Шотландии?

— Да. Здесь до сих пор существует право майората, которое определяет, что герцогский титул, поместье и земля передаются по наследству от отца к старшему сыну. Остальные дети в семье тоже имеют титулы, представляют собой современное шотландское дворянство. Более 60% земли в Шотландии принадлежит именно им, наследным аристократам, то есть находится в частном владении. Это огромные фермерские земли как для выпаса скота, так и посевные, это лесные и горные территории для охоты, участки специального научного интереса, естественные заказники и много других земель разного назначения и свойств.

Исторические замки, дворцы и имения, в которых и сейчас проживают аристократы, представляют общий культурный интерес, поэтому они, как музеи, открыты для посещения. Опекают это дело специально созданные компании — трасты. Деньги, которые аккумулируются, тратятся на содержание исторических помещений, а владелец имеет определенные налоговые льготы, так как налог на наследство очень высокий, если не ошибаюсь, до 50%. Поскольку Великобритания не знала социальных революций, дворянство не было уничтожено, их земли и собственность не были насильственно экспроприированы, и частная собственность в любом объеме осталась неприкосновенной. Были случаи, когда сам король мог отобрать землю или титул, но массовому разрушению этот класс не был подвергнут.

До 1999 года шотландские аристократы, герцоги и лорды представляли Шотландию в Вестминстерском парламенте как политики, члены Палаты лордов, наследственные пэры. Но после этой даты, когда благодаря всенародному референдуму в Шотландии возродился собственный парламент, система представительства изменилась.

Местная аристократия и сейчас продолжает играть важную роль в сохранении национальной самоидентификации, поскольку именно она является ее главным на сегодняшний день носителем. Всегда шотландские герцоги и бароны являются на королевские и другие светские мероприятия в Лондоне и по всему миру в килтах цветов своего исторического клана. Настоящий шотландец никогда на торжество не явится в штанах.

Местная знать — это посол своей страны, своей самобытной культуры и национальной традиции. Например, герцог Аргайл, который вручал нам синие значки гидов, является чифтаном, или вождем, клана Кэмпбелл, члены которого, то есть люди, носящие фамилию Кэмпбелл, и считают себя этническими шотландцами, живут по всему миру. Время от времени чифтан объявляет сбор своего клана и приглашает домой своих «кланзменов» отовсюду. Это прекрасная встреча под звук волынки, разные конкурсы, мини-спектакли, лектории, беседы и, конечно, застолье с хагисом и виски. То же самое касается и, например, клана Маклауд, председатель которого Хью Магнус Маклауд (1973 г.р.) является тридцатым чифтаном Маклаудов после смерти своего отца. И хотя он не такой титулованный, как герцог Аргайл Иэн Кэмпбелл, его родословная начинается тоже в раннем Средневековье. И тартан (цвета клана), и лозунг, и герб у каждого клана свой. Все это сейчас хранится ними — шотландской знатью.

ЗАМОК ГАНТЛИ, КОТОРЫЙ В СВОЕ ВРЕМЯ БЫЛ ОДНИМ ИЗ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ КЛАНА ГОРДОН

 

Приведу интересную статистику. В одном только Лондоне проживает более 10 млн человек, а по всей Шотландии — только 5 млн. Но по всему миру живет 50 млн шотландцев по происхождению. Такие фамилии, как Макдональд, Макинтош, Маккензи, Грант, Камерон Гордон, Скотт, Элиотт, Кеннеди и другие указывают на это. Они живут в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, но где бы шотландцы ни жили, они всегда создают свой очаг и продолжают традиции своей исторической Родины. Говорят, два шотландца — это дуэт волынок, три шотландцы — это клуб Бёрнса.

СПАСИТЕЛЬНЫЙ... ЧЕРТОПОЛОХ

— В ваших заметках Шотландия нередко появляется как страна легенд. Интересно, что некоторые из них даже отображены в символике — например, чертополох на гербе... Насколько распространенными являются эти истории среди населения?

— Да, это земля невероятной нордической красоты, чистых бездонных озер, бурных рек, полных форели и лосося, это край загадочных лесов, где живут феи, высоких гор, где ходят великаны, необъятных вересковых долин, где маленькие гномы изготовляют свой мед. Действительно, это очаровательная земля легенд и почти потустороннего мира. Древние предки шотландцев, кельты, оставили по себе какую-то тайну, которая возбуждает фантазию и отражается в устной и песенной народной традиции. С VI века идет к нам легенда о Лохнесском монстре, в которого люди продолжают верить и доныне. Мифическим персонажам устанавливают даже памятники. Самый яркий из них — кони «кельпи». Когда вы едете с Эдинбурга до Стерлинга, то по пути их и встречаете. 30-метровые головы коней, изготовленные из металлических пластин, будто вырастают  из глубины реки Карон, и у вас перехватывает дыхание от этого зрелища. Кельпи — это опасные духи рек и озер, которые поднимаются из глубин и превращаются в прекрасных серых коней, чтобы завлечь путника и затянуть его на дно. Поэтому и до сих пор, если кто-то утонул, то говорят, что его забрал кельпи.

Легенда о чертополохе пришла позже, со времен нашествия викингов. Говорят, что викинги хотели атаковать шотландцев ночью и, подплыв к берегу, не заметили густых зарослей колючего чертополоха. Острые иглы вонзились в тела врагов, и те выдали себя криками. Шотландцы были спасены. И вообще, этот маленький колючий сорняк с нежным фиалковым цветом — будто олицетворение самих шотландцев: из вида милый цветок, а попробуй, сорви — сразу поранишься до крови. Недаром лозунг рыцарей «Ордена Чертополоха», который является одним из наивысших королевских орденов Британии, — Nobody can touch me without punishnemt (Никто не коснется меня безнаказанно). Этот лозунг запечатлен также на гербе Шотландии.

ЭКСКУРССИЯ — УРОК ИСТОРИИ В ШОТЛАНДИИ

 

Замечательная легенда спрятана за флагом страны, the Saltire, который представляет собой белый Андреевский крест на синем небесном фоне. Говорят, что древний король Ангус выстроил перед боем свое войско, сам сошел с коня, упал на колени и начал страстно молиться святому Андрею — небесному защитнику и покровителю Шотландии, чтобы тот послал им победу в бою. Когда молитва стихла, то случилось чудо — всегда облачное шотландское небо просветлело до прозрачной лазури, и на нем нарисовалась белая диагональная полоса, которую крест-накрест пересекла вторая. Это был Андреевский крест и символ будущей победы. С того времени Андреевский крест стал флагом Шотландии. Прибавлю, что Святой Андрей является и Покровителем Украины, таким образом, наши страны являются «сестрами по отчеству».

— Очень важно, что память передается в легендах. В то же время важна и роль образования. В одной из заметок вы рассказывали, как детей привозят к памятникам истории не на экскурсию, а на урок, о костюмированных занятиях, которые «оживляют историю». Насколько это распространено?

— Известно, что учебный материал лучше всего усваивается на практике. В этой стране есть счастливая возможность не только рассказать ученикам о времени, месте и событии, но и показать, где именно это происходило, как, кто принимал участие, буквально на глазах детей, и с их участием реконструировать событие. Я сама, как гид, работая со школьниками, очень люблю применять такой «метод воплощения». Это всегда производит впечатление и запоминается надолго. Например, около Камня Судьбы, коронационного места древних шотландских властелинов, я предлагаю детям поделиться на кланы и предложить своего претендента на должность короля. А так и действительно было в истории — короля избирали из самых сильных. Или в имении Верховного Лорда Правосудия мы разыгрываем рассмотрение судебного дела, например, над девушкой, которую обвиняют в гадании. Ведь «охота на ведьм» также была одной из темных страниц истории Шотландии.

«ОДНА ИЗ ПЕРВЫХ ПРИЗНАЛА ГОЛОДОМОР В УКРАИНЕ»

— Наше государство нередко сравнивают с Шотландией. Какие, на ваш взгляд, есть общие черты?

— Украина в советское время испытала разрушение своей личной и неповторимой национальной идеи, казацкого свободного духа, благородной ментальности работящего и гордого народа с большим добрым сердцем и стремлением к спокойной независимой жизни в родном крае, в мире и добрососедстве. Во времена насильственной «англизации» в середине XVIII века, Шотландия также начала терять черты самобытной нации, которой присущи такие же   стремления, что и украинцам. Даже родное название «Шотландия» в имперской среде стало постепенно замещаться на обезличенную «Северную провинцию». И именно так, как в свое время зазвучит поэтическое слово Тараса Шевченко, на всю Британию прозвучат стихотворения Бернса, написанные на шотландском диалекте.

Великое возрождение шотландской национальной идеи, самоидентификации, самобытности началось во времена Вальтера Скотта и благодаря его огромному влиянию. В своих произведениях, написанных сочным художественным языком, Скотт рассказал миру о Шотландии, ее неповторимой красоте, ее героической истории, и пусть некоторые, наиболее кровавые страницы из нее писатель романтизировал, и все же дело было сделано. В 1822 году, под впечатлением от произведений Скотта, в Эдинбург приехал тогдашний Британский король Георг Четвертый. Это был первый почти за 200 лет визит короля в Шотландию, и он имел огромное значение. Результатом замечательного приема в Эдинбурге стала амнистия изгнанных из Шотландии «бунтарей», разрешение на ношение килтов и игру на волынках. Более того, в великосветских английских кругах начался бум на все шотландское. Клеточка стала самым модным орнаментом в одежде и интерьерах.

Новое возрождение понятия scottishness пришло с возвращением своего Парламента в 1999 году. Шотландский Парламент имеет наибольшую политическую самостоятельность в сравнении с Ассамблеями Северной Ирландии и Уэльса. Шотландцы снова почувствовали себя хозяевами на своей земле. В 2014 году в стране прошел референдум по вопросу окончательной и полной независимости страны, и большинство людей выразили желание не разрушать Великобританию и остаться в союзе с другими странами королевства в союзе, которому исполнилось 300 лет. Но история на этом не заканчивается. Возможно, и придет то время, когда потомки Вильяма Уоллеса и Роберта Брюса опять поднимут флаг, под которым их великие предки добывали свободу своей стране.

Шотландцы уважают свободолюбивых украинцев и их стремления к справедливости, к честности и порядку в своей стране. Нас с мужем больше никто не переспрашивает о том, где же это Украина и что же это за город Киев. А слово «майдан» стало употребляемым и понятным шотландцами без перевода. Шотландия одной из первых признала Голодомор в Украине. В Эдинбурге есть памятник киевскому князю Владимиру-крестителю и украинская униатская церковь. В Шотландии есть украинский клуб, который существует с послевоенных времен и объединяет украинцев, есть группы в «Фейсбуке». Те, кто живут здесь, никогда не теряют связь со своей Родиной и очень переживают за все, что происходит в Украине. Группа украинцев в Глазго собирала средства, вещи, когда нужна была помощь для АТО. Эта связь никогда не теряется.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать